Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Юрта — национальное жилище казахов
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
старшая группа
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Творчество».
Раздел: Ознакомление с окружающим, рисование, художественая литература.
Тема: Юрта – национальное жилище казахов.
Цель: Формировать знания о национальном жилище казахского народа, учить внимательно слушать стихотворение, анализировать его. Учить изображать орнамент «бараньи рога», «зигзаг». Воспитывать любовь к культуре казахского народа.
Билингвальный компонент: шанырак - свод , уык – опора, дастархан – стол, бесик – колыбель, тускииз – ковёр.
Оборудование: предметы быта казахского народа, краски, кисточки, баночки, салфетки, кукла.
Этапы
деятельности
Действия воспитателя
Деятельность детей
Мотивационно -
побудительный
Утренний круг «Казахстан».
В Казахстане мы живём
Есть у каждого свой дом
Есть работа,
Есть друзья,
Мама, папа, есть и я.
Приходит в гости кукла Карлыгаш.
- Карлыгаш хочет узнать, что знают дети о
Казахстане.
-Как называется наша Родина?
-Кто президент в нашей Республике?
-Назовите столицу Республики Казахстан?
-Назовите символы нашего государства.
-Что на них изображено?
Дети стоят в кругу и выполняют движения по тексту.
Проявляют интерес, здороваются, рассматривают куклу.
Отвечают на вопросы.
Рассказывают о Казахстане.
Организационно-
поисковый
Загадывает загадку:
«В этом доме нет угла.
Вот уж рай для неслуха:
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщещь».
Что такое юрта?
Предлагает рассмотреть юрту.
-Какой формы юрта?
-Чем украшена?
Что у неё под куполом? Как называется свод?
-Какую роль он выполняет?
-Есть ли в юрте окна?
Рассказывает о том, как казахи собирают юрту, из каких частей она состоит.
-А знаете, как казахи узнавали, что к ним приехал мирный гость? Всадник должен спешиться и подойти к юрте с правой стороны. Порог переступить правой ногой, низко склонив голову, выражая тем самым уважение хозяевам. Поступить наоборот – значит оскорбить хозяина этого дома. Поэтому в юрте порог обязательно был высоким, а притолока двери – низкой.
Предлагает послушать стихотворение К. Баянбаева «Юрта».
Читает стихотворение.
Беседа по содержанию.
-Какая юрта в стихотворении?
-С чем сравнивает её автор?
-Где казахи ставят юрту7
Предлагает выполнить физминутку «На джайляу».
-Ребята, а какие предметы казахи ставили или вешали в юрте?
Казахские народные мастерицы готовили из войлока камзолы, головнные уборы, покрывала, подушки, ковры, сумки. Украшали их с любовью орнаментом.
Игра « Угадай на ощупь».
Предлагает пройти в художественную мастерскую и нарисовать юрту.
Рассматривают образец юрты.
-Какой формы?
-Что видите наверху?
-Что еще есть в юрте?
-Чем украшена юрта?
-Как называется орнамент?
Предлагает нарисовать юрту и украсить её орнаментом.
Напоминает приёмы рисования.
Показывает, обясняет.
Слушают и огадывают загадку.
Юрта.
Это – национальное жилище казахов.
Отвечают на вопросы.
Слушают и запоминают.
Слушают стихотворение.
Анализ стихотворения.
Выполняют движения по тексту.
Рассказывают о предметах быта.
Достают из «Чудесного мешочка» предметы быта, определяя их на ощупь.
Садятся за столы.
Отвечают на вопросы.
Назыввают орнамент.
Рисуют юрту.
Рефлексивно –
корригирующий
Предлагает выставить юрты на доску для анализа.
-Какая юрта вам больше всего понравилась? Почему?
Предлагает поиграть в подвижную игру «Юрта».
-Что вам сегодня понравилось на занятии больше всего?
Кукла Карлыгаш прощается, благодарит за занятие.
Выставляют свои работы для анализа.
Выбирают наиболее понравившуюся работу, объясняют свой выбор.
Играют в игру.
Анализируют занятие.
Прощаются.
Ожидаемый результат:
Знать: особенности строения юрты, технические приёмы рисования орнамента, стихотворение Баянбаева «Юрта».
Иметь: представление о Родине, её символах, о предметах быта казахского народа, их назначении, навыки рисования.
Уметь: рисовать кончиком кисточки, изображать орнамент симметрично, отвечать на вопросы.