Развитие творческих способностей на уроках биологии и во внеурочное время у детей с ОВЗ


Развитие творческих способностей на уроках биологии и во внеурочное время у детей с ОВЗ
Основной общеобразовательной целью коррекционной школы является обеспечение базового образования, овладение обучающимися системой знаний, умений и навыков, развитие и коррекция в процессе обучения. Это необходимо в повседневной жизни, при выборе будущей профессии, чтобы возможности и способности обучающихся помогли успешно адаптироваться и социализироваться в дальнейшей жизни. Затрудняют процесс усвоения знаний особенности эмоционально-волевой сферы, недоразвитие психических функций высшей нервной деятельности, поэтому систематическое проведение коррекционно-развивающей работы позволило добиться положительных результатов у детей, которые имеют сложные дефекты в развитии.
В решении основных задач школы биологическое образование играет особую роль. Его огромная значимость определяется и тем, что на современном этапе развития общества человек вошёл в противоречие с природой, результат которого – экологические кризисы. Они прямое следствие безграмотного, непродуманного, небрежного, а иногда и просто варварского отношения к природе. Отсюда необходимость гармонизации отношений человек – природа и важность всеобщего экологического образования. 
Задача учителя состоит не столько в том, чтобы научить обучающихся учиться, сколько в том, чтобы в процессе занятий по естествознанию и биологии преодолеть присущие детям с нарушенным интеллектом, недостатки творческой деятельности.
Специфика школы VI вида предусматривает использование как традиционных, так и инновационных технологий. Именно это обеспечивает развитие творческих способностей. С целью достижения успешного усвоения материала, развития творческих способностей и личностно-эмоциональной сферы используются современные образовательные технологии: развития критического мышления, дифференцированного, проблемного и игрового обучения, здоровьесберегающие технологии.
Особое внимание в работе уделяется технологии индивидуального обучения (каждый обучающийся нуждается в индивидуальном подходе, который зависит от его психофизических характеристик) и дифференцированного подхода (задания делятся по способностям обучающихся). Это позволяет на уроке и во внеурочное время выделить больше времени на индивидуальную работу с учениками, на развитие их творческих способностей.
Применяются средства ИКТ на уроке: демонстраций, распечатанных документов (тесты, задания); проводятся уроки в компьютерном классе, используя электронные методические пособия; используются средства ИКТ (СКАЙП) в индивидуальной работе с обучающимися на надомном обучении. Поэтому внедрение ТСО позволяет побудить интерес и положительное отношение к урокам. В результате у ребят активизируются творческие способности к предмету.
В системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VI вида важное значение имеют уроки биологии и естествознания. В комплексе с нетрадиционными приемами уроки оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на ребенка: влияет на его интеллектуальную сферу, эмоциональную и двигательную сферы, двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительности движений.
Уроки биологии и естествознания вооружают учащихся знаниями об основных элементах неживой и живой природы, формируют правильное понимание и отношение к природным явлениям, воспитывают бережное отношение к природе, прививают навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
Уроки биологии и естествознания играют огромную роль в развитии и поддержании интереса обучающихся к учению, а значит и творческих способностей. Связь с жизненным опытом, предметная наглядность, практическая значимость изучаемого на уроках материала позволяет обогащать впечатления, поддерживать внимание учащихся в течение всего урока, формировать мотивацию.
Успешное преподавание немыслимо без стимулирования творческой активности учеников в процессе обучения. Только стимулируя творческую деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, привлечь внимание учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство можно добиться развития творческого интереса к биологии. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство.
Творческие способности школьника выражаются в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Степень творческой активности учеников зависит от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий.   Под творческими способностями подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной деятельности.
Творческие способности - это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок или похвал, наград и поощрений, а потому, что он увлечен учебой, что он стремится к совершенствованию своей личности, что он просто не может поступать по-другому.
Развитию творческих способностей учащихся способствует широкое использование лабораторных работ и проведение экспериментов. Они позволяют школьникам осуществить необходимые наблюдения за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение; прогнозировать результат.
Основными приемами развития творческих способностей являются:
1)      Постановка проблемного вопроса, создание проблемной  ситуации.
2)     Исследовательский прием.
         На основе  проведенных  учащимися  опытов,  наблюдений  и  анализов
литературных   данных   учащимся    предлагается   самостоятельно    решить творческую задачу, сформулировать вывод
       3) Эвристический прием.
         Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у  учащихся  знания,
помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.
        4) Прием научного спора.
         На уроке и во внеурочное время учитель создает ситуацию спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения.
         Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это - стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для напряжения ума, для исследовательской активности. Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение творческих задач, формирование у школьников умения доказывать и  обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие творческих способностей. На уроках биологии для развития творческого интереса учащихся являются всевозможные биологические задачи. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию творческих способностей к биологии. 
Таким образом, развитие творческих способностей является эффективным средством формирования понятий об окружающем мире у детей с ОВЗ.