Конспект по трудовому обучению на тему: «Изготовление декоративной заплаты — аппликации»
План-конспект открытого урока по швейному делу
Класс:7
Тема: «Изготовление декоративной заплаты - аппликации»
Учитель: Ступина Ж.Н.
Цели урока:
Ознакомить с историей происхождения, конструктивными особенностями и технологией выполнения декоративной заплаты-аппликации.
Корригировать и развивать мышление, речь через устные ответы; разгадывание кроссворда и знакомства с новыми понятиями; развивать глазомер, мелкую моторику рук через практическую деятельность.
Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к одежде, аккуратность в работе, заинтересованность в конечном результате.
Оборудование: ножницы, иглы для ручных швов, игольница, нитки, булавки, наперсток ткани для образца и для заплаты, аппликация.
Наглядные пособия: виды декоративных заплат, рисунки аппликации, технологическая карта, пословица, виды косых и петельных стежков, кроссворд, готовый образец заплаты, образцы заплат(заготовки).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку
2. Актуализация опорных знаний
2.1. Кроссворд.
Ребята, прежде чем начнем урок мы немного поиграем, будем отгадывать кроссворд, отгадав его, мы узнаем, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
н а пё рс т о к
2.в е ш а л к а
3.м о л
ь
4.ш
т
о
пк
а
5.н о ж н и ц ы
6. з а
пл
а
т а
НАПЕРСТОК – инструмент для безопасного шитья, надевается на палец.
ВЕШАЛКА – деталь одежды, которая необходима и пришивается для хранения одежды.
МОЛЬ – враг шерстяных и меховых вещей, (пол погрызли мыши, а ткань поела…)
ШТОПКА – ремонт разорванного места, обычно он выполняется на носках.
НОЖНИЦЫ – режущий инструмент, необходимый для шитья.
ЗАПЛАТА – ремонт разорванного места, когда это место очень большое и штопать нет смысла.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – ремонт
2.2. Беседа.
- Почему надо следить за своей одеждой, беречь её? (Для того чтобы сохранить одежду в хорошем состоянии, чтобы выглядеть опрятным и аккуратным)
- Почему надо учиться ремонтировать одежду? (Чтобы уметь выполнить ремонт самостоятельно следует приучать себя к бережному отношению к вещам).
- Какие виды ремонта мы изучили на прошлых уроках? (Пришивание пуговиц, ремонт одежды по распоровшемуся шву, ремонт в месте разрыва ткани, замена вешалки).
3. Знакомство с новым материалом
3.1. Беседа
Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом ремонта одежды и тема нашего урока «Изготовление декоративной заплаты-аппликации».
Учащимся предлагается прочитать пословицу и объяснить её смысл: «Не всё ходить в заново строченом, а иногда и в платаном». Какое слово напоминает слова «Платанный»? Учащиеся подбирают однокоренное слово «заплата». Происхождение слово «заплата» древнерусское – «платъ» (кусок материи), производное от «платити» (латать, чинить). Таким образом, определение понятия заплата звучит следующим образом. Заплата - кусочек материи, пришиваемый на одежду в том месте, где она прохудилась.
Заплата может быть декоративной, в виде аппликации. Аппликация - с латинского «прикладывание». Так называется приём отделки, когда на ткань нашивается узор или рисунок, выполненный из другого материала, который будет выделяться на фоне основного. – Как, вы думаете, какую форму может иметь заплата-аппликация?
По форме заплата-аппликация может быть круглая, овальная, прямоугольная, квадратная, в виде цветка, листочка, фигурки животных. Пришивать заплату – аппликацию можно ручным способом - косыми и петельными стежками, а также машинным.
Ткань обычно для заплаты должна иметь те же рисунки и направления долевой нити, что и ткань изделия. У декоративной накладной заплаты цвет, рисунок и форма подбираются по желанию. - Как вы считаете, от чего зависит выбор рисунка для аппликации? (От размера изношенного места, от цвета изделия и предпочтений хозяина ремонтируемой вещи).
ФизминуткаПоследовательность выполнения заплаты-аппликации.
Сегодня на уроке вы должны выполнить ремонт одежды с помощью декоративной накладной заплаты-аппликации. Ручным способом.
Для этого надо: 1.Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны (обработать порванное место петельными стежками). 2.Детали заплаты уже раскроены. 3.Наложить деталь заплаты изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать. 4. Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми косыми или петельными стежками. 5. Удалить нитки строчек временного назначения.
Закрепление пройденной темы.(Дифференцированный подход)4.1. Повторение техники безопасности при работе.
4.2. Выполнение практической работы.
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, используя инструкционную карту с этапами выполнения, а учитель, обходя рабочие места, контролирует правильность выполнения работы, технологическую последовательность, соблюдение правил техники безопасности. По окончании практической работы учащиеся производят самоконтроль выполненной работы.
Подведение итогов урока
- Ответьте на следующие вопросы:
-На уроке мы узнали…
-На уроке мы научились…
-На уроке нам было…
Оценивание.
Памятка для детей
Виды ремонта мы изучили на прошлых уроках.
(Пришивание пуговиц, ремонт одежды по распоровшемуся шву, ремонт в месте разрыва ткани, замена вешалки).
Виды заплаты - аппликации
Технологическая карта наложения заплаты.
1.Выполнить ремонт в месте разрыва ткани с лицевой стороны (обработать порванное место петельными стежками).
2.Детали заплаты уже раскроены.
3.Наложить деталь заплаты изнаночной стороной на лицевую сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать.
4. Прикрепить заплату к ткани с лицевой стороны частыми косыми или петельными стежками.
5. Удалить нитки строчек временного назначения.
Образец наложения заплаты