Родительское собрание: Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей


Развилковская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов







Выступление на родительском собрании
на тему:




«Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей»









Подготовила
учитель-логопед
Титова Галина Юрьевна





Тема выступления: «Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей»




Основные рассматриваемые вопросы:

Приветствие.

1. Симптомы гиперактивности, требующие учета в работе педагога и родителя.
2. Основные факторы невнимательности.
3. Эффективный метод работы под девизом «Может, когда хочет».
4. Некоторые рекомендации для освоения гиперактивным ребенком письма и чтения
(практические советы и конкретные примеры).

Заключительная часть.
Добрый вечер уважаемые родители!


Позвольте представиться: учитель-логопед Титова Галина Юрьевна.

«Может учиться лучше, но не старается», «ленится», «может, когда хочет», «не знаешь, чего ждать от него в следующую минуту» - знакомые для многих из присутствующих здесь родителей высказывания учителей в адрес своих детей.
Как мы уже поняли из предыдущего выступления нашего школьного психолога (Фомина Наталья Олеговна), в 1 «Б» классе есть дети с повышенной активностью, которых специалисты называют гиперактивными.
Помимо тех проблем, связанных с нарушением поведения, о которых сообщила Наталья Олеговна, гиперактивность может являться причиной снижения качества обучения и успеваемости ребят. Основными факторами гиперактивности, оказывающими негативное влияние на усвоение школьного материала, служат недостаточная концентрация внимания и импульсивность.
Моей основной задачей в школе является исправление логопедичеких недостатков и нарушений, то есть проблем в письме и чтении детей и, в частности проблем обусловленных их гиперактивностью.
Об основных нарушениях, возникающих у ваших детей в письме и чтении, причиной которых является их повышенная активность, а также о некоторых практических советах по их преодолению, которые, как представляется, будут полезны и родителям, я расскажу вам сегодня.
Итак, какие же симптомы гиперактивности требуют учета в работе и педагога и родителя, когда мы ставим задачу достижения качественного письма и чтения наших учеников:
- ребенок дрыгает руками или ногами, крутится;
- не может усидеть на месте, когда это требуется;
- чрезмерно разговорчив;
- носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается;
- с трудом может тихо играть;
- всегда «заведен», «как будто внутри мотор».
Эти симптомы обуславливают невнимательность, основными факторы которой являются следующие:
- недостаточная внимательность к деталям;
- с трудом удерживает внимание;
- ребенок как бы не слушает говорящего;
- не может довести дело до конца;
- с трудом организует свою деятельность;
- избегает выполнения задания;
- теряет предметы;
- отвлекается на внешние раздражители;
- все забывает.
Невнимательность, нарушение концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения. Особенно сложен для ребят начальный этап обучения, требующий повышенного внимания к технике письма, постоянного контроля правильности написания букв, внимания к звуко-буквенному анализу. Высокая отвлекаемость, трудности концентрации внимания нарушают этот процесс. Ребенок «схватывает» и запоминает только часть задания учителя и при этом стремится все выполнить быстро. Поэтому почерк гиперактивных детей неустойчив, они не могут правильно написать даже одну букву.
Характерным для этих детей является резкое ухудшение почерка в процессе выполнения заданий.
В качестве примера я продемонстрирую тетрадь одного из наших учеников. Смотрите: первое предложение написано нормально, второе – хуже, а последнее уже читается с большим трудом.
Не менее сложен для гиперактивных детей процесс обучения чтению. Им трудно сосредоточиться, поэтому они «теряют слова», «теряют строку», а быстрое истощение настолько «разрушает» внимание, что чтение становится просто невозможным.
Важно отметить: чем больше ребенок нервничает, боится ошибок, плохих оценок, тем хуже результат. Страх неудачи еще больше снижает возможности ребенка контролировать свои действия.
Полагаю, что родители должны сделать определенные корректировки в своем отношении к таким неудачам своего ребенка. Нетрудно представить себе, как нарушается процесс формирования письма и чтения у таких детей, если родители ругают «непоседу» за все неудачи. В этих случаях неизбежны не только комплексные проблемы обучения, но и нарушения психического здоровья.
В связи с этим эффективным методом работы с таким ребенком является следование девизу «Может же, когда хочет». При этом мы с вами теперь уже понимаем, что ребенок на самом деле может не только потому, что хочет, но и потому, что в таких удачных для него ситуациях деятельность ребенка была ему по силам, позволила почувствовать успех, удовольствие. К такой деятельности следует отнести, прежде всего, занятия, сочетаемые или близкие по духу с тем, что ребенок чувствует во время любимых занятий и игр, с которыми им удается успешно справляться. В этих случаях они удерживают внимание и занимаются любимым делом или делом, схожим с любимым, достаточно длительное время.
И наоборот, хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносят удовлетворения и не подкрепляются поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание.
Таким образом, основными характеристиками мотивации гиперактивного ребенка, стимулирующими его познавательную деятельность, являются удовольствие и удовлетворение.
Трудности во внимании усугубляются повышенной отвлекаемостью таких детей: они отвлекаются на любые, даже не имеющие прямого отношения раздражители. Сейчас я буду приводить примеры и, думаю, большинству из вас они очень знакомы: звук телевизора, кошка, которая прыгнула на колени, пришедший с работы папа – и любые задания тут же забываются. То же самое происходит и на уроке. Отвлекает всё – замечания учителя, действия соседа, скрип мела, ветер за окном и т.п. Именно поэтому гиперактивные дети плохо выполняют контрольные задания, диктанты.
Вместе с тем важно отметить, что большинство детей с повышенной активностью имеют хорошие интеллектуальные способности, но во время занятий и уроков им сложно справиться с заданиями не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации своей деятельности.
Вот, еще пример из вашего класса. Посмотрите, эти письменные работы выглядят неряшливо, в них много исправлений, ошибок, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или попросту угадывания.
Во время своих логопедических занятий я провела педагогический эксперимент с ребятами, чьи тетради мы сейчас увидели. Такие же по сложности упражнения, только выполненные в спокойной обстановке, в отсутствие отвлекающих моментов.
А теперь, посмотрите работы этих же детей, выполненные в предложенных иною условиях: эти факторы, а также индивидуальная работа в собственном темпе, индивидуальное объяснение задания принесли лучшие результаты.
Но не следует себя излишне обнадеживать, даже в этих случаях эффективная работа кратковременна.

Итак, основными особенностями, которые необходимо учитывать при обучении гиперактивного ребенка письму и чтению являются нарушения в организации его деятельности, несформированность у такого ученика зрительно-пространственного восприятия и нарушения в развитии моторных функций.
Так как же помочь гиперактивному ребенку освоить письмо и чтение?
Давайте рассмотрим некоторые рекомендации:
- оценивая работу своего ребенка, обязательно отметьте, что сделано правильно, хорошо, обратите внимание на ошибки и объясните, как их нужно исправить;
- при выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради;
- если задание большое, разделите его на части и к каждой из них дайте отдельное пояснение, как и что выполнять, какой бы вы хотели получить результат;
- начинать объяснение нужно только после того, как выполнена предыдущая часть задания;
- если что-то из работы необходимо отложить до завтра, стоит записать это задание;
- ребенку необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения задания – это придаст ему уверенность и стимулирует продолжение работы. Поэтому в ходе каждого занятия нужно постараться найти повод (даже если это сложно), чтобы похвалить ребенка.
Есть еще один способ индивидуальной работы с гиперактивными детьми, особенно эффективный при обучении письму. Он состоит в определенной последовательности действий, которые выполняют взрослый (педагог или родитель) и ребенок (при индивидуальной работе).
Я продемонстрирую эффективность этого способа вместе с одним из наших учеников – непосед Егором Жучковым.
1. Объясняю Егору задание. Инструкция должна быть четкой, краткой, все слова должны быть ему понятны. При этом следует отметить, что порой непонятным может быть самое простое слово, например «скопируй», «срисуй». Если я буду просто говорить: «Срисуй», – ребенок наверняка нарисует лишь похожую фигуру, отличающуюся, например, размерами. И Ему будет очень сложно потом понять, почему я не оценю его усилия, не буду его хвалить или, что еще хуже, почему выражу свое неудовольствие результатами.
Поэтому, я даю задание «Срисуй» и обязательно оговариваю: «...чтобы получилась точно такая же фигура».
2. Егор повторяет задание. Важно, чтобы он точно повторил все условия.
3. Следующий шаг: я объясняю, как нужно выполнять задание (с чего начинать, что делать дальше, как закончить и т.п.), соблюдая условия понятности и доступности объяснения.
4. Еще раз повторяю последовательность выполнения задания и показываю, как это делать.
5. Егор повторяет последовательность выполнения задания. Как видим, Егор правильно повторил всю последовательность. Если бы были ошибки, то пришлось бы повторить свое предыдущее объяснение еще раз.
6. Вот теперь самое интересное: Егор диктует мне всю последовательность выполнения задания, а я выполняю задание. Егор контролирует ход выполнения задания.
7. Последний этап - Егор самостоятельно выполняет задание и сам оценивает его.
Если и в этом случае есть ошибки, то можно предложить аналогичное задание и выполнить его в той же последовательности.
Спасибо, Егор. Молодец! У тебя все отлично получилось. Беги к воспитателю в группу продленного дня. Скоро мы закончим родительской собрание и мама за тобой зайдет.
Как видите, советы совсем не сложные, но реализовать их на практике оказывается совсем не просто, особенно если родители отказываются вникнуть в проблему и изменить свое отношение к особенностям характера своего ребенка.
Такое занятие требует некоторого времени, которого, как все мы понимаем, родители не должны жалеть для своих детей. Но даже если не получится выполнять такие упражнения регулярно, попробуйте один раз. И вы сами почувствуете положительный результат, а, главное, положительный результат и ваше хорошую оценку получит ваш ребенок.
Анализ трудностей обучения письму и чтению убедительно показывает, что они возникают по разным причинам и по-разному проявляются у разных детей, поэтому и выбор вариантов помощи должен быть различным. Однако есть общие рекомендации, которые помогают сделать помощь более эффективной.
При работе с детьми, имеющими трудности обучения письму и чтению, попробуйте использовать следующие методы и приемы работы.
Наблюдая за ребенком, вы отмечаете, что во время самостоятельных занятий он отвлекается и не реагирует на ваши замечания типа: «Перестань крутиться», «Не отвлекайся», «Ты не старался», «Ты был невнимателен».
ПЕРВЫЙ ШАГ. Определите проблему: трудности концентрации внимания во время самостоятельных занятий.
ВТОРОЙ ШАГ. Используйте тактику привлечения внимания:
- контакт «глаза в глаза»;
- прикосновение (поглаживание);
- специальные знаки для привлечения внимания (для родителей – поднятый палец, ладонь, для учителя – карточки);
- создание условий, способствующих спокойной работе (снять внешние раздражители).
ТРЕТИЙ ШАГ. Используйте выбранные вами варианты работы (отдельно или в разных сочетаниях). Не торопитесь с выводами.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Проанализируйте результаты: какой вариант оказался более эффективным?

Наблюдая за ребенком во время письма, вы отмечаете скованность в движениях, сильное сжимание ручки, трудности передвижения ручки по строке, неровные штрихи, дрожащие линии и т.п.
ПЕРВЫЙ ШАГ. Определите проблему: что является причиной напряжения и нарушения графики письма: неправильное положение ручки, несформированность моторных функций, слишком быстрый темп деятельности и т.п.?
ВТОРОЙ ШАГ. Разработайте или выберите тактику и варианты работы и решите, с чего начинать. Конечно, с приучения ребенка к правильному способу держать ручку. Это совсем не простая задача, ее нельзя решить учителю за одно занятие. Здесь очень важна помощь родителей. Очень поможет игра с ручкой – различные повороты, удерживания разными пальцами и очень медленное выполнение сначала штрихов, а потом овалов при правильном положении ручки (не больше 5 минут). Параллельно можно развивать координацию движений.
ТРЕТИЙ ШАГ. Используйте выбранные варианты работы (отдельно или в разных сочетаниях).
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Проанализируйте и оцените эффективность работы. Не стоит торопиться. В нашем случае при настойчивой и систематическй работе результат может быть получен через месяц-два.
Положительный результат зависит не от количества часов, которое вы, отрабатывая, провели с ребенком, а от регулярности, систематичности занятий. Ежедневные 15-минутные занятия дают больший эффект, чем 1,5 часа один раз в неделю.
Попробуйте проанализировать также свои чувства, оценки, реакцию: всегда ли они адекватны, удается ли даже в критических ситуациях сохранять спокойный тон, доброжелательное отношение или вы все же предпочитаете варианты «жестокого реагирования».
Очень важно проводить анализ неудач и ошибок, так как он помогает не повторять их. При любых вариантах и формах помощи детям необходимы индивидуальные занятия (вне зависимости от того, кто их проводит – учитель, родитель, специалист). При этом необходимо соблюдать следующие правила:
- перед каждым занятием объясните ребенку его цель: что будете делать, для чего и как. Объясняя, используйте только знакомые слова. Не только объясните, но и покажите. Убедитесь, что ребенок понял объяснение;
- соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через «ступеньки»;
- соблюдайте продолжительность непрерывного выполнения заданий – не больше 3–5 минут – и общую продолжительность занятия – 20 минут;
- работайте спокойно, без нервотрепки, упреков, порицаний. Не торопите ребенка: пусть работает медленно. Постарайтесь каждый раз найти, за что его похвалить. При неудаче повторяйте задания, давайте аналогичные;
- никогда не начинайте занятие с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка похвалой, так как уверенность в правильности выполнения помогает ему;
- усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие;
- не спешите получить результат – успех придет, если ребенок будет доверять вам и будет уверен в себе;
- если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может непроизвольно «заучить» ошибку. Но избегайте говорить: «Ты делаешь не так», «Это неправильно»;
- во время занятий с ребенком не отвлекайтесь. Если не можете найти полчаса для такой работы, то ваша помощь будет бесполезна;
Подытожим сказанное: для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической (лучше ежедневной), но непродолжительной. Кроме того, эта работа не должна быть нудной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает или не понимает. Задачи, которые вы ставите перед ним, должны быть посильными, а на начальном этапе даже легко достижимыми. Сложность заданий лучше увеличивать постепенно.

«Я уверен, что у тебя получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь...», «Правильно», «Хорошо», «Молодец, ты меня радуешь», – эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют, повышают мотивацию.
Жестокое обращение (негативное подстегивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи, рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувство обиды, особенно если она осознается как незаслуженная, может дать обратный эффект.

Уважаемые родители!
Мне бы очень хотелось, чтобы все, о чем я сегодня говорила было воспринято вами не как абстрактные рассуждения, а было осмыслено и преломлено в отношении конкретного своего ребенка.
Ваши дети находятся в самом начале школьного пути. Сейчас уже процесс их познания заключается не только в непринужденных играх. Основным элементом становится принцип обязательности исполнения конкретных учебных заданий. Наибольшие сложности в этом испытывают гиперактивные дети.
Но, как мы уже поняли, и трудности, которые у них возникают и, прежде всего, при чтении и на письме, можно и нужно успешно преодолевать, помогая таким детям. Для этого требуется не так много: 20-30 ежедневных минут времени (или, если не ежедневных, то хотя бы пару раз в неделю) и ваше терпение.
Результатом ваших усилий станет, прежде всего, хорошая успеваемость вашего ребенка, а самое главное – его признательность, благодарность и любовь к вам.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15