Диагностика сформированности готовности обучающихся к профессиональному самоопределению

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Щигры Курской области»






Диагностика
сформированности готовности обучающихся к профессиональному самоопределению









Педагог-психолог С.В. Сергеева












2016
В «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации. Стандарт общего среднего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Личностные результаты освоения основной образовательной программы, наряду с другими, включают осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
По мнению психологов, важнейшим фактором профессионального развития, профессионального самоопределения является внутренняя сфера личности, ее активность, потребность в полноценной самореализации.
Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала личности в профессиональном труде являются интегративные характеристики: профессиональная направленность, профессиональная компетентность, эмоциональная (поведенческая) гибкость (Л. М. Митина).
С целью изучения готовности к профессиональному самоопределению 10.03.2016 г. среди обучающихся 9-х классов было проведено анкетирование, в котором приняло участие 37 человек.
Анализ ответов девятиклассников на вопрос о том, с какой сферой деятельности вы связываете свою будущую профессию, показал, что большинство выпускников связывают свою будущую профессию с армией и полицией – так ответили 22 человека, что составляет 59,5% от числа всех участников анкетирования, на втором месте «экономика, организация и управление» - 18 человек, что составляет 48,7% от числа всех участников анкетирования, на третьем месте «искусство», эту область выбрали 15 человек, что составляет 40,5% от числа всех участников анкетирования. Другие сферы были распределены следующим образом:
«Психология» – 13 чел. (35,1%);
«Педагогика» – 12 чел. (32,4%);
«Право, юриспруденция» – 12 чел. (32,4%);
«Информационные техника и технологии» – 10 чел. (27,0%);
«Медицина» – 10 чел. (27,0%);
«Сервис, обслуживание населения, услуги» – 9 чел. (24,3%);
«Техника, производство, материальные технологии» – 7 чел. (18,9%);
«Транспорт» – 7 чел. (18,9%);
«Литература, история» – 5 чел. (13,5%);
«Торговля» – 4 чел. (10,8%);
«Фундаментальная наука» – 3 чел. (8,1%);
«Строительство» – 2 чел. (5,4%);
«пока не знаю» – 7 чел. (18,9%).
В ходе исследования был также изучен вопрос об интересах учащихся к определённым школьным предметам. Выпускникам предлагалось оценить нижеперечисленные области знаний по следующим показателям: «очень нравится», «нравится», «не нравится». Полученные результаты представим в таблице:

п/п
Области знаний
Очень нравится
Нравится
Не нравится



количество человек – всего %

1
Математика
6 ч. – 16,2%
23 ч. – 62,2%
8 ч. – 21,6%

2
Русский язык
2 ч. – 5,4%
32 ч. – 86,5%
3 ч. – 8,1%

3
Литература
10 ч. – 27,0%
24 ч. – 64,9%
3 ч. – 8,1%

4
История
11 ч. – 29,7%
20 ч. – 54,1%
5 ч. – 13,5%

5
Обществознание
15 ч. – 40,5%
20 ч. – 54,1%
2 ч. – 5,4%

6
География
5 ч. – 13,5%
22 ч. – 59,5%
9 ч. – 24,3%

7
Биология
6 ч. – 16,2%
22 ч. – 59,5%
9 ч. – 24,3%

8
Физика
5 ч. – 13,5%
17 ч. – 46,0%
14 ч. – 37,8%

9
Химия
11 ч. – 29,7%
18 ч. – 48,7%
8 ч. – 21,6%

10
Технология
10 ч. – 27,0%
11 ч. – 29,7%
18 ч. – 48,7%

11
Иностранный язык
13 ч. – 35,1%
19 ч. – 51,4%
5 ч. – 13,5%

12
Информатика, программирование
11 ч. – 29,7%
17 ч. – 46,0%
7 ч. – 18,9%


Анализ таблицы показал, что большинство девятиклассников отдают предпочтение таким предметам, как обществознание (40,5% от числа всех обучающихся), иностранный язык (35,1%), информатика, химия и история (по 29,7%).
По двум показателям «очень нравится» и «нравится» все предметы можно расположить в порядке убывания общего количества обучающихся, выбравших эти предметы:
Обществознание (95%). 7. Математика (78%).
Русский язык (92%). 8. Химия (78%).
Литература (92%). 9. Биология (76%).
История (86%). 10. География (76%).
Иностранный язык (86%). 11. Физика (62%).
Информатика, программирование (81%). 12. Технология (51%).
После окончания 9 класса выпускники планируют:
- продолжить обучение в школе (универсальный профиль) – 2 чел. (5,4%);
- продолжить обучение в профильных классах – 9 чел. (24,3%);
- продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище – 20 чел. (54,1%);
- пока не знают – 6 чел. (16,2%).
На основании вышеизложенного рекомендуется учитывать предпочтения обучающихся 9-х классов при выборе элективных курсов в 10 классе, а также продолжить работу над формированием профессионального самоопределения учащихся на следующей ступени образования.

22.04.2016г.
15