ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Программа индивидуального сопровождения ребенка с умственной отсталостью как часть адаптированной образовательной программы


Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Голубева Татьяна Сергеевна
(МОУ Судиславская СОШ Судиславского района Костромской области)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Программа индивидуального сопровождения ребенка с умственной отсталостью как часть адаптированной образовательной программы"
по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения (педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов), реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
Кострома 2015 год
Содержание
TOC \o "1-2" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc430616488 \h 3ГЛАВА I. Теоретические аспекты психологических особенностей детей с умственной отсталостью PAGEREF _Toc430616489 \h 61.1. Инклюзивное образование: сущность, понятие и особенности PAGEREF _Toc430616490 \h 61.2. Психологические особенности детей с умственной отсталостью PAGEREF _Toc430616491 \h 91.2.Специфика индивидуального сопровождения ребенка с умственной отсталостью педагогом-психологом PAGEREF _Toc430616492 \h 141.3. Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с умственной отсталостью PAGEREF _Toc430616493 \h 15Глава II Опыт деятельности педагога-психолога по разработке программы индивидуального сопровождения младшего школьника с умственной отсталостью PAGEREF _Toc430616494 \h 162.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка с умственной отсталостью PAGEREF _Toc430616495 \h 162.2. Содержание программы индивидуального сопровождения младшего школьника с умственной отсталостью PAGEREF _Toc430616496 \h 17Заключение PAGEREF _Toc430616497 \h 25Литература PAGEREF _Toc430616498 \h 28

ВведениеЗа последние годы в образовании России актуализируются ценности инклюзивного образования. Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, в плане приспособления к разным нуждам детей. Это обеспечивает для детей с особыми потребностями доступ к образованию. Тем самым реализуется Закон о всеобщем обязательном образовании, распространяющийся и на детей с физическими и психическими недостатками Инклюзивное образование разрабатывает подход к обучению и преподаванию. Этот подход будет более гибким для реализации различных потребностей в воспитании и обучении детей. Инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей школьников должен соответствовать континуум сервисов, а так же образовательная среда, которая наиболее для них благоприятна. [10]
Основой практики инклюзивного образования считается принятие особенностей каждого ученика и естественно, обучение и воспитание должно быть организовано так, чтобы удовлетворить особенные потребности любого ребенка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей (Никольская О.С., Малофеев Н.Н., Назарова Н.Н.).
Под особыми образовательными потребностями понимают – потребности, возникшие в связи с нарушением психофизического развития и ограничением возможностей освоения собственно образовательных (общеобразовательных) программ, формирования и развития навыков жизненной компетенции (социального адаптирования). Это потребности в специальных условиях обучения, включая технические средства, особое содержание и методы обучения, а также медицинские, социальные и другие услуги [9].
В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности. Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом, значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической функции. Современная наука и практика убедительно доказали, что максимальной коррекции дефекта можно добиваться только в специально созданных условиях, учитывают их возраст ребёнка, характер имеющихся нарушений, их сочетание с другими психологическими особенностями и нацеленных на реализацию потенциальных возможностей каждого ребёнка. Каждый ребенок – личность. Поступающие в школу дети отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки, различных заболеваний.
Программа направлена на коррекцию и развитие психических функций учащихся, и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных творческих возможностей. Отечественные ученые (С. Д. Забрамная, В. П. Кащенко и др.) отмечали, что, хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно, их поступательное развитие. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития ребенка. Значительным показателем является восприимчивость учащегося к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого.
Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью), способствующей развитию, обучению, воспитанию, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
Изучить теоретический аспект проблемы организации коррекционной работы с младшими школьниками с умственной отсталостью.
предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;
помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;
психологическое обеспечение образовательных программ;
способствовать развитию учебной и познавательной мотивации;
развивать самостоятельность и самоорганизацию.
Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка.
Системность.
Непрерывность.
Вариативность.
Рекомендательный характер оказания помощи.
Направления работы в рамках реализации программы:
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
диагностическая работа;
коррекционно-развивающая работа;
консультативная работа;
информационно-просветительская работа

Содержание программы
Диагностическое обследование на начало учебного года (1 час)
Развитие моторики, графомоторных навыков (10 часов)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трех- и четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
Тактильно-двигательное восприятие (5 часов)
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4—5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Определение веса различных предметов на глаз. Измерение веса разных предметов на весах.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т. д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (12 часов)
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5—6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6—8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5—7 частей).
Развитие зрительного восприятия (7 часов)
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—3-предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (10 часов)
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Измерение веса разных предметов на весах. Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть — закрыть, одеть — раздеть, расстегнуть — застегнуть).
Развитие слухового восприятия (6 часов)
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.
Восприятие пространства (6 часов)
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.
Восприятие времени (7 часов)
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 4 класса
— Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.
— Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
— Пользоваться элементами расслабления.
— Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.
— Смешивать цвета, называть их.
— Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.
— Находить нереальные элементы нелепых картинок.
— Определять противоположные качества и свойства предметов.
— Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
— Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.
— Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
— Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
— Определять возраст людей.

ЛитератураАвдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование.2008. № 2. с.42-43.
Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. 2007.  № 1. с. 16-22.].
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 239 с.
Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 5-13..
Закрепина А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В. Закрепина, М.В. Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 № 2. С. 9-19.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.].
Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., 2003.
Метиева Л. А. Э. Я Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида., М., 2005.
Носкова Г.В., Голубева М.С., Никитина С.М. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в школе Кострома 2010
Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. – 2010 г. -№ 9(83). - С. 41-47.
Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М, 2006.
Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. М., 2003
Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. М., 2004.
Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в российской федерации и за рубежом: монография / Шинкарева Е.Ю. 2007 г. - Архангельск. - 96 с.
Приложение 1
Тематический план курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», 4класс, 68 часов
Название раздела, тематика занятий Кол-вочасов
Диагностическое обследование на начало учебного года 1
Развитие моторики, графомоторных навыков 10
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) 1
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) 1
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении 2
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку) 1
Графический диктант с усложненными заданиями 2
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) 1
Дорисовывание симметричной половины изображения 1
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) 1
Тактильно-двигательное восприятие 5
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий) 2
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной 1
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами) 1
Игры с мелкой мозаикой 1
Кинестетическое и кинетическое развитие 4
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий 1
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов 1
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) 2
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 12
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом 1
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету 2
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов 1
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) 2
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) 1
Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет» 1
Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы) 1
Узнавание предмета по одному элементу 1
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» 2
Развитие зрительного восприятия 7
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок) 2
Нахождение нелепиц на картинках 2
Дидактическая игра «Лабиринт» 1
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» 1
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз 1
Восприятие особых свойств предметов 10
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение 1
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха 2
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение 1
Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» 1
Упражнения в измерении веса предметов на весах 1
Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) 2
Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть) 2
Развитие слухового восприятия 6
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) 1
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук» 1
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук» 1
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» 1
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения 1
Дидактическая игра «Угадай по голосу» 1
Восприятие пространства 6
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции 2
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве 1
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений 1
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате) 1
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) 1
Восприятие времени 7
Определение времени по часам 1
Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку» 2
Работа с календарем и моделью календарного года 1
Дидактическая игра «Когда это бывает?» 1
Последовательность основных жизненных событий 1
Возраст людей 1