Развитие любознательности детей 7-9 лет. Из опыта работы руководителя образцовой шоу-группы «Поющие Звёзды» Нестеренко Н.М.


-563245-24320500 Взрослые должны научить ребёнка задавать вопросы, формулировать вопросы так, чтобы они провоцировали ответ.
-2978150193040000 Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не стыдно. Стыдно не узнать, если можно это сделать. Мы стараемся убедить детей, что задавать вопросы - это полезно: "Ты больше будешь знать, когда найдешь ответы". Поощряем детей, задающих вопросы. Например, Ваня спросил: Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар? Сам же и ответил: что молния это искра.
-963930103060500"Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь" и хвалим ребенка за стремление собственными силами найти ответы на возникающие вопросы: "Мне понравился твой вопрос", "Как он у тебя возник".
17780147256500Любознательность детей 7-9 лет выражается, прежде всего, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка.
229235-30226000Пробуждению вопросов и активности, а, следовательно, любознательности содействует такая форма работы с детьми, когда они становятся перед новой ситуацией или новым материалом, в котором не все объяснено и основная активность рассчитывается на умственную деятельность ребенка, направляемую нами.
227330053784500 При проведении занятий, экскурсий и др. видов деятельности детей я внесла некоторые изменения в методику проведения. Стала специально готовить детей к тому, что они должны были делать на экскурсии в парке, на водоеме, в лесу, ставила перед детьми познавательную задачу: понаблюдать за окружающими предметами и явлениями, заметить новое для них, сравнить с тем, что они видели раньше, отметить в этом новом неожиданное, интересное, непонятное, постараться найти ему объяснение.
-13017527051000Во время экскурсии детям предлагаю задавать вопросы мне и друг другу. При этом я не давала готовых ответов, а предлагала им подумать, понаблюдать самим, стараясь натолкнуть их на решение необычных и новых для них "загадок природы". Все это делалось с целью выявления уровня их любознательности и повышения их познавательной активности.
Затем на своих занятиях я предлагаю детям зарисовать то, что им понравилось во время экскурсии, а также просила их рассказать другим детям, которые не участвовали в экскурсии, о том, что они видели, и что им более всего понравилось.
-203835-68199000Я веду детей туда, где они могли наблюдать природу, стараясь активизировать их внимание и интерес к нужным предметам и вопросов и стараются самостоятельно найти на них ответ.
337502545656500Стараюсь посещать с детьми музыкальные концерты, регулярно смотрим спектакли в театре «Золотой ключик», различные представления и шоу в цирке. Сама провожу экскурсии по местам боевой славы героев Крыма.
Все это помогает мне раскрыть эмоциональный и интеллектуальный мир ребенка
Особое внимание уделяю анализу детских вопросов как одной из форм проявления любознательности и показатель освоения картины мира. Существует несколько групп вопросов.
3016885202057000-20383517653000Первую группу составляют вопросы, направленные на выяснение внешних признаков предметов, например: "Какие иголки у сосны - длинные или короткие? А у елки?". "Почему цветы цветут?", "Почему одна трава растёт высокая, а другая низкая?", "У домашних цветов разные листья. Почему?". Детям предлагалось наблюдать и установить различие, сравнить и выяснить самостоятельно различие.
Во вторую группу вошли вопросы, выявляющие образ жизни животных, например: "Где бабочки ночуют?", "Что кушают медведи?", "Зачем 28035254445000носорогу два рога?", "Почему птицы летают?", "Зачем верблюду два горба?", "Почему у слона длинный хобот?"
Третью группу вопросов составляли географические сведения, например: " Откуда течёт ручей?", "Почему земля круглая", "Почему на Севере не тает лёд?", "Как появились горы?".
-100393520764500Четвертая группа вопросов - о явлениях природы, например: "Какая вода в ручье течет?", "Откуда идет дождь?" "Почему греет солнце?", "Что такое закат?", "Откуда берётся метель? ", "Для чего нужны облака?".
Пятая группа - об общественных сторонах жизни, например: "Чей это парк?", "Для кого он устроен?", "Кто деревья сажал?", "Для чего тут церковь?".
84645514351000Шестая группа вопросов - о строении человека, например: "Почему на голове растут волосы?", "Зачем человеку ногти?", " Откуда в глазах появляются слёзы?".
-35623513525500Седьмая группа вопросов - о человеческих взаимоотношениях, например: "Почему взрослые ссорятся?", "Что такое любовь?", "Как я появился?"
Восьмая группа вопросов – о музыке и композиторах - «Почему композитор выбрал такие средства музыкальной выразительности?», Какие знаменательные события для страны происходили в это время?, «Почему в этом произведении играют те или иные музыкальные инструменты?»
Девятую группу составляют вопросы, направленные 2291715-72072500на средства передачи голосом и музыкальным инструментом эмоций. Например: «Как играла скрипка, что она хотела изобразить?, «Почему, когда грустно поем тихо? А когда весело…. то тоже тихо?, «Почему о любви говорим и поем шепотом?»
-599440464820003035935189611000Детям 7-9 лет любопытно узнать об образе жизни человека, о способах передвижения человека и животных в разных сферах (на земле, в воде, воздухе, под землей), о труде взрослых, о разных профессиях. Они готовы представить себя на месте другого человека и понять, что именно трудно или легко сделать, как нужно поступить в той или иной ситуации, запомнить некоторые правила и нормы поведения в определенных обстоятельствах. Они могут воспроизвести длинные цепочки разных действий, направленных на достижение осмысленного результата.
-81407019113500Чем большими знаниями ребёнок обладает, тем больше растёт и его любознательность. Самые лучшие ученики получаются из детей любознательных, так как процесс получения знаний им интересен.
Таким образом, любознательные дети более инициативны, целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, что способствует успеваемости в школе. Следовательно, развитие любознательности выступает в качестве одной из важных задач современного образования.