Методическая разработка урока русского языка по теме: Имя прилагательное (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе по теме: “Имя прилагательное»
Цели урока:
Обучающие: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном, изученные в 5-6 классах.
Развивающие: совершенствовать навыки правописания прилагательных и употребления их в речи; развивать познавательную активность учащихся, умения определять разряды прилагательных; правильно образовывать формы степеней сравнения; краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей, навыков контроля и самоконтроля.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русскому языку и литературе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки-задания для самостоятельной и парной работы, листы самоконтроля.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. ( 1 минута)
Психологический настрой учащихся к работе.
-Здравствуйте, ребята.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
II. Формулирование цели и задач урока. (3 мин.)
Учитель читает загадку.
Эта рыжая плутовка
И коварна и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора
И мышами поживиться
Любит шустрая
-Кто же это? (лисица).
-Легко отгадали, а что же вам помогло так быстро узнать ее? (прилагательные).
-Назовите мне прилагательные, которые вы услышали в этой загадке. ( рыжая, шустрая, коварна, хитра)
-Значит какова тема нашего урока? ( слайд 1)
Определим задачи урока ( слайд 2)
Раздать карты самооценки.
III. Актуализация знаний. ( 6 мин.)
1) Теоретический опрос
Итак, приступаем к решению задач. Вам необходимо вспомнить теоретические сведения по заданию в карточке и отобразить на плакате схему или таблицу ( работа в группах). Выступает устно представитель группы.
1-я команда предъявляет классу плакат- схему – О чем рассказывает вам наш плакат? (На плакате указаны отличительные признаки прилагательного. Плакат рассказывает о прилагательном как части речи.)
1) признак предмета (какой? чей?)
2) изменяются по родам, числам, падежам3) северный край (определение)
Ландыш душист (сказуемое)
4) может иметь краткую форму
2-я команда
-- О чем рассказывает наш плакат? (На плакате прилагательные распределены по разрядам: в первой колонке прилагательные качественные, во второй относительные, в третьей притяжательные; плакат может иметь заголовок «Разряды прилагательных»; кроме того, перечисляются признаки качественных прилагательных.)
3-я команда предъявляет свою работу. (На плакате схема образования степеней сравнения прилагательных: сравнительной и превосходной.)
Выставление оценок в лист самооценки.
2) Орфографическая работа. ( 5 мин) ( слайд 3 )
- Мы решили первую нашу задачу, то есть вспомнили признаки прилагательного как часть речи, степени сравнения, разряды прилагательных. Теперь вспоминаем правописание кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящую.
Индивидуальная работа: от каждой группы ученик на доске выполняет разбор ( морфемный, морфологический, синтаксический)
Взаимопроверка, ученики обменялись тетрадями. Выставление оценок в оценочный лист. ( слайд 4)
Физминутка
3) Выборочно- распределительное письмо.( слайд 5) (6 минут.)
Получите конверты с заданием.
·Представители команд получают конверты , в которых для каждого ученика распечатан текст. Выписать прилагательные и распределить по разрядам.
Текст
1) Красив, чудесен русский лес зимою. 2) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. 3)Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. 4)Тяжелыми шапками пушистого снега покрыты ветви высоких и низких елей. 5) Вершины стройных елей унизаны ожерельем шишек. 6) С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов. 7) На ослепительном снегу слегка голубеют заячьи следы, а недалеко от них тянутся волчьи следы.
63 слова.
По И. Соколову-Микитову
)
При анализе текста обычно
1) определяют тему, подбирают заголовок;2) указывают основную мысль текста;
Модель ответа: 1) Тема – описание зимнего леса. Возможное заглавие – Чудесен лес зимою. – Сказочный зимний лес. 2) Автор мастерски передает красоту зимнего леса. Основная мысль текста – восторг, восхищение зимним лесом.3) От взора автора ничего не ускользает: снег, деревья, шишки, клесты, следы зайцев.
Проверка по образцу ( слайд 6). Выставление оценок.
Индивидуальное задание: Из предложений выпишите словосочетания прилагательное + существительное в три столбика: качественные, относительные и притяжательные.
1. У этого рыцаря заячье сердце. 2) Дама носила на счастье заячью лапку. 3) Лорду Пэлтроу подарили заячий тулуп. 4) Для леди сшили лисью шубу. 5) На воротник пошел лисий хвост. 6) Она заметила его лисий взгляд. 7) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду. 8) Охотники наткнулись на волчье логово. 9) Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку.
4) Игра « Хвастунишка», которая поможет проверить, умеете ли вы образовывать формы степеней сравнения. Например: я высокая – а я выше – а я самый высокий. Старайтесь использовать разные формы степеней сравнения. (Учитель называет положительную степень прилагательного, учащиеся – другие формы.) ( 2 мин.)
Я счастливая (ый)
Я умная
Я красивая
Я спокойная
Я нежная
Я добрая
Я веселая
5) Игра « Спрятанные слова» (3мин)
белый
Более белый
белейший
выше
Самый высокий
тонкий
тоньше
Более опасный
опаснейший
слаще
Самый сладкий
Выставление оценок ( слайд 7)
6)Редактирование текста (3 мин) ( слайд 8)
Скоро наступит самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.
7) Творческая работа ( по иллюстрации) (слайд 9)
IV. Подведение итогов урока (3 мин.)
- Что мы повторили на уроке?
Задание: Оцени свою учебную деятельность на уроке. (Учащиеся заполняют листы самооценки.) Поставь отметку в соответствующей строке, закончи характеристику своей деятельности:
Сегодня на уроке я научился
Мне показалось важным
Понял, что
Почувствовал, что
Своей работой на уроке я доволен, так как
Не совсем доволен, так как
Не доволен, потому что
V. Домашнее задание
Опишите письменно картину Н.П.Крымова «Зимний вечер»