Казахское национальное жилище — юрта


Выставка на тему:
« Казахское национальное жилище»
подготовленная для: «Декады начальных классов»

Учитель: Цой Р.В
Тема урока: Казахская юрта.
Цель: научить детей изготавливать макет юрты.
Образовательные задачи:
Обучающая: познакомить учащихся с устройством и убранством юрты как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, приспособленного к кочевому образу жизни; отрабатывать практические навыки изготовления юрты из бумаги
Воспитательная: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения устройства и убранства казахского национального жилища – юрты; воспитание уважения к культуре других народов, трудолюбия.
Развивающая: расширять интеллектуальный кругозор; развивать навыки работы с бумагой; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, обсуждения с целью обобщения, систематизации полученной учебной информации, самостоятельной работы.
Видеоряд:
Презентации “Юрта”, «Жилища народов мира».
Материалы: белая и цветная бумага, карандаш, клей, ножницы.
Ход урока
I. Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе на уроке.Организация внимания.Ознакомление учащихся с темой и задачами урока.
-Долгожданный звенит звонок, начинаем наш урок.
Урок труда мы сегодня проведём под девизом:
«Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи.»II. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.
1. Вводная беседа.
– Какие национальные жилища вы знаете, и какие народы в них проживают? (Юрта – кочевники Центральной Азии, изба – жители России, вигвам – индейцы Америки, яранга – жилище эскимосов…)2. Обзорное знакомство с национальными жилищами народов мира. Просмотр слайдов на интерактивной доске с элементами беседы и комментариями учителя.
Сейчас мы просмотрим слайды и ответим на вопрос, какие еще национальные жилища существуют в мире
Изба́ – деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России, Украины, Белоруссии. В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки (хаты).
Яра́нга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России. В плане обычно представляет собой круг. Каркас и конический купол яранги собираются из лёгких деревянных шестов, после чего покрываются оленьими шкурами.
Вигвам – жилище лесных индейцев Северной Америки, имеет куполообразную форму. При сооружении вигвама индейцы втыкают в землю по кругу или овалу гибкие стволы деревьев, сгибая концы их в свод. Остов вигвама покрывают ветками, корой, циновками или шкурами.
Типи – более мобильное, чем вигвам, переносное жилище кочевых индейцев Великих равнин и Центральной Америки. Представляет собой конусообразный шалаш – каркас из жердей покрывают шкурами бизонов или оленей.
Иглу – дом из снежных глыб, обычно куполообразный, который строят эскимосы Канады и Гренландии на зимних стоянках. Вход в иглу – через отверстие в полу, к которому ведет коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубок, вход делают в стене, а перед ним тоже строят коридор из снежных плит.
Хижина – жилище в джунглях бразильской амазонии, сделанная из соломы и поставленная на стойки.
3. Обобщение.
– Сделайте вывод: от чего зависит форма и вид жилища? (Это связано с природными условиями, особенностями ландшафта, наличием строительных материалов, а также с национальными обычаями и традициями народа.)

2. Постановка целей.
- Что мы будем изучать на уроке, вы попробуйте сформулировать, отгадав загадку, записанную на доске
- Прочитайте, отгадайте, объясни почему сделал такой вывод и докажи выбор ответа.
   «В этом доме нет угла.
  Вот уж рай для неслуха!
  И такое вот жилище
  Ты всегда в степи отыщешь».
 - Что же это такое? (жилище казахского народа -юрта)
- Подумайте, из каких материалов мог построить свое жилище казахский народ и почему?
- Почему они не могли построить свое жилище, как и русские, из дерева? (дерева не было, зато были шкуры животных, надо было постоянно переезжать).
- Все правильно, у казахов не было под рукой столько дерева, чтобы построить жилище, да и занимались они скотоводством, пасли стада, переезжали с места на место, поэтому жилище должно было быть легким, быстро разбирающимся и собирающимся, теплым, большим, надежно защищенным от суровых климатических условий степи. Юрты похожи на маленькие округлые холмы, обтекаемые степными ветрами.
- О том, как возникла, первая юрта у казахского народа существует такое поверье:
(звучит музыка кюй Курмангазы « Алтын кюй»)
В далекие времена, в широкой казахской степи жил человек, разводил и пас скот. Каждый вечер, когда были, закончены дела и надо было ложиться спать, он огораживал себя тем, что было под рукой, а сверху закрывался шкурами животных.
 Как-то, проснувшись, он подумал: «Если сегодня целый день будет светить солнце, то и весь день будет удачным – так и случилось. А вечером человек подумал, ведь такое солнце будет не каждый день, значит мне нужно сделать так, чтобы солнце было со мной всегда, тогда и удача не покинет меня. И ,встав рано утром, он решил сделать себе солнце.
 Нашел он дерево и сделал из веток жерди- лучи, а из длинного гибкого ствола свернул кольцо и установил это все над своей головой – получился купол, похожий на солнце. Вечером человек покрыл его шкурами и улегся спать, и сон его был спокойным и счастливым. Человек этот прожил долго и своим детям передал это деревянное солнце в наследство – как символ счастья, благоденствия и удачи, а они своим детям…»
 Сколько с тех пор прошло времени никто не знает, но это солнце до сих пор живет в жилище казахов. Если ты, войдя в юрту, поднимешь голову, то увидишь его – это шанырак и уык – солнце и лучи, которые создают дом и берегут его покой. 
 И до сегодняшних дней существует поверье, что шанырак должен устанавливать самый старший и уважаемый мужчина в роду. Это означало, что род будет удачливым и счастливым. При переезде шанырак бережно перевозят, держа его в руках, чтобы с ним ничего не случилось.
 IV. Новый материал
.- О каких частях юрты вы сейчас услышали?(шанырак, уык)
Давайте подробнее рассмотрим, из каких же частей состоит юрта.
Презентация «Юрта»
V. Инструктаж. Изготовление изделия по намеченному плану.
- Как вы уже поняли, юрта состоит из частей: основание юрты – это стенка кереге, состоящая из решеток; куполовидный свод из жердей уык и деревянный круг шанырак, образующий верхушку купола.
- Кереге обкладывалась декоративными циновками из чия, кошмой и стягивалась ткаными полосами и лентами баскурами.
- И сегодня мы с вами будем делать модель юрты.
1.Изготовление макета юрты.
Нам понадобятся: альбомный лист, клей, ножницы, цветная бумага.
Работа в парах. Альбомный лист необходимо разделить, как  показано на таблице.

Из 1 части свернуть цилиндр (кереге).
Из 2 части нарезать ленты и приклеить их к цилиндру диаметрально, чтобы получился купол (уыки).
Из 3 части вырезать шанырак, для этого его надо сложить как для вырезания снежинки.

 
Выполняя работу, помните о технике безопасности при работе с ножницами.
2.Декоративное оформление.
Вам предстоит украсить юрту. Казахский народ в своих узорах спрятал-зашифровал изображения растений и животных. Эти символы использовались для украшений юрты в лентах баскурах, украшений дверей и предметов быта. Ваша задача придумать украшения для своей юрты, воспользовавшись таблицей орнаментов.
VI. Подведение итогов
Казахи называли юрту “круглый дом” и говорили: “У круглого дома нет переднего угла”. Эту пословицу понимали так: в доме хозяина все, кто являются его гостями, равны и все почётны.
Удалось ли нам, ребята, изобразить такой дом?
Выставка работ.