Выступление на педагогическом совете Работа с одарёнными детьми

РАБОТА УЧИТЕЛЯ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Само понятие «одаренные дети» нуждается в точном определении. Ю. З. Гильбург к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения.
По модели Л. А. Венгера, понятие одаренности раскрывается через понятие способностей. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Проблема одаренности в современной системе образования на организационном уровне решается путем углубления предметных знаний на учебных и факультативных занятиях, специальных развивающих курсах по различным направлениям, дополнительной системой образования.
Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе.
Цель может быть достигнута тогда, когда решены следующие задачи:
- необходимо выявить одаренных детей с использованием различных диагностик;
- найти оптимальные средства обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- повысить квалификацию педагогов и подготовить их, к работе с одаренными детьми;
- обеспечить научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;
- стимулировать и поддерживать одаренных детей;
- развить спектр образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности одаренных детей;
- обеспечить благоприятные условия для возможностей творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Для работы с детьми начальной школы могут быть рекомендованы следующие формы работы:
- школьное научное общество, факультативы, спецкурсы, конкурсы, конференции, олимпиады (интеллектуальная одаренность);
- кружковая работа, выставки, конкурсы (творческая одаренность);
- соревнования, спартакиады, олимпиады (спортивная одаренность);
- музыкальная студия, концерты, конкурсы (музыкальная одаренность). Обеспечить научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей, позволяет предложенная структура взаимодействия:
На различных уроках нужно использовать дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем учащимся необходимо предлагать самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Дети с первого класса отмечают выбранное задание условными обозначениями разного цвета, формы.
Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования.
Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей, отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере, обусловливающим развитие высоких способностей ребенка. Родители одаренных детей нужно проявлять особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать.
Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным.
Для учителя, работающего с одаренными детьми, очень важно иметь не только широкий круг интересов, знаний и умений, творческое, нетрадиционное, личное мировоззрение, но и убежденность, внутреннюю уверенность и настойчивость.