Выступление на педагогическом совете школы на тему: «Современные подходы в работе с одаренными детьми»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Обская начальная общеобразовательная школа №1»
Выступление на педагогическом совете школы
на тему: «Современные подходы в работе с одаренными детьми»
Семеновой Татьяны Евгеньевны,
учителя английского и немецкого языков
первой квалификационной категории
г. Обь
2015
Отличительные особенности одаренных детей
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, пытаясь узнать как можно больше.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность.
Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать по индивидуальной программе.
Принципы работы с одаренными детьми
дифференциации и индивидуализации обучения.
максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, спецкурсы, факультативы.
усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Цель:
Выявление одарённых детей.
Повышение качества образования;
Создание условий для оптимального развития и поддержки одаренных детей.
Задачи:
знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
развитие познавательных интересов, творческих и мыслительных способностей учащихся;
План работы с одаренными детьми.
Выполнение упражнений из дополнительного материала и по дидактическим карточкам.
Выполнение фонетических, лексических, грамматических упражнений в игровой форме.
Выполнение творческих проектов.
Знакомство с английской культурой, литературой, жизнедеятельностью английских и американских писателей.
Подготовка учащихся к школьным, районным олимпиадам по английскому языку.
Подготовка и участие в дистанционных олимпиадах.
Проведение предметных недель, игр, конкурсов
Формы работы с одаренными учащимися.
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно- ориентированного и компетентностного подходов в обучении).
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным ребенком–индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом (для подготовки к олимпиадам, конкурсам, проектам, исследовательским работам).Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную
УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На мой взгляд, основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучающихся. С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению иностранного языка. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.
Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета),
Дифференциация и индивидуализация
На своих уроках я использую
разноуровневые задания,
индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков.
Мною разработаны разноуровневые тесты по страноведению, грамматике.
Учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков. Одарённым детям даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам, праздникам на английском языке
Работа с одарёнными детьми ведётся на конструктивном и творческом уровнях.
Задания повышенной трудности для сильных учеников
При подготовке к уроку продумываю различные дополнительные задания для учащихся, которые намного быстрее "схватывают" материал. Также организуюю дополнительные стимулирующие (для "сильных") и поддерживающие (для "слабых") занятия. Для таких занятий разрабатываю задания, которые направлены на углубление и совершенствование материала, пройденного на уроке
«Сильные» дети могут в рамках урока проводить либо некие “веселые минутки”, разучивая с классом песни, устраивать кукольные театры и т.д. Либо по конкретному тематическому заданию учителя (будь то счёт, цвета, одежда) вместе с учителем составлять, а потом в классе проводить викторины, конкурсы. При этом наш опережающий ученик не выставляет себя, не противопоставляет себя классу, а работает на него.
Например, ученик получил от учителя задание сделать доклад об одной из стран изучаемого языка, проработал массу литературы и выступил с интересным сообщением перед классом. Такие доклады могут быть регулярными и максимально интерактивными, т.е. обращенными к классу. Таким образом, выступая в роли учителя ученик и сам получает очень много информации для себя.
Одарённые дети – это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одарённых детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать. Бытует мнение, что с одарёнными детьми нужно очень много заниматься дополнительно после уроков. Я в корне не согласна. Одарённых детей нужно направлять, давать им пищу для ума, учить добывать информацию, учить работать по различным алгоритмам, а не нянчиться с ними. Я считаю, что учитель должен строить свой урок так, чтобы на нём дать максимум знаний. Рационально планировать этапы урока, грамотно отбирать содержание урока, обеспечить мотивацию, создать комфортную атмосферу на уроке, максимально использовать наглядность и ТСО, дифференцированно подойти к каждому ученику на уроке, а не сидеть в послеурочное время, объясняя этот же самый материал бесконечное количество раз.
В послеурочное время я занимаюсь с учащимися только в том случае, если мне нужно дать какую-либо дополнительную информацию по данной теме или объяснив новый материал, я не успела опросить всех учащихся, как это было у меня запланировано. (если группа большая или класс не делится). А так же если ребёнок пропустил уроки по уважительной причине.
Внеурочная деятельность Развитие познавательного интереса к изучению иностранного языка у одарённых школьников
Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся. Здесь, работая в малых группах, я стараюсь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:
проведение предметной недели иностранного языка
проведение олимпиад по иностранным языкам;
система факультативных и кружковых занятий ;проведение творческих конкурсов,
выполнение творческих информационных и исследовательских проектов на английском языке.
При работе с одаренными учащимися я используют массу дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе, страноведению, чтению, аудированию, грамматике, различные пособия для подготовки к сдаче экзаменов ГИА. При появлении трудностей у детей при выполнении заданий объясняю, даю подобные многовариантные.
Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для успешного развития личности. В настоящее время активно использую ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.
Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна. Это: извлечение необходимой языковой информации (знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка; тренировка языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции; знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран. Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера "Великобритания”, "США”, "Австралия” и др., ребята знакомятся с историей стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями, великими путешественниками.
Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.
Моя инновационная деятельность, апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения, включая информационно-коммуникационные технологии, оказывает положительное воздействие на результаты моих учеников.