Авторская методика выявления уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников Город
Методика выявления уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников «Город»С целью развития группового взаимодействия и умения договариваться, находить общее решение практической задачи, и способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, нами была разработана методика – «Город». Приведем принцип ее проведения и результат.
В основу методики «Город» была взята комплексная методика выявления уровня сформированности коммуникативных действий учащихся Г.А. Цукерман «Рукавичка».
Цель исследования - развитие группового взаимодействия, умения договариваться, находить общее решение поставленной практической задачи.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результатов.
Материал: листы А3, цветные карандаши, пишущие принадлежности.
Ход работы: учитель делит детей на несколько групп (группа 4-5 человек). У каждой группы на столе лист А3 и наборы цветных карандашей. Детям дается задание нарисовать город, например:
изумрудный город;
волшебный город;
город сладостей;
город математики;
умный город;
здоровый город;
город будущего;
город «Чебурашки и друзей».
Пока дети создают свой город, они должны придумать ему название, рассказать о жителях и главной особенности их города. Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело, дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково. По окончанию работы организуется выставка – презентация, на которой дети рассказывают о своих городах их особенностям, и анализируют проделанную работу. Во время рефлексии очень важно спросить у детей, с какими трудностями они столкнулись.
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени раскрытия предложенной темы рисунка;
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
взаимопомощь по ходу рисования;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работает с интересом и удовольствием), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), отрицательное (игнорируют друг друга, сорятся и др.).
Уровни оценивания:
Высокий уровень – рисунки красочные, целиком раскрывают тему. Ответы на предложенные вопросы смогли объяснить. Во время работы в группе не возникло проблем, в ходе рефлексии были отмечены только положительные отзывы;
Средний уровень – рисунки аккуратные, хорошо раскрывают тему. Ответить на вопросы дети смогли, но при объяснении были трудности. Во время работы в группе были небольшие проблеме, которые дети смогли решить без вмешательства учителя. В ходе рефлексии были отмечены как положительные, так и отрицательные отзывы;
Низкий уровень – рисунок не целостный, общую тематику трудно определить. Ответы на вопросы до конца не определены. Во время работы в группе дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своём. В ходе рефлексии дети приводят минусы, которые возникли у них в работе.
Промежуточный уровень – дети, у которых работа в группе не удалась, контакт с группой наладить не удалось, рефлексия не дала желаемого результата. С такими детьми нужно провести индивидуальную беседу, узнать причины неудавшейся деятельности, постараться найти выход, если есть какая-то проблема.