Доклад по эколого-краеведческой работе Тропинками родного края
Эколого-краеведческая работа «Тропинками родного края»
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого – осознанного поведения в окружающей природой среде, привитие практических природоохранных навыков, любовь к природе родного края.Воспитание уважения к родному краю складывается из положительного отношения ко всем его составляющим : народному творчеству преемственности поколений, традициям, языку, главную позицию среди которых занимает связь с природой.Особое значение при этом отводится знакомству школьников с природой родного края.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал ”
Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.
Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. А дети наблюдательны и чутки к словам, настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, а также познание.
Получив знания по краеведению родного Воронежского края , дети получат определённый объём знаний о природе «малой родины».
Цель:
- создание условий для развития целостно-эмоциональной сферы ребёнка;
- всестороннее развитие психологических и физических качеств в соответствии с возрастом.
- дать детям целостное представление о природе родного края;
- воспитать уважительное отношение ко всем без исключения видам животных и растений;
- сформировать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения;
- обучить основам элементарной экологической безопасности;
- способствовать развитию у детей мышления, воображения, памяти.
Предлагаемый эколого-краеведческий материал даёт ребёнку возможность познать и увидеть удивительную красоту родного края. Всё что нас окружает: воздух, вода, солнце, растения, животные тесно связаны между собой и человеком. Это как бы большой дом, в котором мы живём и важно вызвать у детей желание изучать, любить и беречь этот дом под названием «Воронежский край». Работу по экологическому воспитанию в рамках краеведческой работы я осуществляю в различных видах деятельности.
Занятия по познавательному развитию
В ее содержание входит ознакомление школьников с растительным и животным миром родного края, ландшафтом, погодными условиями, явлениями природы, географическими и историческими сведениями.
Интегрированные занятия.
Направленные на закрепление имеющихся знаний, представлений обогащений субъектного опыта, включающие чтение художественной литературы, ознакомление с устным народным творчеством, декоративно- прикладным и изобразительным искусством, малыми фольклорными формами, знаменитыми земляками Бутурлиновского района
Экскурсии, направленные на ознакомление с природой родного края, достопримечательностями . Готовясь к экскурсии в природу, знакомлю школьников с правилами поведения в природе. Вот некоторые из них :1. В природе будь вежливым гостем.
2. Старайся ничего, кроме знаний и впечатлений не уносить.
3. Не нарушай дружбу растений и животных с человеком, оставь природу в сохранности.
4. Замечай, запоминай ,зарисовывай все интересное, увиденное тобой.
5. Никогда не оставляй после себя мусор, чтобы другим было приятно прийти в лес, насладится его красотой и величием.
Трудовая деятельность, включающая труд в природе (на участке и в уголке природы)
Ручной труд (изготовление поделок из природного материала)
Праздники и развлечения с тематикой родного Воронежского края.
Работа с родителями.
Мы используем различные формы работы как коллективные так и индивидуальные:
*анкетирование, проведение опросов «Природа в жизни вашей семьи»
«Народное искусство Воронежского края»
*Совместные досуги и праздники.
*Экологические стенды
*творческие задания детям и родителям. Эффективными формами работы являются «Уроки доброты», коллекционирование, Экологические тропы. »Экологические тропы позволяют оставлять окружающую природу в действенной неприкосновенности и любоваться ее нетронутыми красотами.Объектами являются лекарственные растения, уголки леса, поля, луга, растения на которых видно влияние деятельности человека окружающей среды (растения у дороги, места, где можно увидеть влияние животных на растения (погрызенные деревья, следы остатки пищи), роль животных грызунов, дождевых червей., различные виды растений, ручьи, ключи, следы нежелательных действий человека на природу
Эколого-краеведческая тропа «Мир, где мы живем».
На современном этапе возникла острая необходимость в активизации экологического обучения и воспитания на уроках и во внеурочное время. С учениками своего класса мы составили эколого-краеведческую тропу «Мир, где мы живем». Основным её назначением является экологическое образование и природоохранительное воспитание учащихся, ознакомление с природой и историей родного края, формирование чувства любви и ответственности за его судьбу.
Учебная тропа должна обладать привлекательностью и информативностью, т.е. удовлетворять познавательные интересы учащихся, поэтому после тщательного обследования местности была составлена карта- схема с обозначением значимых объектов-станций, с которыми необходимо было знакомство во время экскурсий.
Необходимым документом экологической тропы является паспорт. В паспорте имеются данные о местонахождении тропы, протяженности, станциях маршрута. У нас тропа имеет длину 1 км, с остановками на станциях «А в парке городском…», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Дорогие мои земляки», «Я поведу тебя в музей».
В парке мы также стараемся развесить кормушки и очистить по мере возможности и необходимости определенную территорию от мусора .А впереди у нас станция «Никто не забыт, ничто не забыто». Это памятник погибшим землякам в годы гражданской и отечественной войн. Отважно сражались они на всех фронтах: освобождали Украину, Белоруссию, Польшу, участвовали в защите Москвы, снимали блокаду Ленинграда, участвовали в Сталинградской битве. Ин на многих других фронтах можно было встретить наших земляков. С каждым годом их становится все меньше и меньше. Наша задача – обогреть их своим теплом и заботой.
Мы приходим в парк и идем на аллею Славы, где увековечены имена наших прославленных земляков. Здесь мы рассказываем о выдающихся людях, заслуженных учителях, герое Советского Союза. Ведь дети должны знать и любить свой край, быть готовыми сохранить и преумножить его природные и духовные богатства И последняя станция на нашей тропе:
«Я поведу тебя в музей…» Сюда они с удовольствием спешат послушать историю возникновения города, увидеть и потрогать старинные вещи, фотографии, послушать звон колокольчиков и даже граммофон.
Организуя эколого-краеведческую тропу, хотелось не только заинтересовать учащихся, углубить знания по предметам, но и дать возможность проявить себя, познакомить с местными достопримечательностями, расширить кругозор учеников, повысить уровень их экологической и духовной культуры. Продуманные экскурсии, походы, прогулки в лес имеют большое воспитательно-образовательное значение. Они обеспечивают непрерывное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней, ознакомление с экосистемой леса. Какую радость и удовольствие приносят детям экскурсии в лес: они видят природу во всем многообразие, слушают звуки леса, любуются его красотой. Детям дается возможность побродить, отыскать что-нибудь необычное для себя, прижаться к белоствольной березе, рассмотреть небесную высь сквозь ажурное переплетение деревьев. Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, воспитатели широко используют стихотворения, народные приметы, пословицы, фольклорный материал. Основная задача таких экскурсий – пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному краю, вызвать желание познать его через удивление, восхищение родной природой. К великому огорчению, в лесу приходится отмечать факты грубого отношения людей к природе.
Эколого-краеведческая работа невозможна без приобщения к народным традициям и обычаям. Нам хочется, чтобы дети узнали истоки отечественной культуры, нравы и обычаи своего народа, которые возникли в далёком прошлом, ведь недаром говорится: «У народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего». Я,как руководитель музея стремлюсь дать детям представление о русских народных песнях, плясках, хороводах, запевках, закличках; познакомить детей с элементами некоторых, доступных пониманию детей народных обрядов и праздников.Полнейшая зависимость от природы заставляли людей тщательным образом изучать окружающий мир, примечать даже малейшие изменения в природе, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Все эти наблюдения вылились в целый ряд правил, примет, тонких и верных замечаний, пословиц, поговорок, которые о многом рассказывают нам современным людям. Традиционными стали фольклорные праздники, которые дети любят: «Осенины», «Коляда», «Масленица», «Сороки», «Троица» и узнают много нового и интересного о родной крае, а главное они учатся добру, любви к Родине, родной природе. Таким образом, использование современных методик, совмещение различных видов деятельности, позволили достигнуть определённых
результатов:
- воспитание эмоционального и бережного отношения к объектам родной природы;
- привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и быту;
- умения видеть красоту родной природы.
Работа в школьном музее включает следующие направления:
- поисково-исследовательская деятельность,
- информационно-познавательная деятельность,
- экскурсионная деятельность,
- реставрационно-оформительскаядеятельность,
-участие в конкурсах.
Перед современными краеведами стоит ряд важных задач: углубление разработки истории края; не смотря на экологические трудности, усилить популяризацию исторических знаний вообще, исторического прошлого края в частности; защита и охрана памятников истории и культуры.
Знать свою историю необходимо для того, чтобы приумножить достижения предшествующих поколений, сделать нашу жизнь краше и благоустроеннее. Воспитательские мероприятия не только знакомят школьников с историей родного края, но также углубляют их знания по истории Бутурлиновского района, знакомят с обычаями и традициями жителей сел, входящих в район.
Прошлое нашей земли освящено былинной историей. Это и оставленные кочевниками каменные изваяния, и вековые дубы знаменитого Шипова леса, названного Петром Первым "Магазином корабельных строений, золотым кустом государства Российского".
Бутурлиновский район - административно-территориальная единица в составе Воронежской области с 1934 года. Районный центр– г. Бутурлиновка. На территории р-на расположены старинные села: Васильевка, Великоархангельское, Гвазда, Клеповка, Козловка, Озерки, Пузево, р.п. Нижний Кисляй. У каждого из них есть свои обычаи, традиции, устои. В каждом селе есть краеведческий музей.
В течение 10 лет в школе существует музей предметов старины, в котором я являюсь руководителем. С помощью детей школы собраны исторические экспонаты предметов старины (прялка, керосиновые фонари, утюги на углях, люлька, ткацкий станок, столовая утварь из дерева, старинная мебель и т.д.), много старинных фотографий, икон, а также атрибуты пионерской и комсомольской организации. В нашей школе обучаются дети разных национальностей. Среди них преобладают цыгане. Это малообеспеченные семьи. Поэтому предметами старины они пользуются по сей день. С большим интересов музей посещают как младшие, так и старшие школьники. Проводятся КВН, викторины, посиделки посвященные традициям русской культуры и фольклора.
В течение года мною проводились мероприятия по традициям, обычаям, истории родного края. Например: «Семь я – одна семья» (были приглашены родители), чаепитие «Русские блины», «Проводы Масленицы», «Родословная вещей», знакомство детей с национальными костюмами разных сел.
В рамках месячника патриотического воспитания «В единстве наша сила» мною было проведено воспитательское мероприятие «Казачество России», где были приглашены ветераны. Они рассказали учащимся о традициях казачества, о таких понятиях как честь и отвага. Это мероприятие надолго останется в памяти детей.
Немаловажную роль играют экскурсии. Именно благодаря им учащиеся могут познакомиться с традициями той или иной местности, узнать их обычаи, знакомятся с предметами старины. В рамках месячника «Памяти павших будьте достойны» мы проводили выездные экскурсии в села нашего района. Учащиеся встречались с ветеранами ВОВ, возлагали цветы к обелискам, отдавая дань памяти тем, кто подарил им счастливое будущее и мирное небо над головой. Наш школьный музей достаточно подробно знакомит детей с историей возникновения слободы Бутурлиновка, ее обычаями и традициями. У школьников всегда вызывает восторг и восхищение уголок родной природы. Недели экологии, экологические конкурсы, олимпиады на муниципальном и региональном уровне,изготовление кормушек для птиц, скворечников, посадка деревьев. Всё это воспитывает любовь к родному краю, любовь к природе.
Занимаясь эколого-краеведческой работой, мы реализуем одно из приоритетных направлений Программы развития школы.