Результаты речевого обследования уровня готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе
Результаты речевого обследования уровня готовности выпускников начальной
школы к продолжению образования в основной школе.
Цель обследования: проанализировать уровень речевой готовности выпускников начальной школы к продолжению обучения в основной школе.
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения школьников считаю развитие речевой деятельности.
Что такое речевая готовность четвероклассников к обучению в основной школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:
Сформированость звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
Различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.Формирование словаря. Умение пользоваться разными способами словообразования,слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой.
За основу методики обследования взяты речевые пробы экспресс-диагностики Фотековой Т.А. Предусмотрено проведение углубленного исследования всех компонентов устной речи: фонетики, лексики, грамматики; а также всех видов письменной речи: диктант, изложение, сочинение. Отличительными чертами применяемой экспресс-диагностики являются:
полнота обследования;
соотнесение лексического материала с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста;
доступность и простота применения;
возможность применять данную методику как целиком, так и частично (использование ключевых заданий позволяет сократить время исследования, получив при этом достаточно полную картину нарушения);
возможность многократного применения методики .
Экспресс-диагностика содержит задания и пробы, которые выявляют актуальный уровень речевого развития младших школьников.
Система обследования устной и письменной речи детей состоит из семи серий.
Серия 1. Исследование звукопроизношения — содержит пробы на обследование произношения звуков через отраженное проговаривание предложений.
Серия 2. Исследование фонематического слуха — содержит пробы, направленные на проверку состояния фонематического восприятия, сформированности фонематических представлений,
Серия 3. Исследование слоговой структуры — содержит пробы, направленные на проверку состояния слогового состава слова, сформированности звуко-буквенного, слогового анализа.
Серия 4. Исследование словаря — содержит пробы, направленные на выявление объема словарного запаса детей.
Серия 5. Исследование грамматического строя речи — содержит пробы, направленные на проверку навыков словообразования, словоизменения и согласования.
Серия 6. Исследование устной связной речи – содержит пробы: составлении рассказов по картинкам; оформления пересказа; умение работать с текстом и книгой.
Серия7. Исследование письменной связной речи — содержит три вида заданий: диктант ,изложение, сочинение.
Из показателей исследований по всем семи сериям складывается индивидуальный речевой профиль обучающихся выпускников начальной школы. В результате проведенного исследования четвероклассников можно сделать вывод , что к концу младшего школьного возраста речь учащихся достигает хорошего уровня развития. Звуковая культура речи сформирована полностью.
Дети умеют:
Различать на слух и отчетливо произносить звуки речи (артикуляционные навыки) ;
Соблюдать при произнесении слов орфоэпические и акцентологические нормы;
Соотносить изменение звукового состава слова с изменением его значения, дифференцируя звуки( гласные: ударные и безударные, согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие, сонорные);
Анализировать звуковую речь, деля слово на звуки и слоги, предложение на слова и словосочетания.
Задачами обследования словаря обучающихся являются:
количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения;
активность и готовность словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов;
включение слов в предложения и текст в прямом и переносном значении.
Результаты исследования показали то, что школьники затрудняются при определении сходства и различия понятий, недостаточно отработаны понятия «синонимы» и «антонимы», не дифференцируют значение слов «сходные» и «различные». (выздоравливает- хорошеется, грустить- обижаться, хлопотать – ругаться).
Речь обучающихся бедна отвлечённой лексикой (словами, обозначающими цвет, оценку, эмоциональную окраску).
Несмотря на выше изложенные недостатки, словарный запас выпускников начальной школы
соответствует их возрастному уровню.
Дети научились:
Быстро вызывать в памяти и отбирать слова и выражения, наиболее точно соответствующие замыслу высказывания;
Правильно сочетать по смыслу;
Замечать родство одних слов с другими;
Находить и объяснять несколько значений одного слова;
Обогащать свой словарный запас: уточняя значение слов с помощью контекста и различного рода словарей.
Исследование лексико-грамматических умений и навыков выявило ряд типичных затруднений при употреблении грамматических форм:
Типичные ошибки в образовании:
- форм множественного числа существительных;
- форм сравнительной и превосходной степени;
- личных форм глагола и форм наклонений;
- несоблюдение правил сочетаемости видовых и временных форм глагола;
Школьников затрудняет употребление существительных со значением опредмеченного признака («белизна», «чтение»). Знакомство учащихся с теоретическими сведениями из области словообразования и состава слова переключают их внимание на структурное, формальное своеобразие слов, ослабляя имевшееся у них стихийное стремление за различием в форме слов видеть различие в значении.
Подводя итог обследованию этой речевой деятельности можно с уверенностью сказать, что дети научились:
Понимать языковые значения и речевые функции грамматических средств языка в создании высказывания;
Владеть нормами словоизменения;
Производить морфемный и словообразовательный анализ слов;
Выбирать языковое средство, адекватное речевой задачи в определенной ситуации, правильно его оформлять в речи с учетом языковой нормы.
При обучении связной речи в каждом классе начальной школы дается представление о роли речи в жизни человека, вводятся в активный словарь младших школьников приветствия, прощения, просьбы ,приглашения, иными словами проводятся элементарные упражнения по культуре речевого общения.
Исследование устной речи показали, что практически все тестовые задания выпускники четвертых классов выполнили правильно. Небольшие затруднения вызвали задания, определяющие уровень связной речи: допускалось небольшое искажение ситуации, наблюдалась стереотипность грамматического оформления при составлении рассказов по картинкам; при оформлении пересказа и воспроизведение рассказа с незначительными сокращениями.
Дети научились:
Работать с текстом и книгой ( умения определять главную мысль текста, находить в нем опорные слова , видеть смысловые части текста , составлять устные рассказы о героях произведений , высказывать свое суждение о прочитанном , рассказывать об авторе и его творчестве.) ;
Овладели приемами культуры общения в процессе беседы ( понять вопрос и выступить по теме , слушать выступление товарищей и дополнять ответы по ходу беседы, используя различные источники. )
Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ и т. п.).
Исследование письменной речи выпускников начальной школы охватило три вида речевой деятельности:
Изложение. Цель: определить умение писать текст по памяти без ошибок.
Диктант. Цель: определить умение самостоятельно без ошибок воспроизводить речевой материал письменной форме.
Мини – сочинение на заданную тему с использованием опорных слов. Цель: определить умение самостоятельно без ошибок составлять связное высказывание.
Анализируя результаты диктанта следует отметить, что у преобладающего большинства обучающихся не до конца сформирован навык письма под диктовку . Наблюдаются ошибки следующего порядка: -орфографические( довали -давали,завизли – завезли, укрошали – украшали, вневоле – в неволе, в кусную – вкусную.); -дисграфические ( побарок –подарок, ат куда –откуда ,здбелками – за белками, явном – частом.)
Проанализировав тестовые образцы изложений и сочинений можно сделать вывод, что у большинства четвероклассников эта речевая деятельность находится в стадии формирования.
Дети только учатся :
понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;
собирать материал: отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ, писать сочинение по плану;
пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать написанное.
Наиболее частыми и повторяющимися ошибками в работах обучающихся являются:
Неумение удерживать логическую последовательность событий;
Использование преимущественно имен существительных, глаголов, реже – наречий.
Однообразное употребление слов.
Отсутствие логической нити высказывания ( перескакивают с одной темы на другую).
Неумение логически завершить письменную творческую работу и высказать свое отношение к ней.
Рекомендации учителям основной школы :
Следует давать возможность учащимся чаще высказываться;
Применять активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии);
Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых детей в коммуникативную деятельность;
Для детей с инертностью нервных процессов задавать индивидуальный темп работы .
Подводя итог выше сказанному можно с уверенностью заявить, что выпускники начальной школы овладели опорной системой знаний по формированию устной и письменной речи, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Составител: учитель-логопед Гаврилова Н.А.
МБОУ "СОШ №50 им. Ю.А. Гаганина" г.Курск