Развитие творческих способностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроке технологии
« Развитие творческих способностей обучающихся
средствами проектной деятельности на уроке технологии»
Актуальность
В современном мире сформированы ожидания общества по отношению к характеристике портрета выпускника основной школы, прописанные в Новых ФГОС : «-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества».
«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» - писал В.А. Сухомлинский. [4, т. 5., с. 92] В.А. Сухомлинского о профессии учителя. К тому же ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте и среднем является учебная деятельность.
«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста» М.Н. Снаткин (Скаткин М.Н. Школа и всесторонне развитие детей).
Анализ результатов педагогической деятельности показал, что, существуют недостатки в образовательной деятельности:
- обучающиеся в недостаточной степени проявляют свою активность,
-нет стремления к самостоятельному выбору цели (так как решения уже предлагаются);
-задачи и средства заранее известны;
-обучающиеся не хотят брать ответственность за принятое решение.
Возникают противоречия:
- между заказом на работу педагога и результатами педагогической деятельности.
На основе выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему - применяемые приёмы и методы недостаточны для формирования творческой личности, которую мы хотим видеть на выходе из школы.
Цель данной работы – внедрение в ОП средства проектной деятельности в целях развития творческих способностей.
Задачи:
Внедрить в ОП метод проектной деятельности, так как он даёт возможность применения всех вышеописанных задач.
Описать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся в процессе внедрения в ОП метода творческих проектов;
Охарактеризовать изменения в образовательном процессе (изменения содержания, средств обучения и воспитания, контроля);
Ожидаемые результаты
Применение проектной деятельности на уроках технологии позволит:
- развить коммуникативные, регулятивные компетенции;
- заинтересовать обучающихся в творческом процессе;
- сформировать самостоятельность, активность;
- повысить их познавательную мотивацию к деятельности, творческому процессу создания
- увеличить информационную емкость урока, глубину подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности,
- активизировать мыслительную деятельность.
Обучающиеся станут более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и аргументировано её отстаивают. Но самое главное – развивается эмоциональная сфера, его чувства. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. Обучающиеся станут уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, растет интерес не только к предмету, но и к учению в целом.
- отношения в рамках «учитель – ученик» станут более (гармоничными, психологическая среда – комфортной, преобладает эффективное (конструктивное) общение.
Как следствие повышения уровня формирования творческих способностей будет являться повышение мотивации к обучению не только в урочное время, но и дополнительно. Т.е. ожидается как повышение успеваемости по предмету, так и увеличение процента детей занятых на кружке, НОУ, принимающих участие в различных олимпиадах
Основная часть
Проектная деятельность – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Этапы работы над проектом. Мотивация учащихся.
Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. Ввозникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы вызывает стремление ее преодолеть. Обучающиеся самостоятельно размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения.
На этом этапе я использую метод проблемного обучения. Он состоит в том, что ставится задача (проблемная ситуация), побуждая искать пути и средства ее решения. Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения, вызванное желанием решить проблему и невозможностью это сделать с помощью имеющегося запаса знаний, умений и навыков. Этот конфликт создает потребность в приобретении новых знаний или в поиске новых способов действий. Проблемное обучение, несомненно, оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности учащегося:
1) учит мыслить логично, научно и творчески;
2) учит самостоятельному творческому поиску новых знаний;
3) учит преодолевать встречающиеся трудности;
4) делает усвоение материала основательным и прочным;
5) способствует превращению знаний в убеждения;
6) вызывает положительное эмоциональное отношение к процессу обучения;
7) формирует и развивает познавательные интересы;
8) формирует творческую личность.
мозговой штурм - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором в процессе обсуждения высказывается как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике
Второй этап работы -Целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.
морфологический анализ и синтез - предназначены для поиска новых решений на основе разделения рассматриваемой системы на подсистемы и элементы, формирования подмножеств альтернативных вариантов реализации каждой подсистемы, комбинирования различных вариантов решения системы из альтернативных вариантов реализации подсистем, выбора наилучших вариантов решения системы,
Важнейший этап работы над проектом - это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы) и понятная цель, можно приступить к работе. Обучающиеся , включённые в деятельность, понимает, как решить данную задачу. Происходит осознание внутреннего механизма действия.
функционально-стоимостной анализ - метод определения стоимости и других характеристик изделий, услуг и потребителей, в основе которого лежит использование функций и ресурсов, задействованных в производстве
Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана (практический этап). Тут используются практические методы - методы реализации творческих задач, характеризующиеся преобладанием практическо-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы. Происходит реализация конкретной деятельности, соответственно своему темпу. На этом этапе можно привлечь к сотрудничеству других педагогов, родителей. На этом этапе происходит внутренняя самореализация. Они связаны с выполнением различных видов работ, разработкой моделей работ, формированием творческих подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания.
По завершении работы сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.
Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе.
Творческие способности - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творческие способности – это способности к осуществлению ситуативно-нестимулированной деятельности, т.е. способности к познавательной самодеятельности.
Основными показателями творческих способностей являются беглость, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:
- индивидуальной заинтересованностью;
- социальной значимостью.
Оценка проектной деятельности учащегося:
Актуальность - современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата
Технологичность - выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность
Экономичность - оптимальные затраты на материалы и изготовление
Эвристичность - наличие творческого компонента в процессе проектирования: вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.
Коммуникативность - высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости
Оригинальность темы и идеи проекта
Потребность в изделии
Самостоятельность - степень самостоятельности уч-ся определяется с помощью устных вопросов к докладчику
В конце каждого полугодия у обучающихся есть возможность выступить на общешкольной защите проектов, где нужно продемонстрировать свою самостоятельность, умение обосновать своё мнение и отстоять его, грамотно и лаконично ответить на вопросы. И, конечно, же, представить продукт своего творчества, который должен отвечать вышеперечисленным требованиям.
Ресурсное обеспечение
Дидактическое обеспечение:
Научно-методическое обеспечение: курсовая подготовка по технологии, педсоветы и мастер-классы «Оберег», «Народная кукла».
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: анкетирование.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплекты дисков по предмету, раздаточный материал для учащихся.
Выводы :
Применение проектной деятельности в развитии творческих способностей считаю эффективной. Обучающимся предоставляется достаточный объём информации о различных конкурсах, где можно принять участие. У них есть достаточно сформированные способности выполнения какой-либо деятельности, и есть заинтересованность принимать участие в творческих конкурсах. Обучающийся сам включается в эти мероприятия и получает результат. О творчестве можно судить по результатам проектной деятельности.
Заключение
Возможности внедрения проектной деятельности на уроках технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.