Урок ИЗО для 2-4 класса по теме «Лепка из солёного теста декоративной подвески «Колокольчик»»

Конспект занятия

Тема: Лепка из солёного теста декоративной подвески «Колокольчик».

Адресат: 2-4 класс

Цель:
приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, закрепление навыков лепки, полученных на предыдущих занятиях.
Задачи:
Обучать детей сочетать частичное прямое подражание с самостоятельными действиями, выражающимися в придумывании и изготовлении декора для «колокольчика».
Обучать поэтапному выполнению работы;
Развивать у детей воображение;
Формировать у детей интерес к процессу и результату лепки;
Активизировать словарь детей.


Оборудование и материалы:
для педагога: план-конспект, готовый образец;
для детей: солёное тесто (по количеству детей), дощечки, ножи, стеки, кисточки, контур-рельефы, баночки с водой.

План занятия:
Организационный момент.
Цели и задачи занятия.
Рассказ педагога о колокольчиках и колоколах.
Физминутка для кистей рук.
Техника безопасности с колющими и режущими инструментами.
Демонстрация педагогом поэтапности выполнения работы.
Выполнение работы детьми.
Оценка готовых изделий.
Тема следующего занятия.
Словарь терминов:
Декор (с лат. украшаю) – система украшений. Основное назначение – украсить поверхность предмета, более чётко выявить его форму.
Декор может быть из растительных элементов (ягод, цветов, листьев и т.д.), геометрических элементов (точек, линий, треугольников, квадратов и др.), зооморфных элементов (стилизованных фигурок животных, птиц, рыб и т.д.).
Оберёг – предмет, служащий охранять спокойствие жильцов, способный отгонять нечистую силу, защищающий от дурного глаза, неприятностей.
Суеверие – ошибочное, ложное верование во что-либо, вера в чудесное, сверхъестественное (в ворожбу, гадания, в приметы, знамения) /Словарь В.И. Даля.
Налепы – объёмные элементы декора.

Конспект занятия

Педагог.
С самых древних времён люди верили в чудеса, в сверхестественные силы, в приметы. Они были суеверными. А почему? Потому, что не могли противостоять явлениям природы, нападкам врагов, неприятностям, бедам, подстерегающим их. Люди пытались как-то защитить себя, оберечь от действия тёмных вил, от злых духов.
Для этого они изготавливали предметы и наделяли особыми свойствами, силой – верой в их положительную энергию. Назывались они оберегами, талисманами, амулетами.
- Какие талисманы для человека вы встречали в жизни?
(ответы детей)
Ещё есть простое средство защиты – обыкновенная булавки, приколотая к одежде вниз застёжкой.
Оберёгами могут быть камни, кольца, бусы, браслеты (демонстрация и короткий рассказ о них).
Для дома – венички, фигурки животных, статуэтки, колокольчики.
- А в вашем доме есть какие-либо талисманы или оберёги?
(ответы детей)
На Руси самым знаменитым является – Царь-колокол – это огромный колокол весом около 200 тонн. Отлит он из бронзы русскими мастерами Маториными в VIII веке (25 ноября 1735) года по приказу императрицы Анны Иоановны. Готовились к его выплавке 1.5 года. А сама плавка длилась 1 ч. 12 мин. После остывания колокола начались чеканные работы, но через 2 года во время пожара деревянных конструкций, окружающих колокол, на раскалённый металл попала вода и от колокола откололся кусок весом 11.5 т. Так он и остался бы в литейной яме, если бы в XIX веке его не решили установить в Москве в Кремле на постамент. На колоколе есть декор – портреты, надписи, украшения.
В чём же загадка колокола? Откуда в нём столько притягательных свойств, столько чудесных сил, обращённых к одушевлённой и неодушевлённой природе?
Колокол – это прежде всего, предмет церковный. Напутственной молитвой колокольный звон уже не мог быть пуст и прост. Он утешал, прекращал бури и молнии, освящал своим звоном воздух и изгонял из него вредоносные силы.
На Руси о колоколах впервые упоминается в летописях 988 г. Они выполняли функцию передачи информации, возвещая время трудиться и отдыхать, время веселья и скорби. Пожар ли, внезапное нападение врага, бунт или иная напасть – всех своим громким криком, торопливым, сбивчивым поднимает на ноги набат. Буря ли, вьюга – далеко разносится окрест редкий, но несмолкающий охранный звон, указывая дорогу заблудившимся.
Типично русское явление – ямщицкие колокольчики. В конце XVIII века в России учредили «образцовую почту». Но западный рожок не прижился на русской земле. Доподлинно не известно, кто первым прицепил на дугу почтовой тройки колокольчик, но случилось это приблизительно в 70-е гг. XVIII в. Первый центр производства таких колокольчиков был на Валдае.
В 20-х годах прошлого века перестали изготавливать колокольчики (поддужные, станционные, пожарные, бубенцы, свадебные, коридорные, ямщицкие, ботала, ропотни и др.), но сейчас эта традиция возрождается, к счастью искусство колокольного литья и звона возрождается.
Посмотрите как велико разнообразие сувенирных колокольчиков. Нет пределу таланту художника, мастера.
(демонстрация на DVD
фотографий из колокольной галереи коллекции Салкуцана А.)

Подготовка к работе. «Пальчиковая гимнастика» (физминутка).

Педагог предлагает детям понаблюдать порядок выполнения работы и напоминает о правилах техники безопасности при работе со стеками и ножом.

Этапы выполнения работы:
Разминание теста, раскатывание «шарика».
Выкладывание шарика на дощечку, приплющивание, придание формы «колокольчику».
Сглаживание и выравнивание.
Декорирование «колокольчика» различными способами.

После изготовления образца педагог спрашивает у детей о том, какие элементы декора бывают помимо «геометрических». (растительные и зооморфные).
Педагог предлагает детям приступить к выполнению «колокольчика» и в процессе работы придумать свой декор для его украшения.
По окончании работы педагог и дети рассматривают готовые изделия, выделяют наиболее понравившиеся.
В конце занятия педагог предлагает определить тему следующего занятия.


Методические приёмы, использованные на занятии

Беседа о колоколах.
Рассматривание иллюстраций, видеозаписи на DVD.
Зрительный ряд: рассматривание иллюстраций видов коллекционных «колоколов»; графических изображений декоров; предметов-оберёгов.
Музыкальный ряд: прослушивание звучания колокольчиков и бубенцов.

Список литературы

Талисманы, амулеты, оберёги. Москва, Эксмо, 2004.
Изольда Кискальт Солёное тесто. Москва, АСТ-Пресс – книга, 2003.



15