Конспект урока по литературе на тему : А.П. Платонов. Жизненный и творческий путь. Рассказ «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе. Характеристика героя. Язык рассказа Платонова.
Тема: А.П. Платонов. Жизненный и творческий путь. Рассказ «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе. Характеристика героя. Язык рассказа Платонова.
Цель:
Обучать технологии анализа текста художественного произведения.
Развивать языковое чутьё учащихся, операции логического мышления.
Воспитывать нравственные качества ребёнка.
Оборудование: портрет писателя, иллюстративный материал, отражающий работу учащихся.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко7 Молодцы! Я рада за вас.
Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Поэтому порадуем друг друга хорошей работой. А для этого вспомним правила, которым мы следуем.
Мы уже многое знаем.
В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны художественных произведений.
У нас у каждого своё мнение и его мне нужно высказать.
Мы не боимся ошибаться.
Наш урок я хочу начать словами одного текста.
«Рано утром мать уходила со двора… Никита пяти лет от роду.»- Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения.
II.
– Верно. А что вы знаете об этом писателе?
(сообщение о писателе)
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни.
Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
- Я хочу обратить ваше внимание на слова А.П.Платонова. (учебник, стр. 67)
-Почему? Вы, я думаю, сможете ответить в конце урока.
- Обратим внимание на эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова стали эпиграфом и нашего урока?
С содержанием рассказа вы познакомились дома. А что такое рассказ?
Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
- А как вы думаете, что сложнее: пересказать содержание текста или проанализировать его?
- Что вы понимаете под анализом художественного произведения?
(тема, основная мысль, проблемы, образ главного героя, особенности языка).
Поэтому я предлагаю вам заняться этой сложной, но интересной работой.
Какие чувства у вас вызвал рассказ?
Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?
После первого прочтения как бы вы определили:
Тему рассказа?
Основную мысль?
Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
Сравним наши высказывания с теми выводами, которые мы сделаем в конце урока.
III. Анализ рассказа.
На сколько частей мы можем разделить текст. Как можно озаглавить к5аждую часть?
Мама уходит на работу.
Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)
Какие чувства здесь испытывает Никита? (одиночество).
Никита «живёт один».
- Разделим на пункты 2-ю часть
- Напишите на листах окружение Никиты.
План 2-й части.
1) Кто живёт в бочке.
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
5) Жёлтый цветок.
- Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (богатое воображение).
- С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?
Найдите в тексте и зачитайте. (Хочет узнать то, чего не знал. Призывает трудиться).- Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?
- к какому выводу пришёл Никита?
«Везде есть люди, только кажутся они не людьми».
- Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа? (строгим, но не агрессивным).
- Как вы понимаете слово «агрессия». (работаем со словарём)
- Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите?
(сорвал цветок. Зачитать).- Почему мир стал агрессивным?
(Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил).
Жизнь – это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.
- Какое чувство испытывает Никита и к кому обращается за помощью?
(страх, к матери).
- О чём говорят слова Никиты: «Пуск5ай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их».
(Он понимает, что трудодень – это спасение для них, ведь нет отца, но он согласен на половину, только бы не оставаться с чужими людьми).
- Назовём ключевые слова второй части.
(Везде есть люди… Ты приходи поскорее, мама, а то я боюсь).
Разделим на части 3-ю часть.
Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.
Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.
Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.
- Чтение разговора отца и Никиты по ролям.
Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
(Добро – это прежде всего труд).
- Почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень?
-Видели ли вы, как стругают доски?
Какое настроение создаётся у человека, который смотрит на жёлтые стружки?
- Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут».
(Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).- Во что верил отец Никиты?
(Никита останется добрым на весь свой долгий век).
А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым? (значит быть нужным).
Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро).
В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?
- Как вы сейчас понимаете тему рассказа?
(Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)Основная мысль: быть добрым – значит быть нужным.
Проблемы: добра и зла, каким быть.
Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро.
IV. Главный герой рассказа – Никита.
Что значит дать характеристику героя?
Значит ли это, что надо пересказать текст?
-Рассказать о герое-мальчике по плану.
V. Какие средства художественной выразительности использует автор.
Найдите в тексте.
- Объясните платоновские выражения. (работа в группах).
«Живи смирно один» - не волнуйся, жди маму с работы, живи пока один.
На небе светило доброе солнце – там живёт дедушка.
Тайные жители – жители, которых никто не видит и не знает.
Век вековать – жить всю жизнь.
Трудом сработал - сделал, вкладывая всё своё умение и старание.
(Обсудить и высказать своё мнение)
- Что вы можете сказать о языке рассказа?
- В каких ещё произведениях вы встречались с подобным видением мира?
- Чтение отрывка из рассказа Платонова «Корова».
Обратимся ещё раз к словам Платонова, прозвучавшим в начале урока. (стр. 67)
Почему?
Подведение итогов урока.
Я начинаю предложение, а вы продолжаете
Сегодня я убедился…
Сегодня я узнал…
Сегодня я учился…
Я задумался о том…
Урок для меня был…
Уходя с урока, я хочу…