Методическая разработка Некоторые актуальные вопросы развития музыкального слуха детей младшего школьного возраста на занятиях хора


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 303 с углубленным изучением немецкого языка
и предметов художественно-эстетического цикла
имени Фридриха Шиллера
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Некоторые актуальные вопросы развития музыкального слуха
детей младшего школьного возраста
на занятиях хора»


Автор-составитель:
Верховская Татьяна Борисовна,
концертмейстерСанкт- Петербург
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введениестр. 3
Теоретическая частьстр. 3
Основное содержание
Развитие мелодического слуха.
Вокально – интонационные упражнения.стр. 4 – 7
Этапы освоения звуковысотных соотношенийстр. 7 – 12
Понятие устойчивых и неустойчивых ступенейстр. 12 – 14
Мелодические интервалыстр. 15 – 16
Развитие навыков двухголосного пения стр. 16 – 19
Заключениестр. 19
Библиографиястр. 20
Список приложенийстр. 21
Наглядные пособия (рисунки, схемы)стр. 22 – 24
Нотные приложениястр. 25 – 36
Введение
За последние годы всё больше внимания уделяется музыкальному воспитанию и образованию детей. Открываются детские эстетические центры, подготовительные группы при музыкальных школах, хоровых студиях, дворцах детского и юношеского творчества и других учреждениях дополнительного образования детей. Однако, музыкальные занятия там носят скорее развлекательный характер. В следствии этого возникает ряд проблем. К 7-ми годам не у всех детей развит музыкальный слух, среди них очень часто встречаются «гудошники» - дети, не координирующие слух с голосом, почти никто из них не знаком с нотной грамотой. В результате этого, попав в категорию тех, кому якобы «медведь на ухо наступил», ребёнок приобретает различные комплексы, либо замыкается в себе, либо начинает петь громче других, вызывая недовольство окружающих. Многие дети, став взрослыми, так и не научившись петь, сохраняют свою неприязнь к музыке. Это ощущение отражается на их характере, отсюда отрицание музыки вообще. В этом состоит актуальная проблема системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга.
Предмет сольфеджио предполагает развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом. Всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. Эти вопросы не могут не волновать каждого хормейстера, так как от степени их развития во многом зависит успех вокально-хоровой работы в целом.
Целью данного исследования является рассмотрение некоторых актуальных вопросов развития музыкального слуха детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования Санкт-Петербурга. В данной методической разработке используется опыт работы с младшими хоровыми группами ГБОУ СОШ № 303 с углубленным изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла имени Фридриха Шиллера Фрунзенского района Санкт-Петербурга, основанным на использовании методик Г. Струве, Г. Куриной, Б. Тричкова, В. Брайнина.
Теоретическая часть
Вопросы развития музыкального слуха изучались многими поколениями педагогов. Существует много известных методик, распространенных в России и за рубежом. В данной работе были рассмотрены следующие источники: уникальная методика «Хоровое сольфеджио» известного музыканта, педагога, народного артиста России Г.А. Струве, Г. Куриной, болгарского педагога 20-х годов прошлого века Б. Тричкова, методика «Развитие музыкального восприятия и мышления» В. Брайнина, «Психология музыкальных способностей» Б. Теплова.
Основное содержание.
Развитие мелодического слуха.
Вокально-интонационные упражнения.

Музыкальный слух – это способность воспринимать, представлять и эмоционально переживать содержание музыкальных произведений во всех его аспектах: звуковысотных, ритмических, тембровых, громкостных, формообразующих и т.д.
Методическая работа по сольфеджио в наших группах ведется по трём направлениям:
1. Развитие мелодического и гармонического слуха;
2. Развитие ладофункционального слуха;
3. Развитие чувства ритма.
Эти основные направления постоянно совершенствуют у учащихся музыкальную память, внутренний слух и общее музыкальное развитие.
В данной методической разработке мы рассмотрим такой важный аспект, как мелодический слух.
Мелодический слух – это способность воспринимать и интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления. Именно по способности воспринимать мелодию, эмоционально реагировать на неё, можно оценить, насколько музыкален тот или иной человек. При общении с детьми тем более необходимо, чтобы вся работа по развитию мелодического слуха была тесно связана с эмоциональными образами. Б.М. Теплов в своём труде «Психология музыкальных способностей» подчёркивал, что ладовое чувство есть эмоциональное переживание отношений между звуками.
Сюда можно отнести понятия об устойчивости и неустойчивости ступеней лада (определённое эмоциональное переживание отдельных тонов); тяготение ступеней (чувства устремлённости, ожидания следующего звука или аккорда); ладовая окраска (соответствующие мажору или минору душевные настроения). Ведь, чем ярче и эмоциональнее ребёнок будет «переживать» полученную информацию, тем живее и интереснее станет процесс обучения.















В качестве образцов можно включить народные песни, исполняемые в форме канона, например, литовскую народную песню «Солнышко вставало» (нотное приложение 5), немецкую народную песню «Музыканты» (нотное приложение 6), которые входят в репертуар нашего младшего хора.
Одним из этапов успешного завершения этой работы является исполнение песни Р. Роджерса «Звуки музыки» в двухголосном изложении (нотное приложение 7). В ней можно продемонстрировать умение удерживать свою партию, показ навыков контрастного двухголосия с элементами имитации. Следует обратить особое внимание на интонирование восходящих и нисходящих хроматических интервалов.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что при занятиях с воспитанниками по развитию музыкальной грамотности, делая особый акцент на хоровое или ансамблевое пение, невозможно работать только над чистотой интонирования, развитием гармонического и мелодического слуха, воспитанием чувства ритма. В процессе обучения в хоровом классе следует обращать внимание не только на прививание вокально-хоровых навыков, таких как правильная певческая установка, дикция, дыхание, атака звука, звукообразование и звуковедение, но и поддерживать и развивать общий уровень музыкальности.
Библиография
1. В. Брайнин. Способ развития музыкального слуха и устройство для его осуществления. Патент RU № 2075785 С1, Москва, 1995.
2. Ю. Бычков. Основы формирования мелодического ладового слуха (лекция РАМ им. Гнесиных) М., 1993.
3. Ю. Гольдовская. «Сольное пение в детской музыкальной школе. Часть 1», «Нота» - «Музыкальное издательство», 2004.
4. Г. Курина. «Первый год в классе сольфеджио». Тольятти, 1987.
5. К. Пигров. «Руководство хором». М., 1964.
6. В. Попов, П. Халабузарь. «Хоровой класс». М., «Советский композитор», 1988.
7. Г. Струве. «Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио». СПб.: Из-во «Лань». 1997.
8. В. Соколов, В. Попов, А. Абелян. «Школа хорового пения». М., 1973.
9. Б. Теплов Психология музыкальных способностей. М., 2003.
Приложения
Наглядные пособия
(рисунки – приложения 1, 2, 3, 5)стр. 22-23
(схема направления движения мелодии – приложение 4)стр. 24
Нотные приложения
Приложение 1 (П. Чайковский «Танец феи Драже»)стр. 25
Приложение 2 (Р. Роджерс «Звуки музыки»)стр. 26-28
Приложение 3 («Петь приятно и удобно»)стр. 29-30
Приложение 4 (М. Андреева «Музыкальное эхо»)стр. 31-32
Приложение 5
(литовская народная песня «Солнышко вставало») стр. 33
Приложение 6 (немецкая народная песня «Музыканты»)стр. 34
Приложение 7
(Р. Роджерс «Звуки музыки» - многоголосный вариант)стр. 35-36