Рабочая коррекционно-развивающая программа по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью фонематических процессов, у обучающихся 2-3 классов.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО: на ГМО учителей-логопедов
Протокол № ___ от «____ » ___________ _____г
Руководитель ГМО
___________________
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора
_______________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «СОШ №30»
___________________
Приказ № _______
От «_____»__________ ______г.
Рабочая коррекционно-развивающая программа
по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленного несформированностью фонематических процессов, у обучающихся вторых - третьих классов
Сенченко Л.Ф.
учитель-логопед
Стерлитамак
Пояснительная записка
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л. С. Выготский.
Современная психология рассматривает письмо как сложную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5 – 7 году в процессе целенаправленного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности – внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др.
Поэтому его расстройство носит системный характер, т. е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся как коррекционных, так и массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил.
Основная задача учителя-логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения чтения и письма, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Изучением нарушений чтения и письма и работой по их устранению занимались ведущие специалисты в области логопедии: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова, Е.В. Мазанова, Р.Е. Левина.
Для коррекции нарушений чтения и письма разработана специальная рабочая программа.
Программа апробировалась в процессе групповой работы с обучающимися вторых классов с нарушением чтения и письма общеобразовательных школ г. Стерлитамак. Материалы, представленные в данной программе, могут быть использованы в работе учителей-логопедов общеобразовательных учреждений, работающих с младшими школьниками.
Рабочая коррекционно-развивающая программа по устранению нарушений чтения и письма у младших школьников составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования и нормативных документов:
- Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000г.;
- Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе, А.В. Ястребова, Т.Б. Бессонова, М.: КОГИТО – ЦЕНТР, 1991г.
-Е.В. Мазанова Методические рекомендации учителям-логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы. М.,: Просвещение, 2005г.
Для создания программы была проанализирована программа образовательной системы «Гармония», Н.Д. Истомина (Баласс, 2006г.).
Программа рассчитана на 68 часа в год (2 часа в неделю).
Программа направлена на реализацию целей:
- коррекция нарушений чтения и письма с опорой на сохранные анализаторы – зрительной и двигательной;
- всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Программа ставит следующие задачи:
- развитие фонематического восприятия;
- обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
- уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
- выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
- определение положения звука по отношению к другим.
Программа ставит специальные задачи:
- обогащение зрительных представлений;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- стимуляция познавательной активности;
- включение мыслительных операций;
- развитие неречевых процессов.
Основное содержание программы
Курс логопедических занятий отражает завершенную, целостную по времени, задачам и содержанию работу с обучающимися. Программа рассчитана на 68 часов. Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала. Курс включает в себя занятия в течение всего учебного года, занятия продолжительностью 40 минут и проводятся 2 раза в неделю.
По времени проведения и общим задачам он делится на этапы:
І. Подготовительный.
ІІ. Основной.
ІІІ. Заключительный.
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
Развитие слухового и зрительного внимания.
Развитие слуховых дифференцировок.
Развитие фонематического восприятия.
Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане.
Основные задачи и направления работы основного этапа:
Развитие слухового и зрительного внимания.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.
Закрепление полученных знаний.
Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
Формы итогового контроля:
Выполнение самостоятельных контрольных упражнений;
Выполнение контрольного слухового диктанта;
Выполнение проверочной работы по индивидуальным карточкам;
Выполнение графического диктанта.
3.Требование к уровню подготовки обучающихся.
Обучающие должны знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;
- все буквы и звуки родного языка;
- отличительные признаки гласных и согласных звуков;
- гласные и согласные звуки;
- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости – мягкости, по звонкости – глухости.
К концу обучения дети должны уметь:
- узнавать и различать гласные и согласные звуки;
- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- производить фонетический разбор слова;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- записывать слова с гласными И, Я, Ё, Ю, Е, а так же с буквой Ь;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- строить звуковые схемы слогов и слов;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
4. Оценка достижения ожидаемых результатов освоения учебной программы.
Контрольный диктант в конце учебного года для определения качества полученных знаний.
5.Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Содержание работы
Количество часов
2 класс
3 класс
Подготовительный этап
1.
Речь и предложение. Предложение и слово.
Формирование навыков языкового анализа и синтеза.
Деление предложения на отдельные слова и определение их количества
Придумывание предложений по заданным графическим схемам
Составление графических схем предложения
Определение места данного слова в предложении
1
1
2.
Звуки. Строение артикуляционного аппарата
Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми).
Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Знакомство со строением артикуляционного аппарата.
1
1
3.
Гласные и согласные звуки.
Гласные и согласные звуки.
Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Знакомство со строением артикуляционного аппарата.
1
1
Основной этап работы
4.
Гласные I и II ряда.
Гласные буквы я, ю, е, ё, и. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме.
Дифференциация гласных звуков и букв.
1
1
5.
Дифференциация гласных
А – Я
Гласная буква Я.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы я.
Дифференциация гласных А – Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Правописание ча – ща.
3
2
6.
Дифференциация гласных О – Ё
Гласная буква Ё.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё.
Дифференциация гласных О – Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
3
2
7.
Дифференциация гласных Ы – И
Гласная буква И.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И.
Дифференциация гласных Ы – И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Правописание жи-ши.
3
2
8.
Дифференциация гласных У – Ю
Гласная буква Ю.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю.
Дифференциация гласных У – Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Правописание чу-щу.
3
2
9.
Дифференциация гласных Ё – Ю
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю.
Дифференциация гласных У – Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
3
2
10.
Слоговый состав слова.
Развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.
Понятие слога.
Слогообразующая функция гласных.
Правило переноса.
Составление графических схем
2
2
11.
Ударение
Формирование (закрепление) навыка определения слога в словах.
Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения.
Слова-омографы.
1
1
12.
Обозначение мягкости согласных при помощи Ь в конце слов.
Мягкий знак.
Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме.
Работа со схемами слов с Ь.
Обозначение мягкости согласных при помощи Ь в конце слов.
1
1
13.
Обозначение мягкости согласных при помощи Ь в середине слов.
Мягкий знак.
Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме.
Работа со схемами слов с Ь.
Обозначение мягкости согласных при помощи Ь в середине слов.
1
1
14.
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда.
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда.
Работа со схемами слов.
1
1
15.
Дифференциация С – З
Звуки З З', С – С '
Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Оглушение, озвончение проверяемой согласной в корне.
3
3
16.
Дифференциация Б – П
Звуки Б – БЬ, П - ПЬ
Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
3
3
17.
Дифференциация Д – Т
Дифференциация звуков Д - Д', Т Т' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
3
3
Дифференциация В – Ф
Дифференциация звуков В - В', Ф Ф' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
3
3
18.
Дифференциация Г – К
Дифференциация звуков Г Г, К К', X X' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях, в тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
3
3
19.
Дифференциация Ж – Ш
Дифференциация звуков Ж – Ш изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
3
3
20.
Дифференциация С – Ш
Дифференциация звуков С, С' – Ш изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
3
3
21.
Дифференциация З – Ж
Дифференциация звуков З, З',Ж изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
3
2
22.
Дифференциация С – Ц
Дифференциация звуков С, С',Ц изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
3
2
23.
Дифференциация Ч – Ц
Дифференциация звуков Ч' – Ц изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами – паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
3
2
24.
Дифференциация Ч – Щ
Дифференциация звуков Ч' – Щ изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
3
2
25.
Дифференциация Ч – Т'
Дифференциация звуков Ч' – Т' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
3
2
26.
Дифференциация Ч – Ш
Дифференциация звуков Ч' – Ш изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
3
2
27.
Дифференциация Р – Л
Дифференциация звуков Р Р', Л Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
3
2
28.
Родственные слова.
Корень слова.
Морфемный анализ и синтез слов;
Состав слова;
Корень слова.
-
1
29.
Однокоренные родственные и неродственные слова.
Корень слова;
Родственные и неродственные слова.
-
1
30.
Приставка
Приставка – часть слова;
Лексическое значение приставки;
Дифференциация приставок;
Словообразовательная функция приставки.
-
1
31.
Суффикс
Суффикс – часть слова;
Лексическое значение суффикса;
Словообразовательная функция суффикса.
-
1
32.
Окончание
Окончание – часть слова.
Формообразовательная функция окончания.
-
1
33.
Безударные гласные в корне слова
Ударение;
Безударные и ударные гласные;
Безударные гласные, проверяемые ударением;
Словарные слова;
Корень слова.
-
7
34.
Итоговая контрольная работа
Проверка знаний, умений и навыков.
1
1
Календарно-тематическое планирование (2 класс).
№ п/п
Тема занятия
Содержание работы
Развитие неречевых процессов
Дата проведения
По плану
Фактич-е провед
1.
Речь и предложение. Предложение и слово.
Формирование навыков языкового анализа и синтеза.
Деление предложения на отдельные слова и определение их количества
Придумывание предложений по заданным графическим схемам
Составление графических схем предложения
Определение места данного слова в предложении
Развитие абстрактного и логического мышления, слухового внимания и памяти.
Развитие познавательной активности.
2.
Звуки. Строение артикуляционного аппарата
Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми).
Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Знакомство со строением артикуляционного аппарата.
Развитие фонематического представления и восприятия, развитие слухового внимания и восприятия.
3.
Гласные и согласные звуки.
Гласные и согласные звуки.
Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Знакомство со строением артикуляционного аппарата
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности к языковым явлениям;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
4.
Гласные I и II ряда.
Гласные буквы я, ю, е, ё, и. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме.
Дифференциация гласных звуков и букв.
5.
Дифференциация гласных
А – Я в слогах
Гласная буква Я.
Дифференциация гласных А – Я в слогах
6
Дифференциация гласных
А – Я в словах и словосочетаниях
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы я.
Дифференциация гласных А – Я в словах и словосочетаниях.
Правописание ча – ща.
Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи, активное осмысление материала, выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
- осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
7
Дифференциация гласных
А – Я в предложениях и текстах
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы я.
Дифференциация гласных А – Я в предложениях и тексте.
Правописание ча – ща.
8
Дифференциация гласных О – Ё в слогах.
Гласная буква Ё.
Дифференциация гласных О – Ё в слогах .
9
Дифференциация гласных О – Ё в словах и словосочетаниях
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквыЁ.
Дифференциация гласных О-Ё в словах, словосочетаниях..
10
Дифференциация гласных О – Ё в предложениях и текстах.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё.
Дифференциация гласных О-Ё в предложениях и тексте.
11
Дифференциация гласных Ы – И в слогах
Гласная буква И.
Дифференциация гласных Ы – И в слогах.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности к языковым явлениям;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
12
Дифференциация гласных Ы – И в словах и словосочетаниях.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И.
Дифференциация гласных Ы – И в словах, словосочетаниях.
13
Дифференциация гласных Ы – И в предложениях и текстах.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И.
Дифференциация гласных Ы – И в предложениях и тексте.
Правописание жи-ши
14
Дифференциация гласных У – Ю в слогах.
Гласная буква Ю.
Дифференциация гласных У – Ю в слогах.
Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности;
- осуществлять контроль за ходом своей деятельности;
- работа в определенном темпе;
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
15
Дифференциация гласных У – Ю в словах и словосочетаниях.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю.
Дифференциация гласных У – Ю в словах, словосочетаниях.
Правописание жи-ши.
16
Дифференциация гласных У – Ю в предложениях и текстах.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю.
Дифференциация гласных У – Ю в предложениях и тексте.
Правописание чу-щу.
17
Дифференциация гласных Ё – Ю в слогах.
Дифференциация гласных Ё – Ю в слогах.
18
Дифференциация гласных Ё – Ю в словах и словосочетаниях.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю - Ё.
Дифференциация гласных Ё – Ю в словах, словосочетаниях.
19
Дифференциация гласных Ё – Ю в предложениях и текстах.
Дифференциация гласных У – Ю в предложениях и тексте.
20
Слоговый состав слова.
Развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.
Понятие слога.
Развитие фонематического слуха и восприятия с опорой на графические схемы.
21
Слоговый состав слова.
Слогообразующая функция гласных.
Составление графических схем.
Развитие фонематического слуха и восприятия с опорой на графические схемы.
22
Ударение
Формирование (закрепление) навыка определения слога в словах.
Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения.
Слова-омографы.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия, подчинять свои действия его инструкциям;
- умение принять и понять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с полученной инструкцией, с заданием) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
23
Обозначение мягкости согласных при помощи Ь в конце слов.
Мягкий знак.
Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме.
Работа со схемами слов с Ь.
Обозначение мягкости согласных при помощи Ь в конце слов.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
24
Обозначение мягкости согласных при помощи Ь в середине слов.
Мягкий знак.
Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме.
Работа со схемами слов с Ь.
Обозначение мягкости согласных при помощи Ь в середине слов.
25
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда.
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда.
Работа со схемами слов
26
Дифференциация С – З в слогах.
Звуки З З', С – С '
Дифференциация звуков изолированно, в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
27
Дифференциация С – З в словах и словосочетаниях
Звуки З З', С – С '
Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Оглушение, озвончение проверяемой согласной в корне.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
28
Дифференциация С – З в предложениях и текстах.
Звуки З З', С – С '
Дифференциация звуков в предложениях и в тексте.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Оглушение, озвончение проверяемой согласной в корне.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
29
Дифференциация Б – П в слогах
Звуки Б – БЬ, П - ПЬ
Дифференциация звуков изолированно и в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
30
Дифференциация Б – П в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков в словах и в словосочетаниях.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
31
Дифференциация Б – П в предложениях и текстах
Дифференциация звуков в предложениях и в тексте.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
32
Дифференциация Д – Т в слогах
Дифференциация звуков Д - Д', Т Т' изолированно, в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
33
Дифференциация Д – Т в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков Д - Д', Т Т' в словах и в словосочетаниях.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
34
Дифференциация Д – Т в предложениях и текстах.
Дифференциация звуков Д - Д', Т Т' в предложениях и в тексте.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
35
Дифференциация В – Ф изолированно и в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
Развитие фонематического слуха и восприятия.
36
Дифференциация В – Ф в словах и словосочетаниях
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
Развитие фонематического слуха и восприятия.
37
Дифференциация В – Ф в предложениях и текстах.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
38
Дифференциация Г – К изолированно и в слогах.
Дифференциация звуков Г Г, К К', X X' изолированно и в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
Развитие фонематического слуха и восприятия.
39
Дифференциация Г – К в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков Г Г, К К', X X' в словах и словосочетаниях.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
40
Дифференциация Г – К в предложениях и текстах.
Дифференциация звуков Г Г, К К', X X' в предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
41
Дифференциация Ж – Ш изолированно и в слогах.
Дифференциация звуков Ж – Ш изолированно, в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
42
Дифференциация Ж – Ш в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков Ж – Ш в словах и в словосочетаниях.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
43
Дифференциация Ж – Ш в предложениях и такстах.
Дифференциация звуков Ж – Ш в предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
44
Дифференциация С – Ш изолированно и в слогах.
Дифференциация звуков С, С' – Ш изолированно, в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
45
Дифференциация С – Ш в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков С, С' – Ш в словах, в словосочетаниях.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
46
Дифференциация С – Ш в предложениях и текстах.
Дифференциация звуков С, С' – Ш в предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
47
Дифференциация З – Ж изолированно и в слогах.
Дифференциация звуков З, З',Ж изолированно, в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
48
Дифференциация З – Ж в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков З, З',Ж в словах, в словосочетаниях.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
49
Дифференциация З – Ж в предложениях и текстах.
Дифференциация звуков З, З',Ж в предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
50
Дифференциация С – Ц изолированно и в слогах.
Дифференциация звуков С, С',Ц изолированно, в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
51
Дифференциация С – Ц в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков С, С',Ц в словах, в словосочетаниях.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
52
Дифференциация С – Ц в предложениях и текстах.
Дифференциация звуков С, С',Ц в предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
53
Дифференциация Ч – Ц изолированно и в слогах.
Дифференциация звуков Ч' – Ц изолированно, в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
54
Дифференциация Ч – Ц в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков Ч' – Ц в словах, в словосочетаниях.
Работа со словами – паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
55
Дифференциация Ч – Ц в предложениях и текстах.
Дифференциация звуков Ч' – Ц в предложениях и в тексте.
Работа со словами – паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
56
Дифференциация Ч – Щ изолированно и в слогах.
Дифференциация звуков Ч' – Щ изолированно, в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
57
Дифференциация Ч – Щ в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков Ч' – Щ в словах, в словосочетаниях.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
58
Дифференциация Ч – Щ в предложениях и текстах.
Дифференциация звуков Ч' – Щ в предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
59
Дифференциация Ч – Т' изолированно и в слогах.
Дифференциация звуков Ч' – Т' изолированно, в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
60
Дифференциация Ч – Т' в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков Ч' – Т' в словах, в словосочетаниях.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
61
Дифференциация Ч – Т' в предложениях и текстах.
Дифференциация звуков Ч' – Т' в предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
62
Дифференциация Ч – Ш изолированно и в слогах.
Дифференциация звуков Ч' – Ш изолированно, в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
63
Дифференциация Ч – Ш в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков Ч' – Ш в словах, в словосочетаниях.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
64
Дифференциация Ч – Ш в предложениях и текстах.
Дифференциация звуков Ч' – Ш в предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
65
Дифференциация Р – Л в слогах
Дифференциация звуков Р Р', Л Л' в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
66
Дифференциация Р – Л в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков Р Р', Л Л' в словах, в словосочетаниях.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
67
Дифференциация Р – Л в предложениях и текстах.
Дифференциация звуков Р Р', Л Л' в предложениях и в тексте.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
68
Итоговая контрольная работа.
Проверка полученных знаний, умений и навыков
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умение принять и понять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с полученной инструкцией, с заданием) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№ п/п
Тема занятия
Содержание работы
Развитие неречевых процессов
Дата проведения
По плану
По факту
1.
Речь и предложение. Предложение и слово.
Формирование навыков языкового анализа и синтеза.
Деление предложения на отдельные слова и определение их количества
Придумывание предложений по заданным графическим схемам
Составление графических схем предложения
Определение места данного слова в предложении
Развитие абстрактного и логического мышления, слухового внимания и памяти.
Развитие познавательной активности.
2.
Звуки. Строение артикуляционного аппарата
Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми).
Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Знакомство со строением артикуляционного аппарата.
Развитие фонематического представления и восприятия, развитие слухового внимания и восприятия.
3.
Гласные и согласные звуки.
Гласные и согласные звуки.
Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Знакомство со строением артикуляционного аппарата
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности к языковым явлениям;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
4.
Гласные I и II ряда.
Гласные буквы я, ю, е, ё, и. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме.
Дифференциация гласных звуков и букв.
5.
Дифференциация гласных
А – Я в слогах и словах
Гласная буква Я.
Дифференциация гласных А – Я в слогах и словах.
6
Дифференциация гласных
А – Я в словосочетаниях и предложениях.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы я.
Дифференциация гласных А – Я в словосочетаниях и предложениях.
Правописание ча – ща.
7
Дифференциация гласных О – Ё в слогах и словах.
Гласная букваЁ.
Дифференциация гласных О – Ё в слогах и словах .
Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи, активное осмысление материала, выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
- осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
8
Дифференциация гласных О – Ё в словосочетаниях и предложениях.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё.
Дифференциация гласных О – Ё словосочетаниях и предложениях.
9
Дифференциация гласных Ы – И в слогах и словах.
Гласная буква И.
Дифференциация гласных Ы – И в слогах и словах.
Правописание жи-ши.
10
Дифференциация гласных Ы – И в словосочетаниях и предложениях.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И.
Дифференциация гласных Ы – И в словосочетаниях и предложениях.
11
Дифференциация гласных У-Ю в слогах и словах.
Гласная буква Ю.
Дифференциация гласных У – Ю в слогах и словах.
12
Дифференциация гласных У – Ю в словосочетаниях и предложениях.
Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю.
Дифференциация гласных У – Ю в словосочетаниях и предложениях.
Правописание чу-щу.
13
13 LINK Word.Document.8 "F:\\000 документы\\ ФЛЕШКА\\рабочие программы по логопедии\\программы 1-3 кл\\рабочая программа 2-3 кл..doc" OLE_LINK1 \a \r 14Дифференциация гласных У-Ю в слогах и словах.15
Дифференциация гласных Ё – Ю в словосочетаниях и предложениях.
Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи, активное осмысление материала, выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели
14
Дифференциация гласных Ё – Ю в словосочетаниях и предложениях
Дифференциация гласных Ё – Ю в словосочетаниях и предложениях.
15
Слоговый состав слова.
Развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.
Понятие слога.
Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности;
- осуществлять контроль за ходом своей деятельности;
- работа в определенном темпе;
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
16
Слоговый состав слова.
Слогообразующая функция гласных.
Правило переноса.
Составление графических схем.
17
Ударение
Формирование (закрепление) навыка определения слога в словах.
Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения.
Слова-омографы.
18
Обозначение мягкости согласных при помощи Ь в конце слов.
Мягкий знак.
Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме.
Работа со схемами слов с Ь.
Обозначение мягкости согласных при помощи Ь в конце слов.
Развитие фонематического слуха и восприятия с опорой на графические схемы
19
Обозначение мягкости согласных при помощи Ь в середине слов.
Мягкий знак.
Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме.
Работа со схемами слов с Ь.
Обозначение мягкости согласных при помощи Ь в середине слов.
Развитие фонематического слуха и восприятия с опорой на графические схемы
20
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда.
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда.
Работа со схемами слов
Развитие фонематического слуха и восприятия с опорой на графические схемы
21
Дифференциация С – З в слогах.
Звуки З З', С – С '
Дифференциация звуков изолированно, в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
22
Дифференциация С – З в словах и словосочетаниях
Звуки З З', С – С '
Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Оглушение, озвончение проверяемой согласной в корне.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
23
Дифференциация С – З в предложениях и текстах.
Звуки З З', С – С '
Дифференциация звуков в предложениях и в тексте.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Оглушение, озвончение проверяемой согласной в корне.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
24
Дифференциация Б – П в слогах
Звуки Б – БЬ, П - ПЬ
Дифференциация звуков изолированно и в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
25
Дифференциация Б – П в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков в словах и в словосочетаниях.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
26
Дифференциация Б – П в предложениях и текстах
Дифференциация звуков в предложениях и в тексте.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
27
Дифференциация Д – Т в слогах
Дифференциация звуков Д - Д', Т Т' изолированно, в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
28
Дифференциация Д – Т в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков Д - Д', Т Т' в словах и в словосочетаниях.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
29
Дифференциация Д – Т в предложениях и текстах.
Дифференциация звуков Д - Д', Т Т' в предложениях и в тексте.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
30
Дифференциация В – Ф изолированно и в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
31
Дифференциация В – Ф в словах и словосочетаниях
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания,
32
Дифференциация В – Ф в предложениях и текстах.
Работа со слова ми-паронимами.
33
Дифференциация Г – К изолированно и в слогах.
Дифференциация звуков Г Г, К К', X X' изолированно и в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
34
Дифференциация Г – К в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков Г Г, К К', X X' в словах и словосочетаниях.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
35
Дифференциация Г – К в предложениях и текстах.
Дифференциация звуков Г Г, К К', X X' в предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
36
Дифференциация Ж – Ш изолированно и в слогах.
Дифференциация звуков Ж – Ш изолированно, в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
37
Дифференциация Ж – Ш в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков Ж – Ш в словах и в словосочетаниях.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
38
Дифференциация Ж – Ш в предложениях и такстах.
Дифференциация звуков Ж – Ш в предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
39
Дифференциация С – Ш изолированно и в слогах.
Дифференциация звуков С, С' – Ш изолированно, в слогах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
40
Дифференциация С – Ш в словах и словосочетаниях
Дифференциация звуков С, С' – Ш в словах, в словосочетаниях.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
41
Дифференциация С – Ш в предложениях и текстах.
Дифференциация звуков С, С' – Ш в предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
42
Дифференциация З – Ж изолированно, в слогах и словах.
Дифференциация звуков З, З',Ж изолированно, в слогах и словах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
43
Дифференциация З – Ж в словосочетаниях, предложениях и текстах.
Дифференциация звуков З, З',Ж в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
44
Дифференциация С – Ц изолированно, в слогах и словах.
Дифференциация звуков С, С',Ц изолированно, в слогах и словах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
45
Дифференциация С – Ц в словосочетаниях, предложениях и текстах.
Дифференциация звуков С, С',Ц в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
46
Дифференциация Ч – Ц изолированно, в слогах и словах.
Дифференциация звуков Ч' – Ц изолированно, в слогах и словах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
47
Дифференциация Ч – Ц в словосочетаниях предложениях и текстах.
Дифференциация звуков Ч' – Ц в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Работа со словами – паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
48
Дифференциация Ч – Щ изолированно, в слогах и словах.
Дифференциация звуков Ч' – Щ изолированно, в слогах и словах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
49
Дифференциация Ч – Щ в словосочетаниях предложениях и текстах.
Дифференциация звуков Ч' – Щ в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
50
Дифференциация Ч – Т' изолированно, в слогах и словах.
Дифференциация звуков Ч' – Т' изолированно, в слогах и словах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
51
Дифференциация Ч – Т' в словосочетаниях, предложениях и текстах.
Дифференциация звуков Ч' – Т' в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
52
Дифференциация Ч – Ш изолированно, в слогах и словах.
Дифференциация звуков Ч' – Ш изолированно, в слогах и словах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
53
Дифференциация Ч – Ш в словосочетаниях, предложениях и текстах.
Дифференциация звуков Ч' – Ш в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Работа со слова ми-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
54
Дифференциация Р – Л в слогах и словах.
Дифференциация звуков Р Р', Л Л' в слогах и словах.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Развитие внимания и памяти.
55
Дифференциация Р – Л в словосочетаниях, предложениях и текстах.
Дифференциация звуков Р Р', Л Л' в словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
56
Родственные слова.
Корень слова.
Морфемный анализ и синтез слов;
Состав слова;
Корень слова.
Совершенствование умений:
- отвечать на вопрос в точном соответствии с инструкцией
- отвечать на вопросы по ходу учебной работы, адекватно употребляя усвоенную терминологию;
- применять инструкции, схемы при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы и подводить итоги.
57
Однокоренные родственные и неродственные слова.
Корень слова;
Родственные и неродственные слова
58
Приставка
Приставка – часть слова;
Лексическое значение приставки;
Дифференциация приставок;
Словообразовательная функция приставки.
59
Суффикс
Суффикс – часть слова;
Лексическое значение суффикса;
Словообразовательная функция суффикса.
60
Окончание
Окончание – часть слова.
Формообразовательная функция окончания.
61
Безударные гласные в корне слова
Ударение;
Безударные и ударные гласные;
Развитие фонематического слуха, слухового восприятия и памяти.
Развитие общей координации движений, мелкой моторики рук.
62
Безударные гласные в корне слова
Ударение;
Безударные и ударные гласные;
Безударные гласные, проверяемые ударением;
63
Безударные гласные в корне слова
Ударение;
Безударные и ударные гласные;
Безударные гласные, проверяемые ударением;
Развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти.
Обогащение словарного запаса.
Развитие познавательной активности.
64
Безударные гласные в корне слова
Ударение;
Безударные и ударные гласные;
Безударные гласные, проверяемые ударением;
65
66
67
Безударные гласные в корне слова
Ударение;
Безударные и ударные гласные;
Безударные гласные, проверяемые ударением;
Словарные слова;
Корень слова.
Развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти.
Обогащение словарного запаса.
Развитие познавательной активности.
68
Итоговая контрольная работа
Проверка полученных умений, знаний и навыков.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умение принять и понять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с полученной инструкцией, с заданием) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
6.Литература:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М., 2001.
2. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.
3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
4. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.
Волкова Л.С. Логопедия. М., Просвещение, 1995.
Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.
Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической
работы в школе. М., 2001.
Root Entry