«Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму». 
 «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.
 Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни. Дошкольник становится школьником.
 Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!        Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. 
 В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется и  уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
 Рассмотрим, что такое речевая готовность к школе.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1.Дети должны уметь слушать и слышать других. 
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно. 
2.Звуковая сторона речи:
- Ребенок должен правильно произносить все звуки речи.
Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.
- Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр).
- Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации.
- Изменять темп речи с учетом содержания высказывания. 
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении.
3. Функции языкового анализа. 
Дети должны уметь:
 - делить предложения на слова;
 - делить слова на слоги; 
- уметь выделять все звуки в словах;
 - устанавливать последовательность звуков в слове. 
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: 
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»); 
- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»); 
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
 - перестановки букв (комната – «конмата»).
4. Лексическая сторона речи (словарный запас). 
Дети должны уметь:
 - точно подбирать слова; 
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; 
- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
 - употреблять сложные слова (например: длинноногий); 
- пользоваться эпитетами (например: чистое поле); 
- подбирать метафоры (например: туча комаров); 
- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову); 
- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.
5. Грамматическая сторона речи. 
У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования: 
а) Навыки словоизменения:
 Дети должны уметь: 
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках); 
- употреблять различные предлоги; 
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце); 
- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей); 
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
 В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
 - ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»); 
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
 - ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»). 
б) Навыки словообразования: 
Дети должны уметь: 
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи); 
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел); 
- образовывать название детенышей животных; 
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья). 
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться: 
- замены суффиксов (козлята – «козленки»); 
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»). 
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
6. Связная речь. 
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. 
 Дети должны уметь:
 - свободно общаться с взрослыми и сверстниками; 
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; 
- рассказывать о пережитых событиях; 
- пересказывать содержание сказки, рассказа; 
- описывать окружающие предметы; 
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности. 
 Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений. 
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.
 Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе. 
 Для оказания помощи учащимся, имеющим речевые расстройства, необходима коррекция устной речи, профилактическая работы по предупреждению нарушений чтения и письма.  
 Для этого в нашей школе  и проводятся специальные коррекционные занятия с учителем-логопедом. 
 Продолжительность и количество логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия. Подгрупповые занятия (по 30 мин) проводятся 3 раза в неделю. Индивидуальные (по 15-20 мин) – 2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести дефекта.
 Основные направления работы:
- работа над звукопроизношением (постановка, автоматизация и дифференциация звуков);
-  развитие фонематических функций (анализа, синтеза, представлений);
- развитие лексико – грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- профилактика дисграфии и дислексии.
 Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей. Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам. 
 Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях. 
 Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. 
 К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке. 
 Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
 Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!
Составител: учитель-логопед  Гаврилова Н.А.
МБОУ "СОШ №50 им. Ю.А. Гаганина" г.Курск