Диагностические методики изучения свойств внимания
Диагностические методики изучения свойств внимания
Исследование распределения внимания
1. Методика «ПОИСК ЧИСЕЛ»
Задание 1. Инструкция: «В таблице 1 расположены 25 чисел от 1 до 40.
Вам надо в течение 90 секунд в таблице найти по порядку числа. Поиск чисел необходимо производить только глазами; пальцами, ручкой и т. д. не помогать. За таблицей следует ряд чисел от 1 до 40. Если вы не найдете какое-либо число на таблице, то карандашом вычеркните его в этом ряду. Исправлений желательно не делать. Эксперт засекает время. Через 90 секунд вы должны остановиться»
Таблица 1
14 5 31 27 37
40 34 23 1 20
19 16 32 13 33
2 6 8 25 9
12 26 36 28 39
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1819 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 3637 38 39 40
Интерпретация: подсчитайте количество правильных ответов и отнимите от него количество ошибок (неверно зачеркнутые числа, не зачеркнутые числа) и исправлений.
По таблице 2 найдите свою оценку в баллах.
Таблица 2
Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Количество правильныхответов (минус ошибки иисправления 15 14 13-12 11-10 9-8 7-6 5 4 3
Исследование сосредоточения (концентрации) внимания
2. Методика «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ»
Инструкция: «Перед вами 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить мысленно взором (не пальцем, не ручкой, а именно взором) траекторию каждой линии слева направо и определить, где она кончается. Там, где она заканчивается, проставьте ее номер. Начинайте с первой линии, затем переходите ко второй, третьей и т. д. На выполнение задания дается только 7 минут. Если вы не успели, то оставшиеся линии засчитываются как ошибки. Начали!»
Подсчитайте количество правильных ответов и оцените по таблице 3 сколько баллов вы получили.
Таблица 3
Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Количество правильныхответов 25 24 23-22 21-20 19-17 16-14 13-12 11-8 7
3. Исследование объема внимания
Методика «Назови предметы»
Инструкция: посмотреть в течение 3-4 секунд на рисунок, затем перечислить предметы, которые запомнились
Для проверки объема внимания можно использовать карточки с изображением различных предметов, предъявляемые на краткий промежуток времени (например, см. рис. 1).
Рис. 1. Объем внимания
4. Оценка переключаемости внимания
Методика К. К. Платонова «АРАБСКО-РИМСКИЕ ТАБЛИЦЫ»
Инструкция: «Сейчас вы будете работать с таблицей, разделенной на клетки. В этих клетках разбросаны числа, написанные арабскими и римскими цифрами. Арабские вы должны находить в обычном порядке от 1 до 25, а римские – в обратном от XXIV до I. Вы должны попеременно отыскивать числа того и другого ряда, т. е. порядок вашей работы должен быть таковым:
1, XXIV; 2, XXIII; 3, XXII и т. д.
8 IX 24 XX 15 6 19
4 V 12 I XXIV XIII 23
XIV 18 XVIII XXII II XVI VI
22 XI 7 21 VIII 3 9
2 III 16 XXIII XIX 11 VII
13 1 XXI 5 X 25 17
XV 10 XVII 20 IV 14 X
В сумме каждая пара составляет число 25. Работать нужно как можно быстрее, но не делать ошибок. Эксперт засекает время и отмечает (молча, на своем листке бумаги) ваши ошибки. Высокий показатель, полученный по данной методике, составляет 2 мин 45 с, низкий показатель равен 8 мин 15 с, высокое качество выполнения от безошибочного решения до совершения 9 ошибок (низкое качествоРешение задач по развитию внимания
Задание № 1. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к выделенному слову в том же отношении, что и в приведённом образце.
Образец: восприятие – константность
внимание: (возбуждение, интерес, предметность, впечатлительность, распределение)
Образец: деятельность – игра
внимание: (концентрация внимания, восприятие, сосредоточение сознания, непроизвольное внимание)
Задание № 2. Свойствами внимания являются:
А) ....,Б)..., В)..., Г)..., Д)..., ___________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 3. Перечислите виды внимания:
А) ....,Б)..., В)..., ___________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание № 4. Направленность + сосредоточенность психической деятельности на чём-либо = .......................
Задание № 5.Укажите какие условия нужны для:
Поддержания произвольного внимания
Возникновения непроизвольного внимания
А. Отчётливое понимание целей и задач деятельности
Б. Создание благоприятных условий для деятельности
В. Устойчивость интересов.
Г. Осознание долга и обязанностей при выполнении деятельности
Д. Начало или прекращение действия раздражителя, подвижность предмета
Е. Новизна, сила, контраст раздражителя
Ж. Активная умственная работа
З. Контраст между раздражителями, абсолютная и относительная сила
раздражителя
И. Необычность раздражителя
К. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего
словесного отчёта
Критерий оценки:
21 – 19 баллов – «5» 14 – 12 баллов – «3»
18 -15 баллов – «4» 11 и меньше баллов – «2»