Развитие творческих способностей на уроках в во внеурочное время

Урюмцева Лариса Иосифовна
учитель музыки КГУ «Средняя общеобразовательная школа №13»
города Экибастуза Павлодарской Области


Развитие творческих способностей на уроке
и во внеурочное время.
Творчество это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это естественный способ нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано. И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.
Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.
Третья группа – это зависимость развития от характера и структуры деятельности.
Наше время - это время перемен. Сейчас Казахстану нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Начало обучения в школе - очень важный момент в жизни ребенка. Меняется основной вид деятельности: на смену игре приходит ученье. Этот новый неизвестный вид деятельности может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствует формированию заниженной самооценки. И если ребенку отводится роль не учащегося, а обучаемого, то очень скоро интерес к учению у части детей пропадает. Одним из важных приемов создания положительной мотивации учения, на наш взгляд, служит работа с использованием материала устного народного творчества. И детям, и взрослым хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, страшилки, смешилки, небылицы, превертыши. Все эти стишки в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без этих смешных стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не сможет ясно выразить свои мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему. Ведь веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это и есть своеобразная словесная игрушка. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Например, скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки - все это в первую очередь игры: в быстрое произнесение трудной фразы, в расчет, в подтрунивание над детскими ошибками, в неожиданный и напрасный испуг и т.д. Но в то же время все это стихи - детская игровая поэзия, которая помогает детям открыть для себя новый мир - мир творчества. Дети становятся актерами, изображают героев сказок, вспоминают особенности голоса, движений сказочных героев. Учитель создает возможности для творчества при использовании различного материала: бумагой, красками, мелками, тестом, песком, снегом, природным и бросовым материалом.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
При развитии потребностей и интересов в творчестве необходимо использовать различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.
Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Это следующие технологии:
Игровые технологии успешно используются на уроках. Технологию развивающего обучения, сущность которой заключается в организации учебного процесса, направленного на реализацию потенциальных возможностей человека.
Огромны возможности использования информационных технологий на уроках. Успешно апробируют проведение уроков с использованием интерактивной доски. Все хорошо понимают, что компьютер, DVD становятся уже не наглядным пособием, а основным элементом ведения урока. Что нужно чаще использовать Интернет, готовые цифровые образовательные ресурсы, создавать свои варианты уроков с эффективным использованием современных компьютерных технологий.
Как уже отмечалось выше, развитие творчества должно быть приведено в определенную систему, где вне учебной деятельности играет не меньшую роль, чем учебная. Вне учебная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка, и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Да и учитель не связан рамками программы и учебника.
Стихотворчество и художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация, театральное действо и исследовательская работа – все это включается в поток детского творчества.
Творческие уроки ставят ребенка в позицию творца: художника, музыканта, артиста. И ребенок учится видеть, слышать, красиво двигаться, чувствовать, выразительно говорить друг с другом на языке музыки. Потому этот будет УРОК нравственности, красоты, возвышенной духовности.
В начальных классах наиболее естественна игровая деятельность на уроках – это способы самовыражении, познания, подражания, творчества. А учитель является организатором художественно-творческого процесса: не руководит (не навязывает) а «подкидывает» какие-то идеи и предметы, которые становятся центром предлагаемых обстоятельств. Например, несколько палочек или камешков могут быть и строительными материалами, и орудием, и музыкальными инструментами. Кроме того, сам музыкальный инструмент может стать основным условием игры, выступить объектом экспериментирования и выразителем смысла самой игры; при помощи звуков этого инструмента можно организовать шествие, танец, дать сигнал, изобразить ссору, рассказать что-либо. Здесь-то и проявляются творческие способности.
Формирование положительной мотивации творчества на занятиях реализуется несколькими путями. Во-первых, в процессе становления детского творчества гармонично вплетена психолого-коррекционная работа с целью привития социально-ценных установок, устранение неверия в свои силы. Во-вторых, генеральной линией выступает мысль о творчестве как воплощении лучших побуждений человека, о связи творчества с трудом. В-третьих, формирование положительной мотивации обеспечивается занимательностью, созданием ситуации успеха, предвосхищением тех эмоций, которые желательно испытать ребенку. В-четвертых, должны быть предприняты меры по предупреждению затруднений учащихся, привлечению подбадривания, юмора.
Выполняя творческие задания, ребенок выдвигает и реализует собственные цели, формируется самооценка. Школьник получает представление, какой уровень работы над тем или иным заданием считать приемлемым, какой - хорошим и отличным. Исходя из этого, осуществляется и целеполагание. Самоэкзамен, преподнесенный в форме игры, предусматривается в самом конце занятий и снабжен указаниями об оценках, которые может себе поставить экзаменующийся ученик.
Такой метод работы дает и учителю, и ученику множество степеней свободы для творческой самореализации. Оно выступает средством дифференциации и индивидуализации обучения, и в этом отличие от уже созданного. Интегративность, вариативность этого использования дает учителю отличную возможность неформально организовать процесс обучения и воспитания, самому включиться в поток творчества, продуцировать мощные творческие импульсы.
Ученые давно заметили, что люди, вкусившие творчество, совсем по-другому живут и работают, становятся талантливыми во многих других областях. А ведь главное богатство любой страны – именно талантливые люди!

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
А творческий учитель тот, кто
- участвует в экспериментальной работе школы;
- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
- уважает личность ученика;
- дифференцирует объем и сложность заданий;
- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
- педагог содействует ребенку в формировании положительной концепции, самопознания и творческого само проявления.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.

Литература

Юдина Е. И. «Первые уроки творчества», Москва 1999г.
Журнал «Воспитание школьников» №6, №8. 2001г.
3.Асафьев Б.В. «Организация преподавания в общеобразовательной школе», 2006 г.
4.Лихачев Т.Б. Простые истины воспитания, «Педагогика».
5.Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г.






















Заголовок 115