Эстетическое воспитание учащихся. Доклад Нестеренко Н.М на М/О руководителя образцовой шоу-группы «Поющие Звёзды», методиста
Эстетическое воспитание учащихся.
Доклад Нестеренко Н.М
на М/О
руководителя образцовойшоу-группы
«Поющие Звёзды»,
методиста
Одним из факторов всестороннего гармоничного развития личности является ее эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание - составная часть воспитательного процесса, непосредственно направлена на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека
Методологической основой эстетического воспитания является эстетика наука об общих закономерностях художественного освоения действительности человеком, о сущности и формы отражения действительности и преобразования жизни с законами красоты, о роли искусства в развитии общества.
В процессе эстетического воспитания формируются эстетическое сознание и эстетическое поведение школьника
Эстетическое сознание - форма общественного сознания, которая реализуется как художественно-эмоциональное освоения действительности через эстетические чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы и т.д. и концентрированно выражается в художественном творчестве и эстетических взглядах. Формируется она на основе эстетической практики протяжении исторического развития общества. Важными ее элементами являются эстетические чувства - особые чувства, которые испытывает человек, воспринимая прекрасное в действительности и в произведениях искусства; эстетический вкус - способность человека правильно оценивать прекрасное, отделять действительно прекрасное от неэстетичного; эстетический идеал - представление человека о прекрасном, к чему она стремится, на что равняется. Именно они обусловливают эстетику поведения личности - признаки прекрасного в поступках и действиях человека (отношении к труду и к обществу, в манерах и внешнем виде, в формах общения с людьми).
В процессе эстетического воспитания важно научить учащихся понимать и воспринимать красоту. Наблюдая прекрасное, человек не может быть равнодушным, он переживает, чувствуя любовь или ненависть к наблюдаемым объектам. Поэтому важно, чтобы дети умели различать действительно красивое и безобразное.
При эстетическом восприятии возникают определенные эмоции, поэтому воспитание должно создавать благоприятные для формирования эмоциональной сферы учащихся условия, ведь богатство эмоциональной сферы человека свидетельствует о ее духовном богатстве. Не менее важно формирование их способности полноценного восприятия произведений искусства. Для этого учащимся необходима элементарная теоретическая подготовка. Это имеет особое значение при использовании в эстетичном воспитании музыки, изобразительного искусства, скульптуры.
Сформированные эстетические вкусы, эстетический идеал, развита способность оценивать прекрасное дают человеку возможность понять суть прекрасного. Воспринимая прекрасное, анализируя его, сравнивая с известным и видений им ранее, он соответственно оценивает его. Уровень такого эстетического мышления зависит от умственного воспитания, умение осуществлять мыслительные операции.
Одновременно с развитием эстетического восприятия, прививанием эстетических вкусов в процессе эстетического воспитания у учащихся формируют эстетическое отношение к окружающей действительности, ведь человек должен не только е любоваться красотой природы, памятниками культуры, но и беречь и защищать ее.
Важное значение имеет воспитание у школьников эстетики поведения - аккуратности в одежде, красивой осанки и манер, умение держаться непринужденно, естественно, культурно и эстетически проявлять свои эмоции. Эти качества тесно связаны с нравственностью личности ребенка.
В эстетическом воспитании школьников используют различные источники: а) произведения изобразительного искусства. Во время наблюдения картины или скульптуры, которые отражают жизнь человека, природы, у ребенка развивается не только восприятие, но и фантазия: он мыслит, представляет, \"дорисовывает\" изображено, видит за картиной события, образы, характеры б) музыку, которая, отражая действительность с помощью мелодий, интонаций тембра, влияет на эмоционально-чувственную сферу человека, на его поведение в) художественную литературу. Главным выразителем эстетики в литературе есть слово. По мнению К Ушинского, слово как средство выражения в литературном произведении приобретает двойной художественной силы. Словесный образ имеет еще и понятийную основу и воспринимается прежде умом. Поэтому литература является важным средством развития интеллекта учеников г) театр, кино, телевидение, эстрада, цирк. Ценность их в том, что, кроме содержательной части, они объединяют в себе элементы многих видов искусств (литературу, музыку, изобразительное искусство, танец) г) поведение и деятельность школьников. Достойные поступки учащихся, успехи в учении, труде, спортивной, общественной, художественной деятельности должны стать предметом обсуждения с эстетических позиций д) природу, ее красоту в разнообразных ее гармонии красок, звуков, форм, закономерной смене явлений, которые имеют место в живой и неживой природе; е) факты, события общественной жизни. Героические поступки людей, красота их взаимоотношений, духовное богатство моральная чистота и физическое совершенство часто является предметом обсуждения с учащимися; это и оформление быта (привлечение детей к созданию эстетической обстановки в школе, классе, квартире).
Особым фактором эстетического воспитания является природа. Как отмечал В Сухомлинский, в процессе воспитания ученики должны понять, что природа не может быть только объектом человеческого влияния - она является равноправным субъектом плодотворного взаимодействия Основой экологического воспитания он считал понимание взаимообусловленности всего живого на планете Рассматривая цветок, лепесток, крыльцо бабочки, пушинку тополя, ребенок не должна забывать глобальную истину: природа - единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей Она - источник и суть нашей жизни, которое нельзя отделить от человека.
Исповедуя принцип единства красоты и добра (\"Корень, источник доброты - в созидании, творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброта неразрывно связана с красотой\"). Сухомлинский считал красоту гимнастика й души, способной выпрямлять дух, совесть, чувства и убеждения. Он был против того, чтобы детское отношение к природе мотивировалось страхом запрета, и пытался вывести воспитанников на уровень эстетического освоения окружающего мира. Его педагогическая стратегия способствовала эстетическому мотивированию чувство экологической ценности природы в структуре сознания личностной особенности.
Одним из главных путей эстетического воспитания является учебная работа. Во многих школах созданы гильдии малых академий искусств и народных ремесел (МАИ и НР).
Исключительную роль в эстетическом воспитании школьников играют предметы эстетического цикла (рисование, пение, музыка) На таких занятиях ученики не только получают теоретические знания по определенным видам искусства, но и приобретают соответствующие практические умения и навыки, развивают свои творческие способности. Весомым дополнением к этому циклу есть уроки русского, родного языка, российской и мировой литературы, на которых ученики с осваивают богатство и красоту родного языка, знакомятся с шедеврами родной и мировой литературы На уроках естественных дисциплин открываются большие возможности использования красоты природы, формирования бережного отношения к ней. Красота физики и математики заключается в логической четкости научных построений и доказательств, четкости их структуры. Видимое воспитательное значение имеют эстетика труда учащихся и продуктивность труда, умения и навыки, приобретенные в процессе труда, позволяющие личности творчески проявить себя, на уроках физического воспитания ученики учатся красиво и правильно держаться и ходить.
На решение задач эстетического воспитания направлена также внеклассная воспитательная работа. Помимо бесед, лекций, диспутов, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов на эстетическую тематику, ценно участие школьников в деятельности школьных клубов любителей искусств, кружках, литературных гостиных, музыкальных ансамблях и школьных оркестрах, театрах, Расширять и углублять и свои эстетические знания, умения и навыки учащиеся могут во внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях: музыкальных и художественных школах, домах и дворцах школьников, студиях.Важную роль в эстетическом воспитании школьников играет семь. Надлежащее эстетическое оформление квартиры, наличие библиотеки, художественных журналов, семейных традиций с обсуждения телепередач, прочитанных книг, семейный отдых на природе, совместное посещение театра создают благоприятные условия для привития эстетических вкусов детям.
Для обеспечения эффективности эстетического воспитания необходимы следующие условия:
- создание в школе и семье эстетически привлекательной обстановки;
- обращение в воспитательной работе с учащимися в народных традиций и обрядов;
- высокая эстетическая культура воспитательных мероприятий;
- широкое привлечение учащихся к кружкам художественной самодеятельности, участия в конкурсах и олимпиадах эстетического направления;
- высокая эстетическая культура педагогов и воспитанников в их внешнем виде и поведении;
- взаимодействие школы, семьи, внешкольных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации.