ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Программа индивидуального логопедического сопровождения ребенка с Умственной отсталостью легкой степени как часть адаптированной образовательной программы».
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Джумадинова Ирина Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокрымский Учебно-Воспитательный комплекс
№3 «Школа-лицей»»
Кировского района Республики Крым
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Программа индивидуального логопедического сопровождения ребенка с Умственной отсталостью легкой степени
как часть адаптированной образовательной программы».
по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2015 год
Пояснительная записка
Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми имеющими легкую умственную отсталость.
Ребенок с нарушением интеллекта не включается в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к умственно отсталому ребенку не действуют традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач. Возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах педагогического воздействия. Преодоление трудностей, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии происходят в сфере образования и с помощью его средств. Имеется в виду не массовое и традиционное, а специально организованное, особым образом построенное образование.
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей происходит в повседневной жизни в процессе общения с членами семьи, во всех видах детской деятельности, а также на специальных занятиях по развитию речи с логопедом. На таких занятиях систематизируется и обобщается речевой материал, в том числе приобретенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется импрессивный и экспрессивный словарь, ведется работа над формированием грамматического строя речи, формируются элементарные представления о языковом и звуко-буквенном анализе, активизируется и развивается связная речь. Кроме того, решаются специфические коррекционные задачи: формируются основные функции речи – фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная; осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей.
Характеристика нарушений речевого развития детей
с легкой умственной отсталостью
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности как особой формы активности
ребѐнка тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определѐнную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
У умственно отсталых детей различные компоненты языковой системы нарушаются неоднозначно, в большей мере страдает семантический компонент языковой системы, в меньшей – план выражения. Более грубо нарушен синтаксический компонент, чем морфологическая система языка, в которой лучше усваиваются формы с простым, конкретным значением. Сенсомоторный уровень речи у одних детей является сохранным, у других же – нарушены как моторика, так и сенсорно – перцептивный уровень восприятия речи.
Речь детей с интеллектуальной недостаточностью отличается от речи их сверстников в норме. Они часто не могут установить и объяснить связи между предметами, событиями, персонажами художественных произведений, людьми в окружающей обстановке; плохо рассказывают, невнятно передают свои впечатления и т.д.
Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика:
Имеется относительно равномерное нарушение всех компонентов речевой функциональной системы, всех операций порождения высказываний, но без дополнительных локальных органических поражений мозга, вызывающих нарушения речи.
Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Цель и задачи программы
Цель программы
- преодоление нарушений развития речи детей с ИН, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта.
- создание условий для развития эмоционального, социального, и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.
Основные задачи программы
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать
коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего
речевого развития учащихся.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной
деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных
навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания,
фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой
моторики.
Организация работы по программе
Направления работы
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
-профилактическая работа направлена на обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающихся.
Условия реализации рабочей программы
Известно, что психическое развитие ребенка со сниженным интеллектом гораздо больше зависит от педагогических условий, в которых он находится, нежели развитие детей в норме.
Нормальное развитие ребенка может происходить только при наличии нескольких условий.
- Первое связанное с состоянием его здоровья (биологический фактор развития).
Сохранность биологической основы обеспечивает ребенку возможность развиваться в соответствии с возрастом.
- Вторым условием является благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития). Представляющая собой специально организованное предметно-игровое пространство, в котором, происходит физическое, эмоциональное, познавательное и коммуникативное развитие ребенка, а также развитие всех видов его деятельности.
- Третье условие, необходимое для нормального развития – активность (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная) самого ребенка.
«Социальная ситуация развития», педагогические условия, в которых находится ребенок, должны фактически «провоцировать» его развитие.
Условия эффективности логопедического воздействия
Успешное преодоление нарушений речевого развития возможно при обеспечении выполнения таких условий, как:
Установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико – психолого- педагогического коллектива (логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры, массажиста);
Установление тесной связи логопеда с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в домашних занятиях;
Адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт логопеда с ребенком, тактичность. Доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада;
Сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами. Техническими средствами обучения;
Постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;
Разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка;
Формы сотрудничества с семьей ученика
Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений у детей с нарушением интеллекта возможна только при активной, скоординированной работе учителя логопеда с родителями ученика, установление взаимопонимания, доброжелательной, психологически комфортной атмосферы и создание условий для эффективного сотрудничества.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей, анкетирование.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, создание памяток.
Форма работы (организации) – индивидуальная.
План составлен с учетом специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида.
Тематическое планирование работы состоит из 61 занятия,
Логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность индивидуального занятия 30 минут.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учѐтом
возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта учащегося.
Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно
повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Занятия проводятся во второй половине дня.
В структуру занятия входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация
поставленных звуков;
- формирование фонематических представлений;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запас.
Содержание логопедической работы с ребенком с интеллектуальной недостаточностью.
Содержание работы Сроки
Обследование речи детей и разработка индивидуальных программ обучения. с 1-15 сентября
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого дыхания, силы голоса, развитие чувства ритма, развитие фонематического восприятия, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук. В течение года
Формирование правильного звукопроизношения в индивидуальной работе. 2 раза в неделю.
Работа по формированию смысловой стороны слов:
1)"Что значит слово...
(посуда, пылесос, холодильник и т.д)
2) Формирование умения применять слово в смысловом контексте "Закончи предложение:
Помогай дома (маме)" и т.п. В соответствии с Учебно-тематическим планом.
Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря:
1)Звукоподражания («Кто как кричит?»)
2)Предметный словарь по темам: «Игрушки»,
«Овощи»,
«Фрукты»,
«Осень»,
«Домашние животные»,
«Дикие животные»,
«Человек»,
«Дом, семья»,
«Дом, мебель»
«Посуда»
«Пища, блюда»
«Зима»
«Зима, дикие животные»
«Зима, зимние забавы, Н.Год»
"Дикие животные и детеныши"
"Птицы"
"Одежда"
"Профессии" (шофер, моряк, летчик, полицейский)
"Профессии"(воспитатель, учитель, врач, продавец, парикмахер)
"Весна"(признаки)
"Сезонная одежда"
"Обувь"
"Весна. Цветы."
"День Победы"
"Насекомые"
"Лето"
3) Слова, обозначающие признак предмета по цвету (красный, желтый, синий, зеленый)
4) Глагольный словарь (играет, рисует, танцует, поет, катается, кормит, прыгает, бегает, улыбается, плачет, смеется, спит, идет, стоит, ест, строит...); В соответствии с Учебно-тематическим планом.
В соответствии с Учебно-тематическим планом.
В соответствии с Учебно-тематическим планом.
Формирование лексико-грамматических средств языка:
1)Единственное и множественное число существительных: «Покажи и назови (Где кукла? Где куклы?)»
2) «Назови ласково» (брат – братик-братец, мама-мамочка-мамуля, зайка-заинька-зайчишка…)
3) Винительный, дательный, родительный и творительный падежи существительных
4 )Приставочные глаголы:
Бежать, подбежать, выбежать; писать, подписать, переписать; шел, вошел, пришел, ушел и т.д.
5) «Кто что делает?» (одушевленные и неодушевленные предметы)
Собака – лает, кусает, охраняет, сторожит, служит…
Самолет – летит, гудит, взлетает, приземляется…
6) Предлоги:
В, на, под, за, к, от, над, перед, между (повторение)
Около, из, из-за, под, из-под
7)Слова-антонимы (большой —маленький, грязный — чистый);
Слон большой, а муха маленькая.
8) Согласование числительных с существительными .
Работа над слоговой структурой слов:
Двусложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (пила, рыба...);
Трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (сапоги, молоко ...);
Односложные слова, состоящие из закрытого слога
Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (батон, каток...);
Двусложные слова, состоящие из закрытого и открытого слогов.
В зависимости от речевых нарушений - индивидуально
Развитие навыков связной речи:
Работа над предложением
Составление предложений по демонстрируемым действиям
Составление рассказа по данному образцу
Составление рассказа описания по опорным вопросам и картинке; по предмету и игрушке
Пересказ небольшого текста с опорой на предметы и предметные картинки
Пересказ короткой сказки по ролям
Рассматривание серии сюжетных картин, установление их последовательности и составление рассказа с помощью вопросов логопеда.
Рассматривание сюжетной картины, и составление рассказа с помощью вопросов
Составление рассказа по данному началу.
Развитие интонационной выразительности речи в песенках, потешках, играх, инсценировках, в самостоятельной речи. В соответствии с Учебно-тематическим планом.
В соответствии с Учебно-тематическим планом.
В соответствии с Учебно-тематическим планом.
В соответствии с Учебно-тематическим планом.
Учебно-тематический план работы с учащимся 5 класса
с умственной отсталостью легкой степени.
на 2014-2015 учебный год.
№ Тема Кол.
часов Содержание Дата
Первичная диагностика.
(Изучение медицинских карт, данных о раннем речевом развитии)
Обследование звукопроизношения
Обследование фонематического восприятия.
Обследование лексики, словарного запаса и связной речи.
Обследование грамматического строя речи.
Обследование письменной речи.
с 1-15 сентября
1 Гласные и согласные звуки и буквы. 2 Дифференциация неречевых и
речевых звуков. Гласные и
согласные звуки и буквы.
Дифференциация гласных и согласных звуков. 15.09
18.09
2 Согласные твѐрдые и мягкие. 2 Дифференциация слогов и слов с твердыми и мягкими согласными
звуками. 22.09
25.09
3 Звонкие и глухие согласные звуки. 2 Дифференциация слогов и слов с глухими и звонкими согласными
звуками. 29.09
02.10
4 Дифференциация звуков и букв З – С. 2 Дифференциация звуков и букв в
слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия,
звукового анализа и синтеза. 09.10
13.10
5 Дифференциация звуков и букв Б – П. 2 Дифференциация звуков и букв в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия,звукобуквенного анализа и синтеза 16.10
20.10
6 Дифференциация звуков и букв Д – Т. 2 Дифференциация звуков и букв в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и
синтеза. 23.10
27.10
7 Дифференциация звуков и букв В – Ф. 2 Дифференциация звуков и букв в
слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия,
звукобуквенного анализа и
синтеза. 10.11
13.11
8 Дифференциация звуков и букв Г – К. 2 Дифференциация звуков и букв в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия,
звукобуквенного анализа и
синтеза. 17.11
20.11
9 Дифференциация звуков и букв Ж – Ш. 2 Дифференциация звуков и букв в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия,
звукобуквенного анализа и
синтеза. 24.11
27.11
10 Дифференциация звуков и букв С – Ш. 2 Дифференциация звуков и букв в
слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия,
звукобуквенного анализа и
синтеза. 01.12
04.12
11 Дифференциация звуков и букв Б – Д. 2 Дифференциация звуков и букв в
слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия,
звукобуквенного анализа и
синтеза. 08.12
11.12
12 Дифференциация звуков и букв П – Т. 2 Дифференциация звуков и букв в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия,
звукобуквенного анализа и
синтеза. 15.12
18.12
Повторение.
Проверочная работа. 2 22.12
25.12
13 Слово. Однокоренные слова. 2 Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
Однокоренные слова. 12.01
15.01
14 Родственные слова. 2 Упражнения в подборе
родственных слов.
Дифференциация однокоренных
и родственных слов. 19.01
22.01
15 Корень слова. 2 Выделение корня.
Тренировочные упражнения 26.01
29.01
16 Словообразование. Образование слов
при помощи приставок. 2 Тренировка в нахождении
приставки в словах. Образование
новых слов при помощи
приставок. Развитие временных
и пространственных
представлений. 02.02
05.02
17 Образование слов при помощи
суффиксов 2 Объяснение значений различных суффиксов. Образование
существительных с
уменьшительно-ласкательным
значением. Обогащение лексики по теме «Профессии». 09.02
12.02
18 Морфологический состав слова 2 Закрепление знаний о корне,приставке, суффиксе и окончании. Формирование
навыка разбора слова по составу 19.02
26.02
19 Предлоги. Предлоги в – на. 2 Закрепление знаний о предлогах,
их написание и значение,
дифференциация предлогов и
приставок. Практическое
употребление в речи предлогов,
построение схем предложения. 02.03
05.03
20 Предлоги на – над. 2 Закрепление знаний о предлогах,их написание и значение,дифференциация предлогов и приставок. Практическое
употребление в речи предлогов, построение схем предложения. 12.03
16.03
21 Предлоги . 2 Закрепление знаний о предлогах,
их написание и значение,
дифференциация предлогов и
приставок, согласование слов в словосочетании и предложении, работа по устранению аграмматизмов. Практическое
употребление в речи предлогов,
построение схем предложения,
подбор предложений по
составленным схемам. 19.03
23.03
22 Изменение имен существительных мужского рода в числе. 2 Имя существительное.
Изменение имен существительных мужского рода в числе
Развитие зрительного и
слухового восприятия, внимания.
Обогащение словаря. 31.03
03.04
23 Род имени существительного. 2 Понятие рода имени
существительного.
Дифференциация
существительных разного рода. 07.04
10.04
24 Предложение. 2 Словосочетание и предложение.
Виды связи слов в
предложениях. Построение
предложений. 14.04
17.04
25 Составление предложений по вопросам,
по картинкам, придумывание
предложений. Виды связи слов в
предложениях. Построение
предложений.
Транспорт. 21.04
24.04
26 Связь слов в предложении 2 Формирование умения находить главные члены предложения
среди других членов
предложения. 28.04
05.05
27 Анализ структуры предложения 1 Разница между простым и сложным предложением.
Нахождение главных членов
предложения.
Перелетные птици. 08.05
28 Слово.
Предложение.
Текст. 1 Дифференциация понятий:
предложение, словосочетание,
текст. Установление смысловых связей между предложениями в
составе текста. Признаки текста:
смысловая целостность,
законченность. Деление текста на предложения. 12.05
29 Повторение.
Проверочная работа. 1 15.05
Планируемые результаты освоения программы
Педагогические ориентиры
Преодолеть речевой и неречевой негативизм у детей, формировать эмоциональный контакт с окружающими, развивать положительное отношение детей к занятиям.
Развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления.
Расширять понимание речи.
Развивать интерес к окружающей действительности и познавательную деятельность детей.
Формировать элементарные коммуникативные умения, обучать детей взаимодействию с окружающими.
Учить детей отражать в речи содержание выполненных действий.
Формировать общие речевые навыки.
Совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития общей, мелкой и артикуляторной моторики.
Обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный ( прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи.
Формировать грамматические стереотипы, словоизменения и словообразования.
Формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения.
Расширять возможности участия детей в диалоге, формировать монологическую речь.
Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функции.
Создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы.
Осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы.
В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.
Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения учеником, результатов программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи и др.
Методическая литература.
1. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова,Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011.
2.С.Волкова, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, Л.В. Лопатина, Е.А. Логинова, И.А. Смирнова. "Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью". Санкт-Петербург "Образование". 1996
3.С.Д. Забрамная "Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей". Москва "Просвещение" "Владос", 1995
4.Г.А. Волкова "Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Санкт-Петербург изд-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2008
5.Е.Ф. Соботович "Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией)". Москва"Классик Стиль", 2003
6.Н.В. Дурова "Фонематика . Как научить детей слышать и правильно произносить звуки".Москва "Мозайка-Синтез.
7.Р.И. Лалаева "Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников". Ленинград., 1968
8.Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
9.Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
10. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.
11.Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
12.Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
13. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет.
Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
14. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и
студентов дефектол. Факультетов пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой: В
5 кн. – Кн. 4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия.
2003.
15. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР. –
М.: ТЦ Сфера, 2012.
Тематические интернет-сайты.
http://vk.com/rechecvetik Группа в социальной сети «ВКонтакте» под
названием «Речецветик», предназначенная для логопедов
http://vk.com/roditeli_i Группа в социальной сети «ВКонтакте» под
названием «Родители и педагоги. Наши дети», предназначенная для
педагогов и родителей
http://vk.com/club16103720 Группа в социальной сети «ВКонтакте» под
названием «РЦ «Логопед Плюс», предназначенная для логопедов и людей,
заинтересованных в развитии речи
http://logopsi.ucoz.com/ Логопедический интернет-портал
http://www.logopedmaster.ru/ Сайт учебного центра «Логопед Мастер»
http://pedlib.ru/ Педагогическая библиотека: книги для педагогов и логопедов
http://logoportal.ru/ Логопедический интернет-портал
http://logopediya.com/ Интернет-портал для дефектологов и логопедов.