Методика для выявления уровня заинтересованности в профессии строителя и архитектора


Методика для выявления заинтересованности студентов в приобретаемой профессии
Интернационализация сейчас бурно проникает во все сферы деятельности государства, в том числе и в профессиональную подготовку специалистов. И важным аспектом здесь является качество и эффективность подготовки будущих работников. Основной целью обучения в заведениях среднего и высшего профессионального образования является подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности. На занятиях английского языка будущего специалиста должны научить:
вести беседу, используя при этом технические термины;
деловой переписке;
составлению и переводу технической документации;
беседа на общие темы и использование деловой лексики в разговорах на профессиональные темы;
участие в международных семинарах, конференциях и презентациях.
Однако реальность такова, что современные программы обучения иностранным языкам в ссузах и вузах не дают знаний будущему выпускнику по всем вышеперечисленным пунктам, а лишь повторяют школьную программу и вскользь касаются формирования языковой профессиональной компетенции.
Актуальность темы исследования заключается:
в необходимости выполнения задач поставленных в основных направлениях развития системы образования до 2020 года;
в исследовании и конкретном моделировании процесса воспитания в студентах профессионально значимых качеств посредством английского языка;
в необходимости воспитать в будущих специалистах профессионально значимые качества, а также повысить интерес молодежи к получению рабочей профессии с целью увеличения количества квалифицированных рабочих кадров.
Одним из путей решения этого вопроса может стать внедрение элементов специального курса английского языка в общий курс, что не только повысит престижность подобной работы, но и повысит уровень специалиста до международного.
Однако студенты имеют достаточно большую нагрузку и довольно сжатые сроки обучения, поэтому нет возможности вводить специальные предметы для воспитания в них профессионально значимых качеств. Этим вопросом подробно занимались Е.Г.Шрайбер, Э.Ф. Зеер, О.П. Журавлева, А.С. Колбинцева, А.А. Казанцева, Н. Х. Хакунов, С.А. Хазова, И.К. Гунажоков, Н.В. Корягина. В своих работах они разрабатывали и описывали методы воздействия на учащихся и модели воспитания профессионально заинтересованной личности. Однако ни один из них не рассматривал воспитание профессионально значимых качеств рабочего класса.
Конкретно разработкой спецкурса английского языка занимался Майкл Спенсер, однако в его трудах не вполне затронута педагогическая деятельность, и он совсем не касается вопросов воспитания. К тому же его программа является общей для всех профессий, а мы интересуемся узкоспециальными направлениями «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и «Архитектура».
Непосредственное взаимодействие английского языка и отрасли строительства рассматривали О.П. Корниенко и И.С. Перов. Однако они в основном занимались составлением и упорядочением терминологического сборника и совсем не уделяли внимание воспитанию профессионально ориентированных специалистов.
Проблема заключается в том, что воспитание профессионально значимых качеств у молодежи не рассматривается в конкретном ключе. Учеными выделяются общие положения, которые формулируются на глобальном уровне и не приводят к реальному результату.
К тому же, студенты не заинтересованы получать «обычные» профессии, такие как: строитель, сварщик, геодезист, инженер, слесарь. Понять, что иметь рабочую профессию не зазорно, не дает возникший стереотип о том, что такая работа не престижная. А это в свою очередь увеличивает и без того возросший дефицит рабочих кадров на настоящий момент.
В первую очередь необходимо выявить уровень заинтересованности будущих специалистов в приобретаемой профессии, конкретно по направлениям «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и «Архитектура». Это можно сделать с помощью анкетирования. Для этого нами была разработана следующая методика.
Цель: выявление исходного уровня отношения студентов к профессии.
Анкетируемые: студенты второго курса. (Именно данный курс является наиболее оптимальной аудиторией)
Время: 10-15 минут
Вопросы, предлагаемые для анкетирования:
I like my future job
I think after graduating from college I will continue my education at the university in this way.
My attitude to the job is better than others.
I am interested in my job.
If I had the opportunity to change my job, I would not do it.
I think I will work as chosen specialist in the future.
I read something that into connection with my job.
I have no doubt that my choice is the right one.
If I had the opportunity to choose a job, I would make the same decision.
I am satisfied with my job.
Варианты ответов: Yes – АNo – В Don’t know – С
Расшифровка: ответ A – 0 баллов, ответ B – 5 баллов, ответ C – 10 баллов
Подсчет результатов:
Низкий уровень заинтересованности в профессии: 0 – 25 баллов
Средний уровень заинтересованности в профессии: 25 – 50 баллов
Высокий уровень заинтересованности в профессии: 50 – 100 баллов
На момент анкетирования результаты варьировались. Были опрошены три группы студентов второго курса, примерно по 10 человек в каждой. По результатам: одна из групп стала ведущей, в ней не было выявлено ни одной анкеты с низким уровнем заинтересованности. Ниже приводим диаграмму:

В соответствии с этими результатами нами будет разработана специальная программа по английскому языку с элементами спецкурса для того, чтобы вызвать интерес у студентов к приобретаемой профессии.