Конспект по трудовому обучению на тему:Домашняя утварь казахов: коврик-сырмак. Использование орнаментов.


«МЕНДІҚАРА АУДАНЫ ӘКІМДІГІ БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ СОСНА ОРТА МЕКТЕБІ» ММ
ГУ «СОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА МЕНДЫКАРИНСКОГО РАЙОНА»
Конспект урока по трудовому обучению в 3 классе
Тема урока:
Домашняя утварь казахов: коврик-сырмак.
Использование орнаментов.
Учитель: Кусаинова З.Н.
2016 год
Трудовое обучение
3 класс
Тема : Домашняя утварь казахов: коврик-сырмак.
Использование орнаментов.
Цель: формирование знаний о домашней утвари казахского народа;
Отработать навыки вырезания орнамента из листа, сложенного в один раз, втрое; навыки создания симметричной композиции.
Развивать мыслительные операции (анализировать, сравнивать, классифицировать); моторные навыки (точность движений, их скорость)
образное и наглядно-действенное мышление, художественный вкус;
Воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, коммуникативные качества.
Тип урока: урок- путешествие
Методы: наглядный, частично – поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Используемая технология: элементы здоровье- сберегающей,ИКТ,игровой, элементы критического мышления, элементы личностно-ориентированного обучения.
Оборудование и наглядность: иллюстративный материал, презентация, раздаточный материал – технологическая карта, шаблоны орнаментов, демонстрационный образец - объект труда – ковер сырмак из бумаги и картона;
Материал для учащихся: листы картона, цветная и белая бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Сегодня мы отправимся в гости к әже( бабушке) Ажар на джайляу. Путь у нас будет через бескрайние просторы нашей Родины. Можем мы ли назвать Родину другими словами? (Отчизна, Отечество).
Как будет звучать слово Родина на казахском языке?(Отаным)
На английском?(  motherland).
- Давайте сравним значения этих слов. В чём сходство этих слов? Есть ли различия? (Слова близкие по лексическому значению, но различные по звучанию и написанию.)
   Вы знаете? что в 1991 году 16 декабря Верховный Совет объявил о Независимости Республики Казахстан. Вот уже 25 лет наше государство является демократическим государством. 
Что вы ожидаете от похода в гости к аже Ажар? Напишите на стикерах свои ожидания и разместите на дереве ожидания.
(Увидеть жилище- юрту әже Ажар, убранство юрты, кухонную утварь, учиться гостеприимству казахского народа).
Презентация «Моя Родина»
II.Актуализация ЗУНовКак называется жилище әже Ажар?(юрта) ( слайд№1)
Что больше всего бросается в глаза в ее жилище- юрте ?
(В юрте много красочных ковров:пол устлан коврами, стены увешаны тоже коврами. Яркие краски ковров радует наши глаза),В какой национальной одежде встречает нас әже Ажар? (в платье- , камзоле, на голове платок, на ногах сапоги. А теперь скажите на казахском языке:көйлек, етік, қамзол, орамал)
Какие особенности в ее национальной одежде,украшении юрты?
(Юрта,одежда и обувь украшены орнаментами).
Что такое орнамент? (Орнамент - это узоры, состоящие из упорядоченных элементов для украшения каких- либо предметов). 
Какие виды орнамента присутствуют в убранстве юрты, ее одежде и обуви?
Почему больше всего в изделиях присутствуют орнаменты: бараний рог- «қошқармүйіз», «сынықмүйіз" - сломанный рог, крестовина-«төртқұлақ».
(Зоомофные орнаменты, так как аже Ажар проживает в Северном Казахстане, где люди занимаются скотоводством, и в изделиях больше применяют орнаменты животного происхождения)
Распределите по группам изображения орнаментов. (слайд №4)
(зооморфные: рога, парные рога) ,растительные: тюльпан, цветок),космогонические( крестовина, звезда, полумесяц),геометрические: четырехлистник))
Әже Ажар умеет делать такие красивые и нужные вещи.
По-казахски, такого человека называют шебер( мастер). Вы знаете, что делать такие красивые вещи это искусство? В каждую вещь, которую мастер делает своими руками, он вкладывает много труда, свою душу и любовь. Эти вещи называют произведениями народных мастеров.
Какими качествами должен обладать мастер?
Дидактическая игра «Да - нет»
(Да- поднимают руки вверх, нет- прячут руки за спину.)
- Мастер любит свое дело.
- Он трудится не жалея сил.
- Ленится, не любит работать.
- У шебера все получается.
- Сначала трудится, а потом отдыхает.
- Мастера и мастерицы неправильно делают свою работу.
III.Подведение к теме.Как вы думаете какая тема нашего урока?( Домашняя утварь казахов: коврик.
Использование орнаментов).
Какую цель будем достигать? Какую практическую работу мы будем делать?
(закрепить полученные знания о видах орнамента, познакомиться с названием казахских национальных ковровых изделий. Цель практической части урока: изготовление и декоративное оформление ковра-сырмака из бумаги способом аппликации). IV. Усвоение нового материала.
16 декабря весь народ Казахстана будет праздновать 25-летие Независимости страны Мы- гостеприимный народ, будем приглашать много гостей на той, для этого мы тоже внесем свой вклад и изготовим своими руками ковры- сырмаки способом аппликации на бумаге.
Приём «Встреча» Встреча с бабушкой Ажар и ее рассказ.
Многое ушло уже в историю, но и сейчас современная одежда, предметы быта украшают казахским орнаментом. Древним ремеслом казахов было ковроткачество.(слайд №5)
Ковер – это текстильное изделие из шерсти, войлока, хлопчатобумажной или шелковой ткани. Ковры бывают ручной работы и машинной. Казахские ковры можно разделить на несколько групп .Текемет – ковер войлочный постилочный с цветным узором .Обычно на белый полуготовый войлок накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока. Затем войлок свертывается в рулон и укатывается вначале локтями. потом следует процесс удлинения, пропарки. И так до полного создания текемета, при обработке узор вваливается. (слайд № 6)
Тускииз – ковер настенный войлочный или на тканевой основе , украшенный аппликацией из красного и черного сукна, часто сочетающейся с вышивкой. На войлок нашиваются накладные разноцветные узорные фигуры из войлока, шелковой и хлопчатобумажной(слайд№ 7-8)
Прием: Удивляй! (Опережающее задание: сообщение ученика о тускиизе- настенный ковер)
Сырмақ – ковер войлочный постилочный. Войлок для его основы обычно чёрного (или темного) цвета, на который накладывается композиция орнамента из войлока белого цвета. Узор накладывается на войлок и простёгивается, а затем прошивается цветным шнуром по контуру узора.
Он является одиним из главных предметов убранства казахского народного жилища — юрты). Сырмаки и текеметы - это войлочные казахские ковры, которыми застилаются пол (слайд№9)
А) Анализ образцов изделий
- Посмотрите внимательно на ковер- сырмак әже Ажар.
- В какой технике выполнен ковер-сырмак? (В технике аппликация).
-Что такое аппликация? - Аппликация – это способ нашивания или наклеивания на бумагу, ткань разноцветных кусочков бумаги, ткани, кожи для создания различных изображений, орнаментов.
- Какой узор чаще всего встречается в коврах әже Ажар?
(бараний рог- «қошқармүйіз», «сынықмүйіз" - сломанный рог, крестовина-«төртқұлақ». ).
Д/игра «Что понадобится?» ( деление на группы).)
(Дети по командам выбирают из предложенных предметов те, которые понадобятся для аппликации.)
VI. Практическая работа. Изготовление ковра-сырмака из бумаги способом аппликации.
1.Вводный инструктаж.
- Работать вы сегодня будете в группах
Члены каждой группы сначала должны договориться о единой композиции – как будет выглядеть ваш ковер, какой орнамент вы будете использовать при его оформлении. На столах у вас конверты, в которых лежат шаблоны орнаментов. Вы выбираете понравившиеся вам любые образцы. Вся группа работает сообща для достижения общей цели.
- Используйте технологические карты
(порядок выполнения способа вырезания орнамента «крестовина» бараний рог- «қошқармүйіз», «сынықмүйіз" - сломанный рог) с поэтапным изготовлением тех орнаментов, которые будут находиться в центральной части ковра – это узор «крестовина- төртқұлақ». Помните, что при украшении любого изделия важна симметрия. - У каждой группы будет свой узор.
(Узоры сложности разные - дифференцированный подход)
- Вся группа собирает в единую композицию свои части сырмака.
Ознакомьтесь с технологическими картами, которые у вас на партах..Технологическая карта.
Выполнить разметку орнамента для центральной части ковра и для его края (по шаблону)
Возьмите шаблоны орнамента. Обведите на бумаге.
Вырезать.
Развернуть.
Смазать клеем и наклеить на бумагу.
Собрать все детали ковра в один сырмак2.Инструктаж по ТБ с режущими предметами.
1. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд!
2. Не держи ножницы концами вверх!
3.Не оставляй ножницы на столе в раскрытом виде!
3.Физминутка
Шанырак достать хотите?
Руки выше потяните.
Раз, два, три – корпус влево поверни,
И руками помогай
Поясницу разминай.
Руки в стороны потянем
И на место снова сядем
3.Самостоятельная работа учащихся в группах
под казахскую народную музыку
1. Целевые обходы учителя:
а). Контроль организации рабочего места.
б). Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.
в). Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
г). Контроль объема и качества выполнения работы
2.Физминутка для корреции зрения(презентация).
Рисуем глазами геометрический орнамент( треугольник)
3. Оформление работы
4. Презентация работ групп. (прием саморегуляции).Регламент выступления 2 минуты.
Каждая группа вывешивает ковер- сырмак на доску, руководитель группы представляет работу.
3.Взаимооценивание творческих работ групп .«Цветовой сигнал»
зелёный – всё понятно или выполнил без ошибок,
жёлтый – были затруднения или допустил ошибку,
красный – не понятно или не справился с работой.
- Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы?
Что не совсем получилось? Почему не получилось?
9. Выставление оценок.
13 . Рефлексия. Самооценка
- Что научились создавать своими руками?
- В какой технике создавали работу?
- Какое чувство вы испытали после похода в гости на джайляу ?
Где вы будете использовать знания, навыки и умения, приобретенные в гостях у әже Ажар ? Дополните новыми впечатлениями «Дерево ожидания».
Земля родная, силу дайИ юноше, и старцу.Живет в веках наш добрый крайНа благо казахстанцев !