СРезультаты психолого-педагогической диагностики школьных трудностей пятиклассников в адаптационный период
Результаты психолого-педагогической диагностики школьных трудностей пятиклассников в адаптационный период.
Дата проведения: октябрь 2013. Место проведения: МОУ Кузнецовская основная школа
Участники, количество: 5-ый класс – 27 учащихся, классный руководитель.
Цель: получение необходимой информации о степени и особенностях приспособления пятиклассников к новой социальной ситуации для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к обучению в школе II ступени.
Методики: анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Лускановой, тест школьной тревожности Филлипса, экспресс-методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации», /«Школьный психолог» №20/2005/, опросник «Мои чувства» (адаптация опросника С.В. Левченко /Журнал «Практика административной работы в школе», № 5, 2005/), а также метод наблюдения ребёнка в процессе обследования.
Ход работы:
В рамках системы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации учащихся к обучению в школе II ступени осуществлялась комплексная диагностика, направленная, прежде всего на выявление степени тревожности учащихся, характера трудностей в период адаптации, а также на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. Для достижения этой цели выделялись следующие задачи:
определить уровень социально-психологической адаптации учащихся класса;
выявить группу школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и природу трудностей в каждом случае;
определить пути оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации.
При обследовании пятиклассников учитывалась система психолого-педагогических требований по содержанию статуса ученика 5 классов (Битянова М.П.,2000). Для осуществления поставленных задач с учащимися пятого класса проводились тестирования по выше перечисленным методикам. Данные, полученные в ходе диагностики, представлены ниже таблично и графически.
Тест Филипса
Цель: определение уровня тревожности, факторов тревожности, выявление группы учащихся, имеющих трудности в адаптации.
Тест определяет несколько факторов тревожности учащихся:
Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками)
Фрустрация потребности в достижении – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижениях высокого результата и т.д.
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера. Повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.
5 – 27 человек
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Заключение : дети с повышенной тревожностью-5 человек.
Донченко Никита, Королева Натали, Сотсков Максим, Кукушкина Алена.
5 класс -27человек.
Заключение: Общая тревожность в школе – 1 человека 2%
Переживания социального стресса – 2 человека, 4%
Фрустрация потребности в достижении – нет таких.
Страх самовыражения – 10 человек, 18,6%.
Страх ситуации проверки знаний – 15 человек, 26,5%
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – 1 человека, 3%
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – 3 человека, 3%
Проблемы и страхи в отношениях с учителями – 5 человек, 6,9%
Результаты анкетирования для определения мотивированности к обучению и школьной активности
5 класс
1-2уровень-А-10человек
3-4уровень-ВДА-15 человек.
5 уровень-ДА -2 человека.
Результаты адаптации в 5-ого классахРезультат
класс
Кол-во
уч-ся
Адаптированные
Дезадаптированные
5
27
25
2
Дети с пониженной мотивацией к школе ,возможной « группы риска»: Донченко Никита, Королева Натали, Сотсков Максим, Кукушкина Алена.
Комплексная диагностика показала некоторое наличие общей школьной тревожности (не соблюдение принятых в классе правил поведения и общения, не владение собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения движений), тревожности в отношениях с одноклассниками (пассивность в общении со сверстниками, провоцирование конфликтов) и в учебной деятельности (умение связно выразить свои мысли, пересказ содержания текста или рассказа учителя).
Выводы и рекомендации: в целом адаптация прошла успешно, учащимся группы риска назначить групповые коррекционно-развивающие занятия с психологом, направленные на преодоление возможной школьной дезадаптации. Ознакомить с результатами диагностики родителей, педагогов, администрацию. Провести мероприятия снижающие тревожность, повышающие мотивацию учения.
В ходе диагностической работы была выявлена «группа риска» (дети с возможной дезадаптацией) в количестве 7 человек, которым были назначены групповые коррекционно-развивающие занятия с психологом, направленные на преодоление возможной школьной дезадаптации.
Рекомендовано:
ознакомить с результатами диагностики родителей, педагогов, администрацию;
корректировать работу педагогов в направлении сохранения физического и психического здоровья учащихся, профилактики развития дезадаптационных состояний;
провести коррекционно-развивающие занятия с детьми – «группы риска»;
провести мероприятия снижающие тревожность, повышающие мотивацию учения.
Педагог-психолог Т.В.Кубецкая
13PAGE 14115
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Root Entry) ) 1 кв"2 кв"3 кв"4 кв"_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1
·
·2 кв4 кв15_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-О13¤
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·\d\ \m\m\m\m\ \y\y\y\y\ "г."1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1ѕ
·
·Arial Cyr=
·
·
·© © 5 *