Выступление на семинаре: «Диагностика готовности детей к обучению в школе»


Выступление на семинаре:
«Диагностика готовности детей
к обучению в школе»
Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка. От того, какими будут первые дни нахождения в школе, какие отношения сложатся с учителями и сверстниками во многом зависит его школьная успеваемость и в целом дальнейшая социальная успешность и самореализация. В связи с этим перед руководителями и педагогами школ стает вопрос эффективной организации начало обучения, создание адаптационных условий для ребенка, впервые пришедшего в школу. Особенно актуальна эта проблема в условиях перехода на 12- летнее обучения, предполагающее начало систематического школьного обучения с 6 лет.
Задача оценки готовности шести-семилетних детей к школе поставлена педагогической практикой уже достаточно давно. Именно педагогическая практика показывает, что очень часто трудности в обучении детей начальной школы связаны не только с нарушениями познавательных процессов - памяти, мышления, внимания, но в большей степени с неумением организовать свою деятельность, точно следовать указаниям учителя, с несамостоятельностью, пассивностью детей или расторможенностью и импульсивностью в их поведении. Зачастую эти причины являются первичными, а они уже, в свою очередь, ведут к пробелам в знаниях и неусвоению школьной программы. Именно те дети, которые имеют способности к обучению, но не могут правильно их использовать, вызывают обеспокоенность со стороны учителей и школьных психологов, потому что требуют повышенного внимания к себе как во время уроков, так и при подготовке домашнего задания. Пока накопленные пробелы в знаниях не стали для ребенка непреодолимым препятствием, необходимо принимать определенные меры по коррекции его поведения в ситуации обучения.
Какими же причинами может быть вызвано такое нарушение деятельности ребенка, при котором нормальное усвоение школьной программы для него становится невозможным? Психологи считают, что кроме познавательной готовности к школьному обучению ребенок должен быть подготовлен к школе личностно, то есть у него должны быть сформированы необходимые социальные умения, соответствующая возрасту структура мотивационной сферы, достигнут определенный уровень децентрации, рефлексии, произвольности в поведении. С переходом к школьному обучению происходит изменение социальной ситуации развития, и такое изменение должно удовлетворять изменившимся к этому возрасту потребностям ребенка. Каждый из компонентов готовности к школьному обучению имеет особую значимость. Само понятие психологической готовности к школьному обучению длительный период времени не было в психологии достаточно определенным. Но в настоящий момент при обобщении существующих позиций можно выделить следующую его структуру:
предметно-специфическая готовность, включающая в себя ориентировку ребенка во времени, пространстве, знания об окружающих его явлениях, определенный уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, речи, мышления - обусловленный возрастными нормами и особенностями этих процессов;
мотивационная готовность, или готовность к изменению социальной ситуации развития - желание ребенка пойти в школу, занять позицию школьника, основанное на познавательном интересе;
перестройка поведения, деятельности и структуры познавательных процессов на основе произвольности: умение подчинять свое поведение нормам, правилам общения, умение планировать, контролировать свои действия и соотносить их с образцами при выполнении, использовать средства для организации познавательных процессов.
Необходимо отметить, что основными новообразованиями дошкольного возраста, которые обеспечивают успешный переход к обучению, являются произвольность - как основная черта новых форм общения и познавательной деятельности детей, и  воображение, или такой уровень развития образного мышления, который позволяет во внутреннем плане организовывать деятельность ребенка. Эти новообразования возникают внутри ведущей деятельности дошкольников - игровой деятельности. Вот вкратце все необходимые теоретические сведения, которые лежат в основе подхода к диагностике готовности к школьному обучению.
Цели диагностики готовности к школьному обучению
В зависимости от цели, которую преследует психолог, определяя готовность ребенка к обучению в школе, меняется и сам подход к проблеме диагностики. Если оценка проводится для предварительного отбора детей в классы с разноуровневым обучением, то ее результаты должны быть сопоставимы, а, следовательно, выражены количественно. Но такая цель слишком узка и ставится не всегда.
Гораздо более широкая цель диагностики готовности к обучению в школе - последующее консультирование родителей, рекомендации по подготовке ребенка, по организации занятий с ним дома, по обеспечению необходимого подхода к ребенку. Если эта диагностика проводится школьным психологом, то цель для него - не только консультирование родителей, но и сбор первичных данных о детях, поступающих в школу, с предварительным выделением круга возможных проблем и осложнений в ходе обучения. Наблюдение за адаптацией первоклассников на основе этих первичных данных помогает предупредить возможные затруднения. Школьный психолог их использует, организуя необходимый контакт родителей и учителя и обеспечивая координацию воздействий всех участников педагогического процесса. Для обеспечения сбора информации при этом необходимо иметь сведения не только о результатах выполнения детьми тестов, но и о процессе выполнения задания, о величине зоны ближайшего развития ребенка, о его обучаемости и т.д. Именно качественный анализ результатов и проведение диагностики с целью качественного анализа может дать такую информацию.
Но, говоря о целях диагностики к готовности к школьному обучению, необходимо отметить те "острые углы", которых следует избегать психологу. Особенно это касается молодых специалистов, только начинающих практиковать в этой области. Ориентируясь в процессе диагностики на принцип "не навреди", психолог избежит многих ошибок и нежелательных побочных последствий в своей деятельности. Такими ошибками могут стать:
Избыточная подробность и профессионализм выдаваемой родителям информации без выделения существенного и рекомендаций. Нужно предполагать, что эта информация не сможет послужить для родителей толчком к поиску каких-либо мер или воздействий на ребенка, так как они не являются по большей части педагогами. Большое количество непонятной информации только насторожит их и, возможно, при неверном истолковании приведет к нарушению контакта с ребенком. Поэтому необходимо давать только те данные, которые будут поняты и правильно сориентируют родителей в поиске способов воздействия - четко, структурировано, ясно, с выделением основных моментов, на фоне доброжелательного отношения к ребенку и родителям. Иными словами, давать только ту информацию, которая может быть использована родителями в целях помощи ребенку, и не более того. При этом необходимо помнить, что данные диагностики - лишь дополнительный, не гарантирующий точности прогноза материал, так как выполнение тестов во многом зависит от ситуативных переменных. Поэтому не стоит настаивать на своих заключениях, а выдавать их в виде предположений, предлагая родителям самим их проверить в той или иной форме.
И самое важное - родителям необходимы конкретные способы коррекции и поведения при воздействии на ребенка. Это могут быть примерно следующие рекомендации:
расширение кругозора за счет чтения вслух, бесед о происходящих событиях и явлениях и т.п.;
развитие памяти за счет заучивания наизусть, обучение использованию средств при запоминании - ассоциаций, связей и т.п. просьба рассказать о происшедших событиях и ориентация на запоминание, выделение задачи запомнить с целью рассказать потом кому-либо еще о том, что происходит с ребенком в данный момент;
рекомендации по формированию мышления в виде конкретных игр и упражнений, которых описано множество в специальной литературе (обобщения, умение оперировать с числами, операции сравнения, установления закономерностей, логический анализ событий и т.п.);
рекомендации по обучению рассказыванию (по картинкам и пересказы);
упражнения по развитию графических навыков;
упражнения по формированию навыка контроля при копировании;
беседы по формированию адекватной учебной мотивации и снятие страха перед обучением;
повышение уверенности в себе через поддерживающее общение и внушение.
Таких рекомендаций может быть предложено множество, но они должны быть рассчитаны на возможности конкретной семьи в конкретных условиях.
Избыточная подробность информации о ребенке, выдаваемой учителю. Слишком подробный анализ готовности ребенка к школе, основанный лишь на единичном случае контакта психолога с будущим учеником, во-первых, не является достаточным для прогноза успеваемости ( т.к. в ситуации обучения в силу вступают многие факторы, не поддающиеся диагностике при индивидуальном контакте), а во-вторых, может стать опасным из-за формирования установки у учителя по отношению к ребенку. Поэтому, исходя из того же принципа "не навреди", учителю можно давать предварительно только ту информацию, которая ему поможет в организации контакта с ребенком. Более подробная характеристика учащегося складывается при наблюдении на уроках, изучении продуктов его деятельности с использованием результатов тестирования лишь как первичных данных.
Случайное или намеренное разглашение информации о ребенке, проведение публичных собраний с зачитыванием результатов вслух, проведение консультирования в присутствии других родителей и т.п.
Диагностика без согласия родителей.
Необходимо отметить, что при грамотном построении обследования могут быть достигнуты и некоторые коррекционные цели: снятие страха перед школой, повышение уверенности в себе и т.п.
Методы диагностики готовности к школьному обучению
Подбор диагностических методик опирается на те теоретические взгляды, которые разделяет психолог. Моя программа является комплексной и опирается на вышеизложенные теоретические позиции.
познавательная готовность - набор вопросов по ориентировке ребенка во времени, месте жительства и т.п.;
определенный уровень развития познавательных процессов: память исследуется по методике двойной стимуляции, предложенной А.Н.Леонтьевым, речь - с помощью методики "Последовательные картинки" и "Изменение по числам", мышление - с помощью методик «Четвертый лишний», "Закономерности", "Нарисуй человека", исследуется умение выделять состав числа и сформированность операции сравнения;
мотивационная готовность - вопросы о желании ребенка пойти в школу и его причинах;
произвольность - с помощью методики Д.Б.Эльконина "Диктант" и собственной методики "Паровозы" (аналогичной методике Л.А.Венгера "Полянки"), позволяющей выявить умение действовать по образцу, планировать свои действия на несколько шагов вперед и контролировать их. Также учитывается отношение к заданию, мера самостоятельности и уверенности ребенка в своих действиях, его обучаемость и особенности поведения при затруднениях.
Процедура проведения обследования
Для того, чтобы дать качественную оценку степени подготовки ребенка к обучению в школе, необходимо соблюдать следующие правила проведения обследования:
Установить с ребенком необходимый контакт, основанный на доверительном стиле общения, доступно объяснить цель обследования, снять ощущение страха перед обследованием, поддерживать действия ребенка при выполнении заданий, не говорить ребенку о допущенных в ходе тестирования ошибках.
Фиксировать результаты незаметно для ребенка, не вызывая при этом его беспокойства. Эффективно для этих целей использовать заранее заготовленный бланк, в котором лишь ставятся отметки (не оценки) в условных обозначениях. В том банке, однако, должно быть место для фиксации особенностей поведения ребенка в ходе обследования (его отношения к заданию, мера тревожности, самостоятельность-зависимость от экспериментатора, отношение к ошибкам, попытки отвлечься, утомляемость и т.п.) Эти особенности фиксируются лишь в том случае, если они действительно отличают ребенка в том или ином отношении от других детей.
При неуспешном выполнении задания ребенку оказывается дозированная помощь для того, чтобы проверить, находится ли исследуемое действие в зоне ближайшего развития ребенка или не сформировано совсем, какова способность ребенка к обучению. Предлагаются следующие виды оказываемой помощи, которые могут быть отмечены с помощью специальных обозначений в бланке обследования:
1. одобрение, поддержка при выполнении действий;
2. замечания «попробуй еще раз», «выполняй дальше» при регуляции деятельности;
3. вопрос «разве так?» при ошибочном выполнении;
4. вопрос «почему?» с просьбой объяснить причину действия при повторном ошибочном выполнении;
5. повторное объяснение при неправильном понимании инструкции;
6. показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.
После того, как ребенку оказана помощь всех видов, а задание так и остается невыполненным, в бланке ставится отметка о невыполнении задания. Если же на определенном этапе оказания помощи успех достигнут, ставится отметка о выполнении при условии помощи определенной степени.
Если в ходе тестирования психологу пришлось объяснять или демонстрировать правильное исполнение, то для самостоятельного выполнения ребенку дается аналогичное задание.
Если в ходе тестирования ребенок пытается отвлечь психолога и поделиться с ним какой-либо информацией, не относящейся к делу, экспериментатор должен тактично вернуть его к исполнению заданий.
Если ребенок категорически отказывается выполнять задание, что бывает крайне редко, задание требуется заменить на аналогичное или просто отложить его выполнение на некоторое время.
Если тестирование происходит в присутствии родителей, психолог должен уметь тактично пресечь их вмешательство и призвать их занять позицию наблюдателя. Достичь этого возможно только на основе доброжелательного отношения к ребенку.
Оценка результатов обследования
Количественная оценка тестов представляет собой показатель выполненных успешно тестовых заданий или сумму баллов, полученных по каждому заданию в отдельности. Эта оценка нужна в целях сравнения успешности детей, при подборе в классы с обучением по разным программам - то есть в тех случаях, когда важна сопоставимость результатов обследования. Но даже в этих случаях ориентироваться лишь на числовые данные не вполне достаточно. Чаще балльная оценка - лишь показатель, запускающий содержательную интерпретацию. Если по определенному направлению набрано достаточное количество баллов, то можно говорить о высоком уровне сформированности у ребенка той или иной способности. В том случае, если баллов набрано недостаточно - приходится обращаться к тестовому материалу и анализировать причины, вызвавшие этот недобор. При этом учитывается все - количество выполненных заданий, степень помощи ребенку, его обучаемость, особенности поведения во время обследования, отношение к заданию, самостоятельность, реакции на ошибки и т.п.
Для того, чтобы балльная оценка облегчала содержательную интерпретацию можно разбить все тестовые задания на блоки по различным направлениям.
Необходимо отметить, что при разработке программы критерии оценки четко планируются и оговариваются. Например, при оценке навыков чтения это будет выглядеть следующим образом:
1 балл - знает некоторые буквы;
2 балла - знает буквы, но не может сливать слоги;
3 балла - читает слоги слияния;
4 балла - читает медленно;
5 баллов - читает достаточно бегло.
(Данные приводятся не для образца, а в качестве примера построения программ диагностики). В приведенном примере баллы сопоставимы не только у различных испытуемых, но и по разным блокам у одного испытуемого. Если общий показатель низок, далее анализируются данные по блокам и содержательно интерпретируются полученные тестовые данные там, где набрано недостаточное количество баллов. Такая процедура облегчает работу психологу, ускоряя поиск необходимой информации. Итак, качественная оценка опирается в своих основах на количественную, используя ее как средство фиксации результатов.
Качественный анализ результатов тестирования подразумевает не только содержательную интерпретацию балльной оценки, учет ЗБР ребенка, его обучаемости и индивидуальных особенностей. Мы предлагаем учитывать структуру деятельности ребенка, лежащей в основе выполнения тестовых заданий. Для анализа произвольной сферы должна быть смоделирована деятельность по образцу (образец может быть задан вербально или в наглядном плане) с получением материальных или материализованных продуктов - наличие и особенности ее ориентировочного, исполнительного и контрольного компонентов. В данном случае анализ будет касаться не только результата, но и процесса деятельности. Критерии оценки можно представить следующим образом:
1. Функциональный анализ деятельности:
Наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли его с образцом), характер ориентировки (свернутый - развернутый, хаотичноссть - организованность), размер шага ориентировки (мелкий, пооперациональный, или блоками, есть ли предвосхищение и на сколько шагов вперед).
Характеристика исполнительной части - хаотичные пробы и ошибки без анализа результата, без соотнесения с конкретными условиями ситуации или произвольное выполнение, разделенное или самостоятельное действие.
Характеристика контрольной части - замечает ли и исправляет ли ошибки, сам или при помощи взрослого, контроль пошаговый или блоками и т.д.
Структурный анализ деятельности:
проинятие задачи, адекватность принятия задачи, е сохранение и отношение к ней;
пооперациональное выполнение действия и соотнесение с конкретными условиями, план выполнения;
наличие ориентировки, предвосхищения, контроля и оценки, отношение к замечаниям, успеху и неудаче, исправление ошибок;
мера разделенности деятельности;
темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.
Таким образом, невозможно ориентироваться лишь на балльную оценку без содержательной интерпретации, какой бы ни была общая цель исследования. В тоже время качественная интерпретация результатов тестирования опирается на количественную как на средство фиксации информации. Но сама логика построения диагностики с учетом целей, приемов и методов исследования может быть различна. Сухая процедура тестирования с ограничением времени и с фиксацией только лишь верных ответов исключает информацию о величине ЗБР ребенка, его обучаемости, индивидуальных особенностях и процессуальных характеристиках его деятельности, хотя в большинстве случаев именно она может стать опорой для выдачи родителям и учителям необходимых рекомендаций. Для того, чтобы получить возможность качественно проанализировать данные тестирования на готовность к обучению в школе необходимо, следовательно, тщательно распланировать процедуру обследования и создать условия для выявления в процессе диагностики необходимой информации.
Комплексная диагностическая программа для обследования детей на готовность к школьному обучению
Программа состоит из набора диагностических методик, направленных на выявление уровня развития ребенка по всем показателям готовности к школьному обучению.
Блоки готовности Баллы
Память 10
Кругозор, мотивация 10
Произвольность 20
Уровень развития речи 20
Математические способности 20
Обобщения 10
Интеллект («Нарисуй человека») 5
Отношение к заданию 5
Всего 100
УРОВНИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
полная готовность - 90-100 баллов;
готовность есть - 80-90 баллов;
готовность не полная - 70-80 баллов;
ребенок не готов к школе - 60-70 баллов;
задержка развития - ниже 60 баллов