Педсовет на тему Компетентный учитель — компетентный ученик


"Компетентный учитель–компетентный ученик"
Заместитель директора по УР, Морозова Н.Н.
1. Шуточный тест
Шуточный тест: раздать каждому педагогу карточку с нарисованной  физиономией, не объясняя зачем, предложить выбрать каждому для себя понравившуюся мордочку.
А затем показать  слайд5 и  проверить: кто и с каким настроением пришел на педсовет. Это шуточная настройка на работу.
Лицо педсовета

  Интерес                             Безразличие                           Чувство                       Непонимание (мне все равно)                    удовлетворения
3. Раздача памяток с понятиями по теме педсовета: компетенция, компетентность, компетентностный подход, ключевые компетенции,профессиональная компетентность.
4.     Вводное слово.
Модернизация образования в Республике Беларусь имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Современные глобальные тенденции и переход к информационному обществу, предъявляют новые, более высокие требования и к системе образования в нашей стране.
      Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, проходившие в обществе и информационном поле преподавания предмета, все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу.  Объем информации, необходимый для эффективной работы, нуждается в систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний – важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста. Сегодня на педсовете мы постараемся актуализировать  развитие профессиональных компетентностей педагога, постараемся  осознать границы не только собственной компетентности, но и профессиональной.
 5. Игра «Качества»
 Каждому из вас  необходимо выбрать  три качества,  которые наиболее проявляются в вас, а так же вы считаете, что эти качества окружающие видят в вас. Предлагаю написать каждое качество  на отдельной бумажке и свернуть.( Важные профессиональные качества педагога: трудолюбие; работоспособность; дисциплинированность; ответственность; умение поставить цель и избрать пути ее достижения; организованность; настойчивость; систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня; стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. Личностные качества хорошего педагога: гуманность; самообладание; дисциплинированность; гибкость поведения; идейная убежденность; гражданственность; инициативность; порядочность; искренность; стремление к самосовершенствованию).
(складываются в коробку)
 А теперь предлагаю каждому по очереди брать по одной бумажке, прочитать его и отдать тому, для кого  оно характерно (у нескольких педагогов спросить) «Как присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной деятельности?»
 Каждый из вас получил разное количество бумажек.
 Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.
6.Теоретическая часть с анализом посещенных уроков, результатами анкетирования.
Вовсе не значит, что только лишь этих качеств достаточно для того, чтобы стать в глазах своих учеников и общества идеальным учителем, но без перечисленных качеств это просто невозможно. В совокупности эти личностные свойства образуют неповторимую личность учителя по призванию. Однако важна не равномерность в развитии и распределении всех этих качеств, а максимальное развитие способностей, составляющих первостепенную направленность личности педагога, которая придает смысл его деятельности и всей жизни.  
Важнейшим показателем деятельности учителя является его профессиональная компетентность. А что лежит в основе профессиональной компетентности? Прежде всего, развитие личности с высоким уровнем гуманитарной культуры, широким кругозором, целостным мировоззрением, активной жизненной позицией и богатым профессиональным опытом. Дабы добиться целостности профессиональной деятельности, педагогу нужно лишь обрести недостающие элементы, добавить их в общую картину. Эти элементы личность, стремящаяся к самосовершенствованию, развивает в себе через самообразование, самореконструкцию, через самовоспитание.  Однако ни следование теории, ни доскональное изучение методики не дают гарантии успеха образовательного процесса, ведь ключевая фигура в процессе – личность учителя, его мастерство, опыт, подготовка. Никто не отрицает, что деятельность педагога – одна из труднейших областей человеческой деятельности.
Профессиональная компетентность педагога (слайд 7)– это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности:  специальную, социальную, личностную и индивидуальную.(слайд 8)
1.      Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
2.      Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
3.      Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность  специалиста  планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
4.      Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
В качестве одной из важнейших составлящих  профкомпетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Компетентность учителя характеризуется основными направлениями, по которым он может повысить свое профессиональное мастерство, это: (Слайд 9)
Педагогическая деятельность – углубление научных знаний, наработка  методической базы, формирование профессионально значимых умений и навыков учителя;
Личность учителя как человека, который учится всю жизнь, и только в этом случае он обретает право учить;
Психолого-педагогическое общение, которое включает в себя культуру педагогического общения, развитие способностей работать в коллективе, освоение корпоративных норм поведения.
Рассмотрим педагогические критерии компетентности  учителя. (Слайд 12)
О работе учителя судят по конечному результату, поэтому:
Первый критерий – это уровень обученности наших учеников, так называемый ЗУН (знания, умения, навыки)
Второй критерий – уровень сформированностиобщеучебных умений и навыков (ОУУН).  Это:
Учебно-информационные умения
Учебно-логические умения
Учебно-управленческие умения
Третий критерий – это инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне. 
Четвертый  критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Учитель – это тот человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
Пятый  критерий – образования педагогов и повышение квалификации.  Это одно из важнейших условий для повышения своей педагогической компетенции, сохранения качества преподавания.
Шестой критерий – способность к самоанализу, самодиагностики, так называемой  рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают.
Эти размышления можно разделить на два вида:
Размышления, претворенные в действие  (т.е. придумал и сделал)
Размышления по поводу совершенных действий  (т.е. анализ  совершенного) – рефлексия.
Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.
Рассмотрим психологические критерии компетентности учителя  (Слайд 13)
«Настоящее образование – это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему» писал Добролюбов.
1. Интерес, мотивация.
Что интересует моих учеников? Можно спросить, а лучше создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.
2. Сознательное обучение.
Нужно научиться воспитывать у ученика требуемое отношение к учебе.
3. Взаимоотношения в системе «Учитель – ученик».
Правильное взаимодействие учителя с учеником является ведущей переменной процесса обучения, обуславливает формирование познавательных действий учащихся.
4. Учет индивидуальных особенностей ученика.
Воспитание внимания зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность, учитель должен по глазам учеников уметь понимать:
Как на уроке создана установка быть внимательным;
Как использованы внешние особенности наглядного материала
Как организована смена видов деятельности
Как учитываются возрастные особенности
Как организована активность учащихся
Рассмотрим личностные критерии компетентности учителя  (Слайд 14)
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности учителя.Это означает, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.
1. Эмоциональность
интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств
адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся
доброжелательность реакции учителя на возбуждение
уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.
К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство раздражает, угнетает учащихся.
2. Выразительность речи
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:
общение с хорошей литературой, искусством, природой
общение с интересными людьми, любовь, дружба
общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
К великому сожалению, мы очень часто делаем элементарные ошибки в произношении, а уж про письменную речь, и говорить нечего.  Тут такое количество ошибок, что просто диву даешься, где нас учили?
3. Творческое начало личности
Учитель, как и писатель, должен строить свою внутреннюю и внешнюю биографию. Но делать это  с творческим подходом, остроумно, оригинально, поэтому так часто ученикам, даже самым умным и дисциплинированным, на уроках скучно. И это приговор учителю!
4. Организаторские способности.
Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так для создания хорошего ученического коллектива.
5. Чувство юмора
Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. Как часто,  посещая уроки у учителей, думаешь, ну правда, какие же мы скучные люди, иногда хочется, чтобы учитель  просто пошутил, посмеялся от души вместе с ребятами, ведь не всегда же они бывают «трудными», да и не все.«Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя.  Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода», говорил Василий Сухомлинский.
6. Настойчивость, дисциплинированность
Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели  и доводить принятые решения до конца, дисциплинированность же – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
Я провела опрос среди учащихся 7 «А» и 10 «А» классов нашей школы, чтобы определить какие качества ценят учащиеся в современном учителе? Давайте посмотрим вместе с вами(Критерии оценки учителя учениками нашей школы слайд 15)
- профессионал, знающий свой предмет, умеющий объяснять, заинтересовать – 53%
- понимающий – 47%
- добрый – 35%
- веселый – 18%
- справедливый – 18%
- дисциплинированный – 6%
- снисходительный – 6%
- выдержанный – 6%
- строгий – 3%
- лояльный – 3%
- адекватный – 3%
А теперь, уважаемые коллеги, сделайте вывод, на развитие каких приоритетов вы должны обратить внимание?
Далее будем говорить о компетентностном подходе в образовании. Что такое компетентностный подход, о котором так много сейчас говорится и на основе которого построены новые стандарты, мы с вами рассмотрели на семинаре и в памятках у вас есть определение этого понятия.
  Готовясь к очередному уроку, учителю следует каждый раз задавать себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы, правила русского или иностранного языка, математические формулы или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире?
       Учителю необходимо стараться создавать ситуацию успеха на уроке, вселять уверенность в своих учеников, дать почувствовать значимость, определить свою самоцель, достичь максимального результата в общем развитии.
В связи с тем, что основной целью образования становится развитие компетентностей, естественно меняется позиция учителя. Востребованными становятся различные разработки, посвященные техникам «сопровождения» учебного процесса, в основе которых лежит идея изменения самого характера взаимоотношений между учителем и учеником. Сюда относятся варианты выполнения учителем функции координатора и партнера.
Естественно, что необходимым условием компетентностного подхода в массовой практике становится  формирование  нового поколения примерных учебных программ и учебных пособий. Конечно, создать все перечисленные условия — дело непростое, но, не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно.
Урок формирования учебных компетенций является дидактической системой и требует особого подхода. Такой урок основан на  учебно-педагогическом прогнозировании ожидаемого результата. Структура урока подчинена триединой цели, каждый этап имеет свою учебную задачу и предполагает получение промежуточного образовательного продукта, качество которого служит гарантом результативности урока. Итоговый образовательный продукт представляет собой своеобразную материализацию заявленной цели. Эффективно организованный процесс учения (а не обучения) – это активная творческая деятельность учащихся, основанная на познавательном интересе, что даёт возможность избежать учебных перегрузок, предупредить снижение работоспособности на определённых этапах урока.
Напомню вам требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода.
К целям.
Цели образования необходимо описывать в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.
Цели обучения должны быть направлены на развитие у учащихся способности использовать полученные в ходе учебного процесса знания.
К отбору содержания.
Определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.
Необходимо учитывать, что знания могут иметь различную ценность и что увеличение объёма знаний не означает повышения уровня образованности.
Повышение уровня образованности в ряде случаев может быть достигнуто лишь при уменьшении объёма знаний, который обязаны усвоить  школьники.
К отбору приемов, методов, средств.
Учащиеся должны достигать личностные результаты путем получения опыта самостоятельного решения проблем.
Необходимо взаимодействие учебного предмета с другими составляющими образовательного процесса.
Формирование и совершенствование учебных компетенций требует и особого подхода в отслеживании результатов образовательной деятельности учащегося. Традиционные формы педагогического контроля знаний, умений и навыков учащихся далеки от оптимального варианта: они культивируют репродуктивную, подражательную деятельность, не обеспечивают в должной степени условий для формирования творческих способностей учащихся. В соответствии с современным технологическим подходом к системе образования должны быть поставлены новые задачи: в центре внимания педагога -- познавательная деятельность самого учащегося и ее продуктивные формы в рамках компетентностного подхода.
Адаптивная система контроля знаний опирается на самоцелеполагание и самооценку уровня достижения поставленной цели, что позволяет самим учащимся решать проблему развития себя как личности в соотнесенности с образовательными запросами, ценностными приоритетами.
Большую роль в организации осознанного самоконтроля играет мотивация на успешность в образовательном процессе. Критериями сформированности познавательной мотивации являются наличие интереса к выполняемому заданию, потребности видеть новое, умение посмотреть на известное с новой точки зрения.
Должна быть решена проблема мотивации учебной деятельности  школьников  путем реализации модели «учения с увлечением».
Центральным моментом в организации обучения с    целью формирования компетенций, необходимых школьнику в современных условиях, является поиск и освоение таких технологий и форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.
Таким образом, урок, формирующий учебные компетенции, имеет законченную композицию, представляет собой целостную систему взаимосвязанных и взаимопроникающих системообразующих процессов. В этом случае урок и весь образовательный процесс по предмету воспринимается как совместный проект учителя и ученика, одинаково заинтересованных в прогнозируемом результате, достижении успеха. Реализации этих задач способствует  использование современных педагогических  технологий.
В формировании ключевых компетенций необходимо сочетание урочной и внеурочной деятельности, так как данные компетенции формируются во всем жизненном пространстве ученика, которое является более широким, чем школьное.
Формирование, развитие и совершенствование учебных компетенций происходит в системе «урок – факультативные занятия – внеклассная деятельность».
Анализ  посещенных уроков показал, что  учителя уделяют внимание формированию социально-личностных компетентностей. С этой целью педагоги создают  ситуации успеха для обучающихся.
Компетенция в постановке целей и задач педагогической деятельности обеспечивает эффективное целеполагание в учебном процессе. На уроках учителя обеспечивают  реализацию «субъект-субъектного» подхода, ставят ученика в позицию субъекта деятельности.
Анализируя деятельность педагогов школы можно наблюдать, как учителя внедряют в свою деятельность такие методы, которые позволяют не просто накапливать изолированные факты и умения, а применять и использовать их, связывая с конкретными реальными проблемами.
В период с 16 по 21 февраля 2015 года была проведена неделя открытых факультативных занятий, с 09 марта по 13 марта 2015 года панорама открытых учебных занятий «Современный урок – компетентностный урок», в рамках которой были даны 3 факультативных занятия и 6 открытых уроков, педагогами всех МО.
    Творческая игра «Компетентность педагогов на открытых занятиях»
Следующим  этапом педсовета будет практическая часть: оценить профессиональную компетентность педагогов, дававших открытые занятия. Отметить положительные и отрицательные моменты занятия (каждый на листочках записывает, озвучивает ведущий – все положительные моменты занятия, отрицательные выборочно).
Корсак О.С. Факультативное занятие по музыке в 4Б классе по теме «Музыка Польши, Германии, Австрии». Урок был эмоционально насыщенным, что позволило в полной мере решить не только образовательные, но и воспитательные и развивающие задачи. Прослеживалось тесное и эффективное взаимодействие всех этапов урока, использовались межпредметные связи: музыка и история, музыка и география, прослеживалась связь с жизнью и эстетическое развитие учащихся.При подаче учебного материала использовалисьиндивидуальная, парная и фронтальная формы работы. Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов. Поэтому на уроке было знакомство с новым материалом, слушание и восприятие музыкальных фрагментов, игровая творческая деятельность и получение убеждения,что действительно музыка несет в себе неповторимую красоту, силу и духовность.
Гиль А.А. на факультативном занятии по белорусскому языку в 6 классе по теме «Граматыка з матэматыкай, ці скланяем колькасныя лічэбнікі» целесообразно и обоснованно использовала словесные, практические, репродуктивные методы обучения в сочетании с фронтальной, индивидуальной, групповой и самостоятельной формами работы. Разнообразие и смена видов деятельности, включение в содержание урока упражнений творческого характера, веселых заданий способствовали активности, заинтересованности и вовлечению детей в активную деятельность.
Лут П.И. на факультативном занятии «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6 «А» классе по теме «Правила безопасного поведения в школе» актуализировал жизненный опыт учащихся, полученный прежде. Использовал проблемный метод обучения, обучал учащихся находить выход из сложившихся ситуаций, стимулировал мышление учащихся при помощи умело поставленных вопросов.Буркова Е.А. на уроке в 11 «А» классе по теме «Туризм» применяла разнообразные формы и методы по формированию у учащихся коммуникативной компетенции, что в полной мере соответствует современным требованиям к преподаванию иностранных языков: фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, ролевая игра, видеофрагменты, презентация.
Фомина Н.Ф.  Урок русского языка в 6 «А» классе по теме «Удивительная часть речи – имя прилагательное» показал, как грамотно учитель применяет разнообразные приемы дляформирования у учениковосновных компетенций: интерактивные методы, ЭСО, презентация, выступления учащихся, творческие задания, межпредметные связи, рефлексия.
Новоселова И.Л. провела открытый обобщающий урок по математике в 8 «А» классе по теме «Квадратные уравнения». Учитель использовалразноуровневый подход, индивидуальные и фронтальные формы работы, работу у доски, самостоятельную работу, прослеживалась обратная связь, контроль, самоконтроль.
Амбросенок В.Л. На уроке биологии в 9 «А» классе по теме «Обмен веществ» использован проблемный, объяснительно-иллюстративный, наглядный методы обучения, ЭСО, самостоятельная работа учащихся по учебнику, сообщения учащихся, физкультминутка, рефлексия, прослеживалась связь с жизнью.
ПашковскаяА.П. на уроке русского языкав 3 «Б» классе по теме «Правописание слов с «ъ»» использовала различные формы и методы работы: групповую и индивидуальную, частично-поисковый метод, наглядный, словесный, практический. Учебные задачи были направлены на развитие внимания, речи, мышления, операции анализа, обобщения, овладение умениями правильно писать, способствовали повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.
Рудько И.И. Урок в 3 «В» классе по физической культуре по теме «Броски мяча в вертикальную цель» проведен на хорошем методическом уровне. Формы и методы соответствовали возрастным особенностям учащихся, прослеживались все этапы современного урока.Содержание урока было подчинено решению поставленных задач, использованы межпредметные связи.С целью решения оздоровительных задач проводились эстафеты. Учащиеся активно участвовали в уроке, чему во многом способствовала чёткость в организации эстафет, грамотный инструктаж, а также плавный переход от одной части урока к другой.
Результаты анкетирования педагогов (слайд 16-18)
«Сформированность профессиональной компетентности педагогов»
29 анкет
№ п/п Критерии и показатели Уровень проявления (в %)
оптимальный допустимый низкий
1 Работа с нормативными правовыми документами: знание положений Кодекса Республики Беларусь об образовании 62 % 37,9% -
знакомство с концепцией и стандартом по предметной области 89,7% 10,3% -
знание учебных планов и программ 100% - -
владение критериями оценки результатов учебной деятельности учащихся 100% - знакомство с «Положением об аттестации педагогических работников системы образования (кроме вузов) Республики Беларусь 72,4% 27,6% -
участие в разработке локальных нормативных документов 6,9% 34,5% 58,7%
2 Умение формулировать цель и задачи деятельности
89,7% 10,3% -
3 Умение проводить отбор содержания: урока 100% - -
внеклассного мероприятия 93,1% 3,4% 3,4%
факультативного занятия 89,7% 10,3% -
4 Владение активными формами организации познавательной деятельности учащихся 86,2% 13,8% -
5 Использование учебно-методического обеспечения преподаваемого предмета 89,7% 10,3% -
6 Умение формировать и развивать у учащихся: общие учебные умения и навыки 96,6% 3,4% -
специальные учебные умения и навыки 89,7% 10,3% -
7 Степень владения навыками исследовательской деятельности 24,1% 69% 6,9%
8 Участие в исследовательской деятельности 17,2% 55,2% 27,6%
9 Знание основ психологии и учет: возрастных особенностей учащихся 89,7% 6,9% 3,4%
гендерных особенностей учащихся 65,6% 31% 3,4%
психологических особенностей учащихся 75,9% 20,7% 3,4%%
10 Участие в организации и проведении методической деятельности 37,9% 58,7% 3,4%
11 Удовлетворенность результатами работы над темой по самообразованию 55,2% 41,3% 3,4%
12 Я на уроке: транслятор знаний 62% 10,3% 27,6%
участник учения – обучения 69% 6,9% посредник между автором учебника и учеником 55,2% 17,2% 27,6%
«управленец» 37,9% 13,8% 48,3%
консультант
иная роль (конкретизировать) 20 69% 17,2% 13,8%
13 Уровень коммуникабельности 72,4% 20,7% 6,9%
                                                                                                                  
Однако следует признать, чтопреобладают в нашей работе все же традиционные уроки, на которых ученики часто остаются  в положении пассивных слушателей. Причина этого, возможно, не только в нежелании учителя, в частой нехватке времени, но иногда и в неумении эффективно организовать деятельность детей. И как следствие возникают такие проблемы, как:
1. Увлечение планированием урока без достаточной связи с другими;
2. Слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;
3. Слабое знание личности школьника и классных коллективов;
4.  Недооценка специального продумывания задач урока;
5. Перегруженность содержания учебного материала, необоснованное стремление отойти от учебника;
6. Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования;
7. Слабое развитее групповых и индивидуальных форм обучения;
8. Увлечение фронтальными формами даже там, где они не эффективны;
9. Слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке;
10. Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественно дифференциация объема и степени сложности);
11. Пассивная позиция части школьников в образовательном процессе;
12. Бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и др.
Отсюда и возникают школьные проблемы:
  -    Отчуждение содержания обучения от ребенка. У учащихся постоянно возникают закономерные вопросы: «Зачем мне это учить? Понадобится ли это мне в жизни? Почему так много задают?» Учащиеся часто не видят актуальности, важности для себя многих изучаемых дисциплин. Объем учебного материала превышает возможности восприятия большинства учащихся.
 - Недостаточно эффективная работа школы по обеспечению необходимого уровня социализации выпускников. Урок оторван в основе своей от реальной жизни. В то время как школьники могли бы больше взаимодействовать со многими социальными институтами общества, решая те или иные учебные задачи.  
- Недополучение многими учениками и выпускниками школ тех знаний и умений, которые требуются от абитуриентов вузов. Многие школьники учатся ниже уровня их возможностей. Очевидна ограниченность возможностей традиционных методик обучения. Необходимо повышение результативности учебного процесса.
И поэтому надо знать, что в образовательном процессе ключевые компетентности могут быть приобретены учеником, если соблюдены следующие условия:
- деятельностный характер обучения;
- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности;
- создание условий для понимания учениками ценности знаний и универсальных способов действия, которым учат в школе;
- интеграции содержания образования для выработки в сознании ребенка целостной картины мира;
- обеспечения единства урочной и внеурочной деятельности для развития   ученика.
Учащиеся:
Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.);
Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека;
Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования,творческих, спортивных мероприятий.
Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома. 
              Учителя:
         Расширят возможности для:
развития педагогического творчества,
достижения образовательных результатов,        фиксирующих успехи детей за счёт применения продуктивных, исследовательских, творческих методик и развивающихся технологий обучения и модернизации содержания образования, ориентированного на компетентностный подход; 
овладеют способами личностных, диалоговых форм взаимоотношений с учащимися и их родителями за счёт привлечения  детей и родителей к процессу образования и повышения их ответственности за результаты образовательной деятельности.
приучаются к исследовательской деятельности.
В заключение хотелось бы сделать вывод:
• ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования;
• компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.
Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.
         Думается, что в сегодняшней совместной деятельности мы постараемся по – новому оценить свою деятельность и будем работать в ногу со временем.
6. Выступления из опыта работы 
7. Деловая игра «Модель профессиональной компетентности»
Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.
Задача: Разработать модель профессиональной компетентности педагога.
Оборудование: ватман, маркеры, фломастеры.
Группа пользователей: педагоги школы.
Деловая игра для педагогов состоит из нескольких частей:
1. практическая часть – оформление модели профессиональной компетентности педагога с ее обоснованием.
2. теоретическая часть.
3. демонстрационная часть.
4. заключительная часть.
         Практическая часть
Организационный этап:
- Вы уже поделены на группы. Сейчас предлагаю каждой группе выбирать секретаря - для записи всех поступающих предложений, хранителя времени - для контроля времени, оратора - для защиты своей работы. Время - 3-5 минут.
 Этап «Мозговой штурм»
- Ваша задача разработать модель профессиональной компетентности педагога. Но для начала вы должны определить наиболее важные на ваш взгляд качества составляющие профессиональную компетентность педагога.
- Роль секретаря записать любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы. Затем групповое обсуждение, задача -  выбрать 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем пять из них – личностные качества, пять – профессиональные. Время  – 10-15 минут.
Оформительный этап
- Сейчас каждая рабочая группа на ватмане должна оформить свою модель профессиональной компетентности педагога. Для этого необходимо на одной половине ватмана изобразить профессионально компетентного педагога, а рядом записать десять его наиболее значимых качеств, которые вы выбрали после обсуждения. Пять – личностные качества, пять – профессиональные. Творческий подход к заданию приветствуется. Время работы – 15 минут.
Демонстрационный этап
- А сейчас предоставляется слово Оратору для презентации модели профессиональной компетенции педагога и обоснования представленных профессиональных и личностных качеств. Время работы – 10 минут.
(после каждой презентации)
Этап оценивания модели другой группы (слайд 20 )
На цветном листе бумаги отметьте значком ваше отношение к модели профессиональной компетентности педагога противоположной группы: (обозначение знаков на слайде).
++ ---- очень хорошая идея;+- ---- неплохая идея;0 — не удалось найти конструктива;НР — невозможно реализовать;ТР — трудно реализовать;РР — реально реализовать.
         Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя.
В.А. Сухомлинский писал:"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы"'.
Рефлексия. Все в твоих руках. (звучит музыка) (слайд 21)
Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно
И,  расставаясь с вами, я хотела бы предложить вам несколько необычных, но интересных мыслей для вашей души, которые мне очень понравились. Думаю, они понравятся и вам.
– Люблю предмет, который я люблю– Мне такт и интуиция опора– Я горы вмиг с ребятами сверну– Я слушаю других – какое чудо!– Я и творить, и натворить умею– Свои ошибки детям я прощаю– Мне юмор в детстве подмешали в молоко– Я знаю мало, и я это знаю– Я от души со всеми терпелива!– Профессия досталась мне от Бога!
Всем вам я хочу подарить на память эти, может быть на первый взгляд, странные выражения. Но, согласитесь, в них что-то есть!
Проект решения:
1.     Продолжать работу над проблемой обеспечения качества образования путём организации деятельности обучающихся в рамках компетентностного подхода.
2.     Принимать участие в тематических проблемных семинарах, конференциях городского, областного, республиканского уровней по данному вопросу.
3. Провести методический семинар «Организация исследовательской деятельности учащихся в школе»

4. Разработать и провести цикл занятий по теме «Детская психология»
5. Администрации школы посредством посещения уроков оценивать уровень профессиональных компетенций  педагогической деятельности  педагогами школы, выяснять имеющиеся у педагогов затруднения.

6. Методическим  объединениям учителей-предметников способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы.
                                                         7.  Методическому совету  школы спланировать в новом учебном году заседание по теме «Системный анализ урока с позиции компетентностного подхода»