Большая психологическая игра для педагогов.


Идеальная школа
Большая психологическая игра для педагогов
Цель: исследование социально-педагогического климата в педагогическом коллективе, актуализация профессиональной роли каждого члена коллектива, содействие сплочению и формированию команды.
Необходимые материалы:
- Модель идеальной школы (ИШ)- рисунок здания школы с пятью пустыми окнами (на ватмане). Около каждого окна проставлен номер. Под каждым окном оставлено место для письма (10-13 см.)
- Темы «окон» Идеальной школы, написанные на доске или ватмане.
- Бланки с номером «окна» ИШ – листочек, поделенный на две части (+ и -), в верхнем правом углу – номер темы.
- Два спичечных коробка ( с цветной бумажкой).
- Шкатулка и зеркало.
- Салфетки.
- Листочки, фломастеры и булавочки для упражнения «Объявление»
- инструментальные композиции (Роберт Майлз)
- Форма капитана Машины времени (кепка, темные очки, перчатки).
Участники: педколлектив школы, включая администрацию.
Необходимое время: 1 час 30 минут.
ХОД ИГРЫ
Приветствие «Здравствуйте!»
1. Приветствие «Здравствуйте!»
Цель: включение участников в работу.
Психолог: Здравствуйте, дорогие педагоги! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались, чтобы немного отдохнуть, расслабиться, посмотреть мультфильмы. В начале нашей игры я предлагаю всем участникам взяться за руки и поздороваться.
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.
ЗДРАВСТВУЙТЕ! (все: Здравствуйте)Психолог. Приглашаю членов педколлектива в зону, где стулья стоят по кругу, они занимают места.
Психолог. У нас есть возможность всем вместе на Машине времени попасть в Идеальную школу — школу нашей мечты. Машина времени устроена так, что для перемещения куда-либо мы должны точно задать параметры. Параметрами в нашем случае являются профессиональные роли, которые вы играете или можете сыграть в коллективе. В нашей школе есть: директор, завучи, педагоги-предметники, социальные педагоги, психолог и т.д. (при назывании профессиональной роли участник кивает, приветствуя всех).
2. Принятие правил группы:
Психолог после приветствия предлагает принять правила группы, если участники согласны, они громко хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами.
открытое общение
активность и юмор
безоценочное суждение
добровольное участие
здесь и сейчас
3. Разминка для педагогов «Сигнал по кругу»
Психолог: Итак, параметры заданы. Для отправления нужно подать сигнал. Будьте внимательны. Время — это движение! Займите места в кругу Машины времени. Сейчас все участники должны положить свою правую руку на левое колено соседа справа, левую — на правое колено соседа слева. Капитан корабля (директор школы) дает сигнал отправления — хлопок по колену коллеги. Сигнал передается по кругу (можно 2 круга), пока не вернется к капитану.
4. Упражнение «Друг к дружке!»
Психолог: чтобы размяться, поднять настроение, предлагаю поиграть в одну игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро! У вас есть ровно5 секунд , чтобы выбрать партнера и крепко пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:
- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
А теперь запомните: каждый раз как только я крикну: «Друг к дружке!»- вам надо быстро-быстро найти себе партнера и пожать ему руку. После этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак, друг к дружке!
- Ухо к уху!
- Бедро к бедру!
- Пятка к пятке!
Обсуждение
Понравилась ли вам игра?
Легко ли было действовать так бымстро?
Молодцы!
Мы переместились в будущее и теперь нам нужно создать свою Идеальную школу. Но сначала капитан Машины времени должен быть уверен, что вы — команда, что вы сплочены и понимаете друг друга, иначе ничего не получится.
4. Упражнение «Дар убеждения»
Участники путешествия во времени должны выбрать 2-х участников из группы. Каждому из них психолог дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того как оба участника выяснили, у кого в коробке лежит бумажка, каждый начинает доказывать публике, что бумажка именно у него. Задача «публики» решить путем консенсуса, у кого же именно в коробке находится бумажка.
5. Упражнение «Яблоко на блюдечке».
Цель: сплочение коллектива, снятия напряжения.
Психолог: Все мы знаем, что успешная работа зависит от психологического климата в коллективе: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других же — коллектив функционирует оптимально, и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Если климат благоприятный, то в коллективе коллеги относятся друг к другу доброжелательно, с заботой о каждом, доверяют друг другу. Сейчас мы посмотрим, сможем ли мы доверять друг другу. А сейчас давайте потеснее встанем в круг. Вытяните руки вперед. У меня в руках яблоко. Наша с вами задача прокатить яблоко по ладошкам и не дать ему упасть, как по блюдечку. А теперь в другую сторону. (Педагоги выполняют поручение)
Психолог: Скажите, что вы почувствовали, выполняя это упражнение? Попрошу каждого сказать хотя бы одно предложение.
Психолог: Вы — команда! У нашего коллектива большое сердце, оно радуется и грустит, переживает и сострадает. Давайте постараемся разобраться, что заставляет его грустить, а что радоваться.
6. Упражнение: «Мое сердце в школе поет, когда...»,
«Мое сердце в школе грустит, когда...»
По кругу путешественники озвучивают причины грусти или радости в своем сердце. Первый начинает с радости, второй говорит о причине грусти, третий опять о радости и т.д.
Мультфильм «Вместе мы сила!»
7. Тест-упражнение «Выбор»
Психолог: Внимательно прослушайте. Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете надкусанный пончик маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Комментарий психолога.
• если вы выбрали первый вариант, то вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
• если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешения и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда
оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
• если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
• если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Психолог: Молодцы!!!
8. Упражнение «Видеоролик»
Психолог. А теперь следующий параметр, необходимый для путешествия на Машине времени. Для того чтобы определить, по какому пути мы будем двигаться к Идеальной школе, надо вспомнить точку, откуда мы начинаем движение. Это школа, в которой вы работаете, наша Реальная школа.
Педколлектив делится на три подгруппы: учителя начальной школы, средней и старшей. В каждую группу должны войти представители администрации. Каждая группа должна придумать «видеоролик» (маленький фильм о типичной сцене из жизни школы).
Американской – фильм ужасов с юмором.
Французской - романтическая комедия.
Итальянской – боевик со стрельбой и мафией.
15 минут подготовка и по 5 минут демонстрация.
Обсуждение: Эффективность взаимодействия. Все ли реализовались? Кто был лидером? Кто чувствовал себя востребованным ? Кто хотел быть в стороне? Затем группы по очереди будут показывать его, а остальные должны узнать демонстрируемое событие.
Психолог: Мы определили исходную точку путешествия. Жизнь в нашей школе бурлит, и теперь можно приступить к определению той точки нашего путешествия, где и будет Идеальная школа.
Вы видите перед собой модель Идеальной школы (здание школы с пятью пустыми окошками). Ее окна открыты для нас, но пока мы не знаем, к чему стремимся, куда хотим попасть. Разобраться в этом нам поможет следующее. На ватмане (доске) есть список «окон»-тем. Для начала проанализируйте их. Затем на имеющихся у вас бланках напишите: в правой части — что вас радует в нашей школе, в левой — что огорчает. На каждое «окно» вы используете отдельный бланк с номером темы.
9. «Окна»-темы
1. Психологическая атмосфера в коллективе.
2. Возможность профессиональной самореализации и профессионального роста.
3. Оказание профессиональной поддержки и методической помощи.
4. Организация вашего труда, условия работы.
5. Возможность для совместного проведения свободного времени. Традиции коллектива.
Группа разбивается на пять микрогрупп (по темам). Каждая микрогруппа получает листки всего педколлектива по теме и в течение 15 минут анализирует ее. Результатом работы каждой группы должны стать выработанные условия, при которых изменится ситуация по обсуждаемому параметру. (Включается фоновая музыка.)
Затем от каждой группы должен выступить эксперт, который выписывает выработанные группой условия, зачитывает их, а затем приклеивает листик в соответствующее «окошко» модели Идеальной школы. Каждое «окошко» обсуждается педколлективом.
Психолог: Идеал, к которому мы стремимся, определен. Кто же будет прилагать свои усилия к тому, чтобы Машина времени перенесла нас к нему? Давайте обратим внимание друг на друга.
10.Упражнение «Снежинки»
Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:
— складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
— снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
— в третий раз проделывает то же самое;
— и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.
Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось.
Психолог: Обратите внимание, есть ли в нашей группе одинаковые снежинки? А похожие?
Обсуждение.
Мы все разные! Насколько хорошо мы знаем друг друга? Кто окажется в Идеальной школе?
Упражнение «Объявление»
Психолог: Помогите друг другу прикрепить на спине листок бумаги. Сейчас каждый напишет каждому, что в нем ценит: профессиональные, личностные качества, то, что отличает этого человека и члена коллектива от других. (Играет музыка.)
После того как все листы заполнены, их снимают и перемешивают. Ведущий зачитывает характеристику, задача участников — угадать свою.
Обсуждение.
Упражнение “Волшебное озеро”.
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Педагог - психолог: Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему. Вы в Идеальной школе!
Психолог: У нас есть ресурс кадров, способных реализовать проект Идеальной школы, есть знание того, что необходимо изменить. Сейчас мы разделимся на микрогруппы по профессиональным обязанностям: администрация, учителя, воспитатели, профсоюз, психологи и социальные педагоги и др. Каждой группе предстоит определить свою ответственность в Идеальной школе — что готовы сделать, какие обязанности берете на себя. Через 10–15 минут обсуждения в микрогруппах представитель от каждой группы должен будет в нашей модели Идеальной школы под каждым окошком написать, что данные специалисты берут на себя.
Обсуждение.
Психолог: Вот мы и достигли на своей Машине времени этой желанной временной точки — Идеальная школа. Пришло время зазвучать торжественной музыке.
Упражнение –раскрепощение «Хор»
Песню «В лесу родилась елочка» поют по заданию (группы вытягивают по 2-го задания), подготовка 5 минут
- африканские аборигены,
- индийские йоги,
- кавказские горцы,
- оленеводы Чукотки,
- индейцы племени апачи,
- английские джентельмены Упражнение проходит весело, снимаются зажимы, участники раскрепощаются.
Упражнение «Я в лучах солна»
Психолог: Выходя из Машины времени давайте вспомним свои качества.
Вы знаете, что каждый человек обладает качествами, как плохими, так и хорошими. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети: с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Около каждого лучика напишите что-нибудь хорошее о себе. (Педагоги выполняют поручение).
Рефлексия занятия«Сердце коллектива»
Цель: получить обратную связь от участников группы, обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.
Психолог: Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу Вас дать мне обратную связь, касаемо нашей игры с элементами тренинга, ведь Ваше мнение очень для меня важно и оно позволяет корректировать последующие занятия и совершенствоваться мне как ведущему тренинга.
Вы знаете, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес нашей встречи. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения, что больше понравилось, что не понравилось, что выполнить было труднее всего, что легче, что удивило, ваши пожелания и т. д. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.
(педагоги пишут свои предложения, замечания, пожелания)
Мультфильм «В единстве сила».
Психолог: Ну вот, все мультфильмы просмотрены , игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что мы – единое целое, каждый из нас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Спасибо всем за участие!
Завершить тренинг-игру мне хочется красивым и даже умным стихотворением «На что мы тратим жизнь?»
На что мы тратим жизнь? На мелочные ссоры,
На глупые слова, пустые разговоры,
На суету обид, на злобу - вновь и вновь.
На что мы тратим жизнь? А надо б на любовь.
На что мы тратим жизнь? А надо просто жить!
Жить и любить! Любить себя, свою семью, своих детей.
Всем Спасибо! До свидания!
С уважением Сапиева Саида Хасановна!