Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
Горбань Алёна Михайловна,
заместитель директора
Аннотация.
В данной статье рассматривается вопрос о том, как сформировать культуру здорового и безопасного образа жизни у обучающихся на этапе начального школьного образования, какие проблемы стоят перед образованием и на какие показатели эффективности следует опираться. Как влияет личность учителя, его система ценностей на формирование здоровой личности обучающегося.
Ключевые слова: безопасность, педагогические условия ценностной ориентации на здоровый образ жизни, здоровьесберегающие образовательные технологии, показатели эффективности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни, тем более, государство. Социальная безопасность, в структуру которой входит и психологическая безопасность, означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны.
Школа является одним из широко представленных в обществе социальных институтов, непосредственно участвующих в данном процессе, который может строить свою локальную (частную) систему безопасности, основываясь на общей теории национальной безопасности. Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Об усилении внимания государства и общества к проблеме здоровья подрастающего поколения можно судить по тем документам, которые приняты правительством или находятся в стадии обсуждения. В соответствии с этим одним из ключевых направлений современного образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Особую значимость эта проблема приобретает на этапе начального школьного образования, что обусловливается возрастными особенностями младших школьников и их восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Подтверждением тому является то обстоятельство, что в Примерных программах воспитания и социализации младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в качестве основного направления выделяется формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Для обеспечения успешной реализации модели формирования у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни мы определили следующие педагогические условия:
активизация интереса младших школьников к познанию возможностей человека и условий их развития;
формирование нравственной позиции младших школьников через эмоционально-рефлексивное проживание жизненных ситуаций различного отношения людей к здоровью и здоровому образу жизни;
проектирование в школе системы социального партнерства, основывающейся на культуросозидающих отношениях всех ее субъектов (учащихся, родителей, педагогов и администрации) в процессе приобщения младших школьников к здоровому образу жизни.
Важным фактором формирования среды обитания детей в образовательном учреждении является педагог, как значимый субъект воздействия на ребенка. Формирование индивидуальной концепции здоровья педагогов приобретает особую значимость в связи с тем, что во время образовательного процесса здоровье детей всецело находится в руках педагога. От личности педагога, от его системы ценностей, от его отношения к своему здоровью, от отношения к здоровью детей и вытекающих отсюда педагогических воздействий зависит, во-первых, будет ли само образование безопасным с точки зрения охраны здоровья детей (или же окажется в ряду ситуаций, наносящих вред), во-вторых, то, какие представления о здоровье и здоровом образе жизни усвоят учащиеся. Жизненно необходимым условием для развития личности становятся инновационные педагогические подходы, позволяющие осуществить воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья как ценности. В их ряду следует назвать системный здоровьесберегающий педагогический подход, осуществление которого будет способствовать воспитанию здоровых, социально активных людей, способных к творческому преобразованию окружающей среды.
Важным направлением реализации концепции здоровьесбережения в образовательном пространстве в настоящее время является разработка здоровьесберегающих образовательных технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии не являются альтернативой существующих образовательных технологий. Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Понятие "здоровьесберегающая" относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Можно выделить основные типы применяемых в образовательных учреждениях здоровьесберегающих образовательных технологий:
1. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
2. Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
3. Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
4. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Однако, несмотря на большой накопленный опыт, отлаженной универсальной системы осуществления здоровьесбережения, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни ещё нет. А именно:
- проблема здоровья сбережения не разработана с точки зрения интеграции педагогических подходов в теории образования и воспитания;
- не выявлены закономерности формирования устойчивой потребности в здоровье;- не разработаны чёткие и однозначные психолого-педагогические рекомендации по реализации здоровьесберегающих программ;
- не определены критерии и диагностическая база, позволяющие выявить уровень сформированности навыков здоровьесберегающей деятельности;
- отсутствует последовательная и непрерывная система обучения здоровью;- отсутствует интегрированность, межведомственный подход к решению проблем, связанных со здоровьем;
- низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы, которая направлена преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний;- отсутствует мода на здоровье;
- средства массовой информации мало внимания уделяют формированию гармонично развитого человека.
Решение вопросов сохранения, укрепления, развития здоровья подрастающего поколения не рассматривается целостно в каком-либо определенном направлении процесса воспитания, а находит свое отражение фрагментарно, во многих его направлениях.
Для того, чтобы можно было отследить формирования культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса, следует опираться на следующие показатели эффективности:
1. Организационные: количественные и качественные характеристики здоровьесберегающих мероприятий (создание межведомственных комиссий, учреждений, служб, консультаций, комитетов; проведение мониторингов, социологических исследований, конкурсов; организация курсов переподготовки, повышения квалификации и др.)
2. Методические: разработка здоровьесберегающих программ, технологий, учебно-методических пособий, диагностического и коррекционного инструментария; реализация научно-исследовательских проектов, проведение научных конференций и семинаров с публикацией результатов в научных и популярных изданиях.3. Психофизические: положительная динамика физического развития, снижение уровня заболеваемости участников образовательного процесса, повышение адаптационных возможностей, оптимизация эмоционально-волевого статуса, улучшение психического состояния, снижение тревожности, агрессии.
4. Личностные: формирование личностных компетенций, способствующих сохранению и укреплению здоровья, а именно – компетенций здоровьесбережения (осознание ценности здоровья и здорового образа жизни, знание и соблюдение норм здорового образа жизни, понимание опасности алкоголя, никотина, наркотиков); компетенций самосовершенствования, саморазвития, самооздоровления; компетенций успешного социального взаимодействия (сотрудничество, толерантность, уважение и др.).
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существуют противоречия между потребностями социума в поколении граждан, ведущих здоровый и безопасный образ жизни и недостаточной разработанностью системы здоровьесберегающей образовательной практики в школе; объективной потребностью в личностном подходе к воспитанию культуры здоровья обучающихся и традиционной практикой обеспечения данного процесса; требованиями к профессиональной компетенции педагогических кадров по реализации здоровьесберегающих начал образовательного процесса и их способностью проектировать и эффективно осуществлять на практике здоровьесберегающие образовательные технологии.
Литература
Комаров В.И., Сауткин В.Ф. Положение о безопасности обучающегося (воспитанника) и сотрудника ОУ//Практика административной работы в школе.-2005.-№6.-С.26-27.
Мошкин В.Н.Воспитание культуры безопасности школьников: Монография/ В.Н. Мошкин. - Барнаул: Изд-во БГПУ,2002.-315с.
Мошкин В.Н.Культура безопасности в содержании школьного образования/ В.Н. Мошкин//Преподаватель XXI век. - М.,2004.-№1.-С.29-43.