«Доброта сильнее страхов» (по рассказу А. Платонова «Никита»)
Попова Татьяна Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №10», г. Кунгур
Пермский край
Урок литературы в 5 классе.
«Доброта сильнее страхов»
(по рассказу А.Платонова «Никита»).
Цель: предметные: развитие умений аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
метапредметные: создание обложки для книги.
Задачи: предметные:
1.познакомиться с текстом рассказа;
2.проанализировать произведение;
3.провести социологический опрос;
4.способствовать умению вести диалог на основе равноправных
отношений и взаимного уважения и принятия.
Метапредметные:
1.научить представлять продукт групповой деятельности;
2. оценить работу конкурентных групп.
Оборудование:
- карточки с заданиями;
- рассказ А.Платонова «Никита»;
- презентация;
- картинки для коллажа;
- толковые словари русского языка С.Ожегова;
- листы А3;
- фломастеры;
- клей;
- ножницы.
Тип урока: объяснение нового материала.
УУД, формируемые на уроке:
1.проблемно – ориентированная дискуссия учащихся, в результате которой изученный материал был связан с жизнью;
2.социологический опрос присутствующих на тему: «Испытывали Вы чувство страха в детстве? Как боролись с ним?»
3.коллективное целеполагание, в результате которого учениками была сформулирована тема урока;
4.самостоятельная работа в группах, анализ произведения, работа со словарями, объяснение значения слов и выражений, которые употреблены в рассказе;
5.создание продукта групповой деятельности – оформление обложки – коллажа и его защита;
6.рефлексия: выбор понравившегося коллажа.
Итогом урока стало то, что учащиеся предложили способы решения проблемы борьбы со страхами, попробовали себя в роли оформителей обложек, рекламщиков.
Ход урока.
Организационный этап. Для создания мотивационного поля были предложены следующие проблемные вопросы:
- Приходилось вам испытывать страх, чувство тревоги, растерянности, испуга?
- Чего или кого вы боитесь?
Показ 1 слайда.
- А как можно преодолеть эти страхи?
- Почему я завела этот разговор?
(Никита тоже испытывает чувство страха)
Показ 2 слайда.
2.Основная часть урока. Анализ произведения.
1. Работа в группах.
- У вас на столах карточки с заданиями. Даю вам 5 минут на обдумывание ответов.
Задания группам:
1 группа:
1. С кем из тайных жителей разговаривает Никита?
2. Какие чувства он к ним испытывает?
3. Почему герой их боится?
2 группа:
1.Почему дедушка у Никиты ассоциируется с солнцем? Как настроение Никиты зависит от погоды?
2.Проанализируйте состояние Никиты в течение дня.
3 группа:
1.Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе:
Баня топилась по – черному –
Изба –
Изгородь –
Колья –
Овин –
Околица –
Сени –
Колхоз –
Трудодень –
4 группа:
1. Объясните платоновские выражения:
«Живи смирно один»
«На небе светило доброе солнце»
«Тайные жители»
«А я помню тебя, умирал и помнил»
«Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать»
«Трудом сработал»
Как вы оцените язык рассказа?
5 группа:
1. Взять интервью у присутствующих.
2. Обработать информацию.
1.Какие страхи Вы испытывали в детстве?
Как Вы боролись со страхами?
Знакомо ли это чувство Вам во взрослой жизни?
2.Обсуждение рассказа.
Показ слайдов перед ответом каждой группы.
3. Беседа.
- Почему Никита перестал бояться?
- Какую бы вы предложили тему сегодняшнего урока?
- Ваши сверстники тоже испытывают страх. Если бы они прочитали этот рассказ, помог он преодолеть им страхи?
- А чем можно привлечь внимание к рассказу?
(разрекламировать, создать обложку)
Оформление обложек.
Обсуждение обложек.
Заключительная часть урока.
Рефлексия:
- Выбор понравившегося коллажа.
Д. З.: рассказ – путешествие Никиты от 1 лица.
15