Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Основы садово-паркового искусства специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство



стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации учебной дисциплины
14
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 «Основы садово-паркового искусства»»
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова» по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения
Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы садово-паркового искусства» может быть использована в учреждениях среднего специального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Рабочая программа составляется для очной формы обучения студентов.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина «Основы садово-паркового искусства» входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины базовая часть:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Уметь;
Определять стилевые особенности садово-паркового ландшафта;
Формировать пейзаж ландшафта в соответствии со стилевыми особенностями;
знать: историю садово-паркового искусства; элементы и компоненты садово-паркового искусства , основные стилевые направления в садово-парковом искусстве;
Вариативная часть.
Предусмотрена вариативная часть, которая направлена на углубленное изучение тем Раздела 1. Исторические этапы развития садово-паркового искусства
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Уметь:
Воплощать новые замыслы с учетом предыдущего многовекового опыта при создании объектов
знать:
законы, композиции, перспективы, теории света и цвета исторические стили.
Содержание дисциплины «Основы садово-паркового искусства» ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения и овладению профессиональными компетенциями.
ПК1.1. Проводить ландшафтный анализ и предпроектную оценку объекта озеленения.
ПК1.2. Выполнять проектные чертежи объектов озеленения с использованием компьютерных программ.
ПК1.3. Разрабатывать проектно-сметную документацию.
ПК2.1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.
ПК2.2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.
ПК2.3. Организовывать садово-парковые и ландшафтные работы.
ПК2.4. Контролировать и оценивать качество садово-парковых и ландшафтных работ.
ПК3.1. Создавать базу данных о современных технологиях садово-паркового и ландшафтного строительства.
ПК3.2. Проводить апробацию современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства.
ПК3.3. Консультировать заказчиков по вопросам современных технологий в садово-парковом и ландшафтном строительстве
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) , за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часа;
самостоятельной работы обучающегося 48 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 144
Обязательная, аудиторная учебная нагрузка (всего) 96
в том числе: лабораторные работы не предусмотрено
практические занятия 42
контрольные работы не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 48
в том числе: индивидуальное задание внеаудиторной самостоятельной работы: создание композиций с природного материала, создание макета малого сада 18
выполнение домашних самостоятельных заданий по разделам и темам дисциплины, подготовка к лабораторным и практическим работам, написание рефератов, составление презентаций 30
Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы садово-паркового искусства»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Цели, задачи и содержание дисциплины. 2 1
Раздел 1. Исторические этапы развития садово-паркового искусства 28 Тема 1.1. Садово-парковое искусство Древнего мира и Античности
Садово-парковое искусство Древнего мира и
Античности. 2 2
Практическое занятие № 1. (графическая работа)
Особенности садово-паркового искусства Древнего мира и Античности. Выполнить сравнительный анализ садов разных эпох. 2
3
Самостоятельная работа.
1.Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебного пособия.
2.Решение ситуационных производственных задач.
3. Создать композицию из природного материала. 6 Тема 1.2. Садово-парковое искусство Средневековья Садово-парковое искусство Средневековья. 2 2
Практическое занятие № 2. (графическая работа)
Особенности садово-паркового искусства Средневековья. Выполнить схемы фрагментов планов с отмывкой и тонированием. 2 3
Тема 1.3. Садово-парковое искусство эпохи Возрождения Садово-парковое строительство эпохи Возрождения. 4 2
Практическое занятие № 3. (графическая работа)
Особенности садово-паркового искусства эпохи Возрождения. Выполнить схемы фрагментов планов с отмывкой и тонированием.
Самостоятельная работа
1.Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебного пособия.
2.Решение ситуационных производственных задач
3.Подготовить презентации: «СПИ эпохи Возрождения». «СПИ России». «СПИ Западной Европы». 2
4 3
Тема 1.4. Садово-парковое искусство Западной Европы и Америки XVII-XX вв. Садово-парковое искусство Западной Европы и Америки XIX-XX вв. Садово-парковое искусство Англии и Германии XVII-XX вв. 4 2
Практическое занятие № 4.(графическая работа) Пейзажное стилевое направление в садово-парковом искусстве зарубежных стран. 2 3
Тема 1.5. Садово-парковое строительство России XVI-XX вв.
Садово-парковое искусство допетровских времен. Садово-парковое искусство второй половины XIX – начала XX в: Дворцово-парковые ансамбли в Павловске, Гатчине. Парки Москвы. Главный Ботанический Сад. Стилевые направления садово-паркового искусства, сложившиеся к XX в. 4 2
Практическое занятие № 5. (графическая работа)
Особенности садово-паркового искусства России XVIII-XX вв. Коломенское, Летний сад, Петергоф, Царское село. Выполнить схемы фрагментов планов с отмывкой и тонированием.
Самостоятельная работа.
1.Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебного пособия.
2.Решение ситуационных производственных задач.
3. Подготовить презентацию по материалам интернета «Главный Ботанический сад.» 2
4 3
Раздел 2. Основы ландшафтной архитектуры
22 Тема 2.1. Понятие о ландшафте Понятие о ландшафте. Классификация ландшафтов Средства и композиция ландшафта. 2 2
Тема 2.2. Элементы ландшафта
Классификация элементов садово-паркового ландшафта. Рельеф как основа создания композиций озеленения территории. Понятие о геопластике.
Водоёмы и гидросооружения. Открытые и закрытые пространства парка. Принципы подбора ассортимента. Солитеры. Цветочное оформление. Сады цветов: сад непрерывного цветения, мобильный сад, сад монокультур, каменистый, водный. Их назначение.. 4 2
Практическое занятие № 6. (графическая работа)
Водоемы в композициях садово-паркового искусства. 2 3
Самостоятельная работа: 1.Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебного пособия. 2.Решение ситуационных производственных задач. 6 Тема 2.3. Средства создания ландшафтной композиции
Пространственные формы в ландшафтной архитектуре, их свойства и соотношение. Понятие о композиции. Плоскости и объёмы. Фронтальная, объёмная, глубинно-пространственная композиция форм. Соотношение форм по фактуре. Соотношение форм по цвету. Цветовой тон. Восприятие цвета. Гармония контрастов. Гармония сходства. Перспектива: линейная, воздушная, цветовая. Построение перспективы. Пропорции. Симметрия и асимметрия. Ритм. Контраст. Нюанс, тождество. Масштабность. 4 2
Практическое занятие № 7. (графическая работа) Ландшафтные композиции. 2 3
Самостоятельная работа.
1. Создать макет с использованием законов перспективы.
2. Создать настольную композицию.
3.Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебного пособия. 4.Решение ситуационных производственных задач. 12 Тема 2.4. Пейзажные картины
Понятия «пейзажная картина», «вид», «кадр», композиционный узел картины. Простые, сложные, панорамные пейзажи. Типы композиций пейзажей. Виста. 2 2
Практическое занятие № 8. (графическая работа) Пейзажная картина. 2 3
Самостоятельная работа.
1.Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебного пособия. 2.Решение ситуационных производственных задач. 3. Составить кроссворд по теме «Типы ландшафтов» 4 Тема 2.5. Принципы формирования садово-паркового ландшафта Формирование типов ландшафта. Методы ускоренного создания объектов регулярной планировки. Понятие о формировании лесного, паркового, лугового ландшафтов. 2 2
Практическое занятие № 9. (графическая работа)
Ландшафтные группы 2 3
Самостоятельная работа.
1.Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебного пособия.
2.Решение ситуационных производственных задач.
3.Подготовить презентацию «МАФ в композиции». 4 Раздел 3. Основы композиции объектов садово-паркового строительства. 44 Тема 3.1. Основы композиции объектов садово-паркового искусства
Композиции объектов садово-паркового искусства. Факторы, определяющие декоративную ценность растений. Классификация групп из деревьев и кустарников. Композиционное положение групп деревьев и кустарников. Исходные условия: рельеф, назначение объекта озеленения, основные задачи ландшафтной организации территории, функциональное зонирование.
Состав проекта: архитектурно-планировочное решение, композиционное построение проектируемых зелёных насаждений, дорожки, аллеи, водоёмы, малые архитектурные формы. 10 Практическое занятие № 10.
Композиция озеленённой территории или её части. (Эскиз, план, рисунок) 12 3
Тема 3.2. Тенденции развития композиций малого сада
Принципы учёта подбора растений для парка. Эдификаторы. Живые изгороди, аллеи, боскеты. Классификация малых садов. Особенности композиций с учётом различного назначения и целесообразности. Планировка различных типов садов.
Малые архитектурные формы в саду. Освещение. Цветочное оформление малого сада. Подбор ассортимента. Устройство рокариев и альпинариев. 10 Практическое занятие № 11.
1. Цветочные композиции в садово-парковом искусстве. 2. Альпийские горки в садово-парковом искусстве. 3. Композиции малого сада с учетом рельефа, планировочным решением и подбором ассортимента. 12 3
Экзамен 6
Максимальная нагрузка 144
В том числе: обязательная нагрузка 96
самостоятельная работа 48
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины ОП.06 «Основы садово-паркового искусства» кабинет имеет
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места в количестве 30 человек;
- рабочее место преподавателя;
- проспекты стендов и витрин;
- электронные плакаты;
- макеты;
- образцы;
- электрифицированные тренажеры;
- материалы и оборудование для практических занятий.

Плакаты: «Типы ландшафтов», «Цветочное оформление», «МАФ».
Макеты: «Макет малого сада», «Настольные композиции»
Образцы: графические работы «Садово-парковое искусство Древнего мира и Античности», «Садово-парковое искусство Средневековья», «Садово-парковое искусство эпохи Возрождения», «Садово-парковое искусство Западной Европы и Америки», «Садово-парковое искусство России»
Оборудование для практических занятий: Бумага чертежная форматы А4 и А3, калька, тушь цветная, краски, карандаши, кисти, линейки, треугольники, методические рекомендации по выполнению работ, словарь терминов СПИ, фото и видео материалы по темам садово-парковое искусство, инструкции по технике безопасности и охране труда на рабочем месте.
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
-телевизор;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.В.Я.Курбатов «Всеобщая история ландшафтного искусства» М. 2008г. 2.С.Н. Палентреер «Садово-парковое и ландшафтное искусство» М. 2003г
Дополнительные источники:
1.Ермолова Е.В Учебное пособие для средних специальных учебных заведений «Садово-парковое искусство »Изд.дом «Ин-Фолио»2010г.
2.Шешко. П.С. «Ландшафтный дизайн» «Минск современная школа» 2009г
3.Кругляк.В.В «Зональные особенности паркостроения» Воронеж 2007г
4.О.Б. Сокольская «История садово-паркового искусства» М. 2004г.
5. 4Лещинская В.В «Альпинарии и камни в саду» М. 2011г.
6.Бахтина И. К., Чернявская Е. Н. Садово-парковое искусство. – М.: Наука, 2000 г.
7.перевод с английского А.В.Сурова «Ландшафтные проекты» М. 2001г.
8.ГОСТ 21.101 – 97. СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации
9. ГОСТ 21.501 – 93. СПДС. Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей.
10. Гостев В. Ф., Юскевич Н. Н. Проектирование садов и парков. – М.: Стройиздат, 1991 г.

Интернет ресурсы:
1. www.eksmo.ru
2. Интернет ресурсы PГАУ-MCXA timacad.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Итоговый контроль оценки уровня освоения дисциплины обучающихся проводится на экзамене.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: выполнять схемы планов отдельных элементов композиции садово-паркового искусства различного назначения Тестирование.
Оценка выполнения и зашита практических работ.
Самостоятельная работа.
Составление и защита презентации.
Экзамен.
выполнять сравнительный анализ планировки изученных характерных особенностей садов и парков стран и эпох. характеризовать типы ландшафтов, делать сравнительный анализ ландшафтных композиций на примере исторических парков создавать архитектурно планировочные и объемно-пространственные композиции парков и садов Знания: основы ландшафтного искусства, элементы и компоненты садово-паркового ландшафта, принципы формирования пейзажа иметь представления о стилевых направлениях в области истории садово-паркового искусства и современной ландшафтной архитектуры. знать средства ландшафтной композиции, составные части и системы их построения особенности архитектурно планировочные и объемно-пространственные композиции парков и садов. Преподаватель
Павлова Светлана Николаевна
ГБПОУ ВО “ХЛК им. Г.Ф. Морозова”
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.06 “Основы садово-паркового искусства ”
Цикл профессиональный
Основной профессиональный образовательной программы по специальности
35.02.12 «Садово- парковое и ландшафтное строительство»