Творческий учитель — творческий ученик
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ребенок – не кувшин, который надо наполнить,
а лампада, которую надо зажечь.
Творчество – это открытие себя и своих возможностей.
Нет смысла убеждать кого-либо в том, что педагогический труд – дело, прежде всего творческое. Педагог, остановившийся в своем развитии, живущий старым багажом, не успевающий следить за стремительным бегом времени, может дать занимающимся определенную сумму знаний, но никогда не сможет научить их постоянно пополнять эти знания. Сегодня стране нужны творчески мыслящие люди, способные к самостоятельному и нестандартному решению многообразных задач. В связи с этим основная цель системы образования - пробудить в человеке творца и развить в нем заложенный творческий потенциал. Современный учитель понимает, что педагогический процесс важно рассматривать не как две деятельности – учителя (обучающего) и ученика (обучающегося), а как деятельность совместную, как взаимодействие учителя с учениками. Воспитать творческого ученика может только творческий педагог. Для этого учителю необходимо развивать творческость в себе.
Педагогическая креативность – это определенная психическая и психосоциальная готовность личности учителя к изменениям педагогических ситуаций, позволяющая повысить эффективность взаимодействия педагога и обучаемого в совместной деятельности.
Показателями педагогической креативности являются творческое самочувствие (саморегуляция и самоконтроль, эмоциональная устойчивость, волевые качества, чувство радости, уровень работоспособности, любовь и доброта к людям) и творческие способности (находчивость, способность комбинировать, дивергентное мышление, визуальное творчество, способность ассоциировать). (Щербакова Е.Е., Формирование педагогической креативности студентов вуза в условиях профессиональной подготовки).
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии проблему креативности рассматривали П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.И.Божович, Ч.К.Борисов, А.В.Брушминский, М.С.Каган, А.Маслоу, Г.Л.Оттпорт, К.Роджерс, Е.Торранс и мн.др.
Решение этой проблемы связано с отказом от передачи только готовых знаний и ценностно-нормативных представлений в процессе обучения с помощью средств репродуктивности и выработкой новых психолого-педагогических технологий обучения личности, которые позволят учителю самому стать креативным.
Труд играет немаловажную роль в развитие способностей. Способности развивают главным образом в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возрасте – в игре, в младшем и среднем школьном возрасте - в учении. Дальнейшее их развитие происходит в юношеском возрасте, когда наряду с учением дети начинают более или менее систематически трудиться.
С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд, конструирование и др. Немалые возможности для развития творческих способностей существуют в трудовой деятельности. Ребенок должен определить свой художественный замысел и воплотить его в конкретном продукте труда, при этом используя свои творческие способности.
В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично. В ходе работы развивается моторика руки, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально - эстетические качества. Без сомнения, нет детей не одаренных, каждый одарен в какой-либо области, надо только найти эту область и помочь ребенку реализоваться. Поиск индивидуальных стратегий и тактик учения – основная задача педагога или ментора. Факт существования актуальной (очевидной, замеченной родителям и педагогами) и потенциальной (не очевидной для окружающих) одаренности делает особенно важной проблему прогнозирования развития. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать педагогу на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером? Вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способна творить педагогические чудеса. Это целевая установка, с которой учитель идет на занятия. В жизни часто оказывается важно не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, что у него есть. Максимально реализует свой потенциал не тот, кто более развит, а тот, кто более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели. Установлено что творческие действия учеников наиболее эффективно осуществляются в условиях сотрудничества учителя и ученика. Ученик, настроенный на такое сотрудничество, привыкший к нему, с готовностью включается в освоение нового упражнения.
Замечено, что в творческой деятельности успешны не те дети, которые хорошо учатся и имеют высокий коэффициент интеллекта. Одаренный ребенок далеко не всегда отличник. Известно, что Лев Толстой с треском провалил историю при поступлении в Казанский университет и его приняли благодаря усилиям его дяди вице-губернатора Казани. Огюст Роден в семинарии, где он учился, не мог выучить ни строчки из священного писания. он не понимал латынь, чтение и правописание. Его родители часто были просто в отчаянии, выслушивая учителей которые им доказывали, что их сын бездарь, если не идиот. Однако в 1888 году мир с изумлением и восторгом принял созданную Огюстом Роденом скульптуру под названием «Мыслитель».
В подтверждение нашей мысли о том, что безнадежные двоечники впоследствии оказываются гениями, можно сослаться на Альберта Эйнштейна, которого учителя знали как самого веселого и неунывающего двоечника в классе. А Федор Шаляпин? Шаляпина не приняли в церковный хор, в то время как «приемная комиссия» приняла Максима Горького.
Чаще всего одаренные в традиционной школе – троечники. Наша задача - помогать таким детям проявлять свои способности, предлагать пути их самореализации (рефераты, доклады, презентации).
Педагогическое сопровождение учащихся осуществляется в двух вариантах: групповое и индивидуально-личностное. В первом случае создание креативной среды обеспечивается сотрудничеством педагога и учащихся, диалогическими формами работы, использованием заданий, предполагающих творческую активность учеников. Второй подход предполагает создание условий для индивидуального развития ребенка за счет предоставления ему свободы в принятии самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Так как одним из основных противоречий школы всегда было противоречие между необходимостью установления дисциплины, подчинение всех учеников единым требованиям и необходимостью полного раскрытия творческих сил каждого ученика.
Специалисты предостерегают от обеих крайностей в требованиях взрослого к детям – и от чрезмерной, и от недостаточной регламентации. При чрезмерной регламентации подавляется творческая активность детей, при недостаточной - могут сложиться стихийные, неуправляемые формы их поведения. Учитель обязан владеть обеими полярными формами взаимодействия с классом – четкой нормированной и свободой действий. Одна должна быть направлена на создание базовых условий педагогического процесса: установление дисциплины, контакта, внимания, привитие обязательных навыков, другая – на создание непосредственных условий для полного раскрытия творческих сил, для совместного развития учеников и учителя. Учителю необходимо своевременно переходить от одной формы к другой.
Творчески работающий учитель никогда не ограничивается в обучении детей только уроками. Креативный педагог использует нестандартные формы обучения: предметные праздники, гостиные, тематические вечера, цель которых творчески развивать детей.
Педагогическая креативность направлена на сотрудничество педагога и ребенка, которое проявляется в успешной проектной деятельности (защита рефератов на школьных и городских научно-практических конференциях), победах в школьных, городских и окружных олимпиадах, в творческих работах одаренных детей
“Я прихожу в школу творить”, пять слов, а как много они значат. Дать шанс творить ученикам так важно. Ведь жизнь творческого человека – это захватывающая борьба личности и мешающих ей внешних обстоятельств. В ней есть свои законы и правила, взлеты и падения.
Философия образования должна помочь учителю осознать величие и глубину его роли, его исконное право, право свободы, и исконную ответственность не за внешнюю результативность «ретранслятора знаний», но за отдаленный во времени результат: за любовь к учению, за потребность в творчестве как смысле деятельности и существования. Только учитель может создать школу в ее подлинном высоком значении как «оазис» взращивания лучших сил человеческих для подлинного, преобразующего жизнь творчества.
Очень важными качествами современного педагога являются его креативные способности, желание преодолеть традиционность в процессе обучения в начальной школе особенно. Легко преодолевая стереотипы, мы готовы воспринять и реализовать в своей работе то, что интересно детям именно сегодня.
Сколько изобретено разных «моделей» нового учителя. Это актёр, романтик, великий профессионал, художник, исследователь музыкант, и, конечно же, это творческая личность. Надо иметь педагогический слух, чтобы различить в этих словах звуки настраивающихся инструментов оркестра. Вот она - настоящая симфонии педагогической жизни.
Проверяю себя на прочность,
Всё бегу и лечу куда-то.
Никогда не сидится на месте,
Всё попробовать в жизни надо.
Разбираю себя по букве,
По дыханию в каждом звуке.
А потом их сложить стараюсь,
Утром с песнями просыпаюсь.
Постигаю себя на ощупь,
Словно остров, открытый ночью.
Но, открытий моих пружина,
Ты навеки непостижима!
Без творчества учителя не может раскрыться творчество ученика.
«Заразить» любовью к окружающему миру, к творчеству, чтобы ребенок научился делать самостоятельные открытия, познавая себя, собственные успехи и достижения, свою творческую индивидуальность и уникальность. «Иметь возможность создавать вновь и вновь собственные миры - это необходимо каждому ребёнку», - пишет Бернар Колло. В этих мирах детский взгляд обладает силой закона; миры эти таковы, какими их видит ребёнок.
В любом классе есть творчески активные, любознательные дети, которые часто задают вопросы: «Почему? Как? Где?». Они стремятся к новым знаниям, ищут ответы. Задача педагога – выявлять таких детей, расширять их кругозор, содействовать развитию познавательных интересов, изучать и использовать новые технологии обучения, создавать все условия для развития познавательной активности и способностей учащихся.
Работа со способными и одаренными детьми составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе. Индивидуальная форма работы имеет существенное значение для успешного проведения занятий с учащимися во внеурочное время. Она способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Эта форма внеурочной работы дает возможность школьникам проявить творческую инициативу и активность. Примирить реальный мир и придуманную действительность, иметь возможность вновь и вновь создавать собственные миры - это необходимо каждому ученику. Для этого нужен взрослый, который способен стать Учителем, не желающим этому препятствовать, хотя это вызывает немалые сложности. Он должен быть ярким, почти недосягаемым и в тоже время близким и доступным. Он должен светить, но они должны знать, что этот свет они излучают вместе с ним. Он должен показать, насколько он интересен, необычен. Сопереживать, смеяться, испытывать досаду, ставить их перед проблемой. Тогда возникает сотрудничество. Мы стремимся помочь ученику рассказать о своих маленьких открытиях, облечь детские впечатления в практический результат (например, в текст или проект как итоговый продукт). Они трогают струны наших души, а мы - их. Мы - единый оркестр.
Это и есть симфония педагогической жизни. Учитель, педагог - актёр, романтик, художник, исследователь, музыкант.
Педагогика - одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. И за всем этим космосом чувств и диалогов стоят реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, так как неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.
« Народный учитель - ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное - детей, свою надежду, свое будущее. Эта благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу».
Деятельность учителя, в какой бы форме она не протекала,- это сложный по функциональной структуре и психологическому содержанию труд, требующий от человека проявления всех свойств и характеристик его личности. Глубоко был прав К.Д. Ушинский, который утверждал: «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
Как творец социального прогресса, как личность, советский учитель должен быть наделен высокой мерой идейной зрелости, политической сознательности, гражданской активности и ответственности. Стержень его духовной сущности составляет коммунистическое мировоззрения, которое определяет взгляды и убеждения, моральные и ценностные ориентации личности.
Ведущая роль принадлежит положительному мотивационно-ценностному отношению к педагогической профессии. В его основе лежит любовь к детям и глубокий, устойчивый интерес к педагогической работе. Хорошо об этом сказал Л.Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам».
Как субъект педагогической деятельности, учитель выступает, по определению К.Д. Ушинского, в качестве «практического психолога». Готовность учителя к выполнению профессиональных функций предполагает психологическую зоркость и наблюдательность, способность к идентификации себя с другими, или перцептивную способность. Эту характеристику дополняют динамические качества личности, отражающие общительность, инициативность, изобретательность, эмоционально-волевую устойчивость. Следует выделить специальные профессиональные качества: педагогический такт, выдержку, самообладание, профессионально-педагогическое мышление, позволяющее проникнуть в причинно-следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, отыскивать научно обоснованное объяснение успехов и неудач, предвидеть результаты работы.
Учитель призван управлять обучение, развитием и воспитанием формирующейся личности школьника. А чтобы управлять «нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование».
Знания, компетентность, образованность нельзя заменить никакими другими, даже лучшими человеческими качествами.
Творчество,- писал Б. Г. Ананьев,- это специфически человеческая деятельность, принципиально новая, преобразующая действительность».
Новаторство и творчество всегда были в традиции учительства. В. А. Сухомлинский, обращался к руководителям школ со словами: « Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку творчества».
В педагогике к творческой деятельности учителя относят:
умение увидеть в педагогическом процессе проблему и на этой основе сформулировать цель познавательной деятельности;
умение мобилизовать свои знания, опыт и умения, сформулировать гипотезу познания и на этой основе определить пути решения проблемы;
организацию опытно-экспериментальной работы, наблюдения за нею, обобщение результатов в форме выводов и предложений;
теоретическое и практическое осмысление идей, составляющих как сущность гипотезы, так и всего педагогического процесса;
осмысление и проверку ценности полученных результатов творческой деятельности педагога.
Творческая деятельность учителя осуществляется в двух основных формах:
применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям
разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее (В.В. Краевский).
Уровни творчества в деятельности педагога (по В.А. Кан-Калику, Н.Д. Никандрову):
уровень элементарного взаимодействия с классом (педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей);
уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;
эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности:
В одних выделяются способности личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
В других авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного.
В третьих, творческая личность представлена значимой характеристикой которой видное место занимает креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. При этом называется семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.
«Креативность (творческость) – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» (Е.П.Торранс).
К. Д. Ушинский указывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, ее результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и то же, «втянуться и вести преподавание почти механически». Он предостерегал учителей от этой опасности, звал их к постоянному движению вперед. Внешне роль школьного педагога скромна, но как в действительности велико общественное значение его труда! Ушинский считал, что общество должно относиться к учителю с большим уважением и заботой, неизменным вниманием.
Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.
Не знаю почему, но мне хочется, чтобы в этом непростом и суровом мире было как можно больше творчески одарённых личностей и как можно меньше неспособных в полной мере раскрыть свой потенциал, несчастных и озлобленных на всё неудачников. Ведь творчество ведет к рождению новых идей и нетрадиционных взглядов на вещи и события. Оно настраивает человека на устремленность в те дали, где царит все новое, еще не познанное и не освоенное....
Я – Учитель, который ценит возможность детей создавать свой творческий мир - мир радости открытий.
Из года в год, из часа в час,
Я вижу много детских глаз,
Всегда надеясь на взаимность.
Своей профессией горжусь!
Уходят дети – это минус,
Всё остальное – это плюс!
И ради них вся жизнь моя,
Забыто все: враги, друзья
Без колебаний в бездну ринусь!
К вершинам мастерства стремлюсь,
Не хватит жизни – это минус,
Но я учитель – это плюс!
Тюкалинский педагогический колледж - Преподавание в начальны15