Презентация по рисованию на тему Экология и мы. Времена года. Весна. Подснежник (4 класс)


Автор-составитель: учитель индивидуального обучения,
МБОУ НСКШИ г. Ногинска, Московской области,
Свечник Алла Эдуардовна.
Урок по предмету «Рисование» 4 класс МБОУ НСКШИ
Тема урока: Экология и мы. «Времена года» Весна. Подснежник»
Цели деятельности педагога:
- коррекционно-образовательная: получить новые знания по овладению техникой и последовательными приемами рисования, навыками, необходимыми для красивых и выразительных рисунков, учить изображать предмет изучения, передавая сходство с реальным предметом, развитие речи, обогащение активного словаря, закрепление ранее изученного;
- коррекционно-развивающая: развитие воображения, тренировка памяти, собственного мышления, вызвать интерес ребенка к новым понятиям;
- коррекционно-воспитательная: организация внимания, воспитание бережного отношения к растительному миру, интерес к жизни растений весной, рассказать об особенностях внешнего вида, о среде их произрастания;
- здоровьесберегающая: развитие мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата при помощи логопедической и артикуляционной гимнастики, физического развития - физминутка.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, продуктивная, художественная.Тип урока: комбинированный, интегрированный.
Применяемые технологии:
- логопедические занятия: логопедические распевки, артикуляционная гимнастика;
- интегрированные образовательные технологии.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Творчество», «Физическая культура».
Методы и приемы обучения: беседа, рассказ, показ, мыслительная деятельность, практическая работа.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: дидактический материал, иллюстрации, рисунки, фотографии, схема рисунка, листы бумаги, стерка, точилка, простой мягкий карандаш, цветные карандаши, акварельные краски, акварельные кисти.Термины и понятия: весна, солнечный день, цветоложе, подснежник, штриховка, композиция рисунка.Ход урока:
Организационный момент
Разминка.
Упражнение на развитие мелкой моторики (с проговариванием):
- разрабатываем пальчики:
«Прятки» (сжимаем и разжимаем пальцы рук, стараясь попадать на каждый слог):
«Пальчики играли в прятки,
Вот так, вот так.
Ловко спрятались в кроватке.
Вот так, вот так.
Ловко спрятались в кроватке
Вот так, вот так» (ворочаем сжатым кулачком).
«Горошки» (с проговариванием).
«Я в руках перебираю
Бусинки - горошки.
Становитесь вы сильнее
Пальчики - помощники» (дать ребенку несколько горошин, чтобы он покатал их между ладошками, проговаривая стихотворение);
Артикуляционная гимнастика:
«Вкусное варенье» - движение широким языком по верхней губе вниз и вверх, губы и нижняя челюсть неподвижны.
«Лошадки» - щелканье кончиком языка за верхними зубами.
«Прятки» - не закрывая рот, язык надо отодвинуть назад, кончик языка находится внизу.
Включение нового материала в систему знаний, повторение
Вводная беседа. Давай посмотрим в окно. Что мы видим за окном. Какое сейчас время года? Какой месяц? Какова погода? (ответы ученика).
Чтение стихотворения о весне.
«К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Темные проталины на полях видны –
Верно, очень теплые ноги у весны».
С приходом весны становится теплее, солнце светит ярче, тает снег, все вокруг расцветает: деревья, кустарники, цветы. Первыми появляются на свет первоцветы – раннецветущие растения.
Какие ты знаешь раннецветущие растения? (Мать-и-мачеха, крокус, подснежник) (см. приложение: первоцветы, подснежники, растения весной).
Стихотворение о подснежнике.
«Подснежник»
«Выглянул подснежник в полутьме лесной,
Маленький разведчик, посланный весной.
Пусть еще над лесом властвует пурга,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
Пусть на спящей речке неподвижен лед,
Раз пришел разведчик – и весна придет!»
Сегодня мы будем рисовать весенний цветок – подснежник. Как обычно, нам понадобятся для работы: бумага для рисования, цветные карандаши, баночка с водой, кисточка, краски.
Подснежники – это первые цветы, которые после долгой зимы, невзирая на снег и лед, раскрываются нам на встречу. У них очень простая форма цветка, ее легко понять и красиво нарисовать. Что мы сегодня и сделаем (показ иллюстрации «Подснежник»).
Актуализация знаний
На прошлых уроках рисования, мы с тобой уже изучили как рисовать цветы. Мы рисовали такие цветы, как: мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка и, даже, делали аппликацию «Подснежники» (см. приложение). Так как сегодня мы будем рисовать подснежники, давай вспомним и повторим нашу обычную технику выполнения рисунка цветка.
Повторяем (вместе с учеником): нарисовать цветы очень просто, но для этого нужно уметь различать в них стебель, листья и головку. Рисование цветка проходит в 4 этапа: 1 – рисуем головку – серединку и два лепестка, 2 – дорисовываем еще пару лепестков, 3 – дорисовываем стебель и лист, 4 – раскрашиваем, подбирая цвет ... (схема рисунка, см. приложение).
Но, сегодня мы с тобой попробуем нарисовать цветы-подснежники по-новому, как настоящие художники.
Целеполагание
Прежде чем начать основную работу, мы потренируемся и выполним предварительные упражнения, которые помогут нам вспомнить старые и овладеть новыми техниками и последовательными приемами, которые представлены в конкретных рисунках, и предварительно отработать их. Так у нас появится навык, необходимый для красивых и выразительных рисунков.
Данные упражнения демонстрируются учителем. Ребенок повторяет за взрослым, желательно несколько раз для закрепления навыка изобразительной деятельности.
1. Упражнения как держать карандаш.
- плоскостно, чтобы свободно заштриховывать плоскости, он должен непринужденно и легко лежать в руке;
- прямо, чтобы хорошо выполнять детали, заштриховывать мелкие плоскости и рисовать завитушки, вобщем так, как мы держим карандаш при письме.
2. Упражнения на размах.
- свободно: рисуем без напряжения и от сустава запястья, пальцы только держат карандаш и сами не участвуют в движении.
- жестко: опираясь на поверхность кулаком и пальцами, которые держат карандаш, выполняем отрывистые точные движения, сустав запястья должен быть жестким.
3. Упражнения на нажим.
- нежно: карандаш непринужденно лежит в руке, и мы рисуем со слабым нажимом, получаются штрихи и линии с мягкой равномерной интенсивностью цвета;
- сильно: вначале жестко нажимаем карандашом на бумагу, а по ходу движения ослабляем нажим, так у нас получаются грации цвета в плоскостях и линиях.
Какие бывают штриховки?
Штриховки.
Штриховки служат для закрашивания плоскостей. В зависимости от исполнения они могут быть грубыми, детализированными или эскизно-непринужденными. В сочетании с разной степенью нажима карандаша на бумагу, они представляют бесконечное разнообразие изобразительных возможностей: простая штриховка, дугообразная штриховка, крестообразная штриховка, круговая штриховка, точечная штриховка, мягкая плоская штриховка.
Что такое композиция рисунка?
Композиция рисунка.
Композиция – расположение (размещение) предмета изображения на листе бумаги. В данном случае изображение подснежника. Композиция рисунка, желательно, должна быть расположена по центру. Даже если цветок и лист расположены не по центру, но, тем не менее, осмысленно заполняют формат. Членение картины воспринимается гармоничнее, если основной мотив слегка выдвигается из середины.
Зачем нужны материалы?
Количество материалов определяет качество результата. Чтобы получить хороший результат работы и качественный рисунок, нужны различные материалы. Они должны быть хорошего качества, тщательно отобранные, разнообразные. Для нашей работы по данной теме нам нужны различные материалы.
Материалы: акварельная бумага, простой мягкий карандаш № 2В, акварельные кисти.
Цветные карандаши - белый, фталоциан синий, серый теплый, хромоксид зеленый приглушенный.
Акварельные краски - белый, ультрамарин светлый, светло-зеленый.
Освоение нового материала
Учитель.
- Сегодня мы будем рисовать как настоящие художники. Работа будет трудной, но очень интересной, требующей огромного внимания. Поэтому нам нужно очень постараться, чтобы получилась красивая картина «Подснежники».
Разбираем и прорисовываем изображение поэтапно.
Сделаем подготовительный рисунок, не нажимая сильно на карандаш, чтобы эти линии не доминировали (см. рисунок 1).
Акварельной кистью увлажняем водой фон вокруг мотива, растушуем грифелем белого карандаша, затем мягко размоем (см. рисунок 2).
Прорисуем листья штриховкой хромоксидом зеленым приглушенным и фталоцианом синим. Сверху с сильным нажимом нарисуем белым карандашом, чтобы получились мягкие переходы цвета (см. рисунок 3).
Стебли и бутон нарисуем хромоксидом зеленым приглушенным и раскрасим белым карандашом, а лежащие в тени участки проработаем темным карандашом (см. рисунок 4).
Аналогично изображаем цветоложе. Лепестки получают сильную белую штриховку, а внутри типичный дугообразный узор. Затем оттеняем лепестки нежной штриховкой серым теплым цветом. Работаем этапами, чтобы достичь мягких оттенков (см. рисунок 5).
Физминутка Выполняем упражнения вместе с ребенком, проговаривая совместно стихотворение наизусть.
«Дует ветер нам в лицо (машем руками в лицо),
Закачалось деревцо (руки на поясе, покачивания в разные стороны),
Ветерок все тише, тише (приседания несколько раз),
Деревцо все выше, выше» (потягивания, вверх руки).
Практическая часть
Ребенок повторяет по образцу за учителем все приемы, показанные ранее, прорисовывая изображения поэтапно:
Зарисовка:
- подготовительный рисунок подснежника;
Раскрашивание:
- подготовка фона;
- прорисовывание листьев;
- прорисовывание стеблей и бутона;
- раскрашивание изображения цветов (цветоложе).
Закрепление изученного материала

Ответим на вопросы.
Чем мы сегодня занимались на уроке? (Мы рисовали подснежники.)
Что еще нового мы сегодня узнали? (Ответы ученика).
Как правильно держать карандаш при работе с конкретным рисунком?
Зачем нам это нужно?
Вспомним, какие бывают штриховки?
Какие мы сегодня узнали новые упражнения, необходимые при изобразительной деятельности? (Штриховка простая, дугообразная и др., карандаш держать нужно правильно, чтобы рисунок получился красивым и выразительным).
Итог урока
Вывод:
Сегодня на уроке мы познакомились с тем, как можно художественно изобразить весенний цветок – подснежник. Освоили поэтапное выполнение рисунка.
Освоили и повторили упражнения: как правильно держать карандаш, упражнения на размах, на нажим, повторили и ознакомились с видами штриховок.
Побеседовали о любви к природе, о бережном отношении к окружающему миру, проявили интерес к жизни растений.
Приложение:
Презентация «Первоцветы»;
Презентация «Подснежники»;
Презентация «Природа весной»;
Аппликация «Подснежники»;
Рисунок «Подснежники»;
Схема-рисунок «Поэтапное выполнение работы».
Фото с урока.













Список литературы:
Е.П.Пименова «Пальчиковые игры».
К.Керликовски «Основы рисования. Цветы и бутоны».
М.П.Костюченко «Окружающий мир».
В.П.Горошенко «Природа и люди».
А.Д.Лопатина «Природа глазами души».
Г.П.Шалаева «Учимся рисовать».