Мастер-класс. Проектирование диагностической работы по оценке уровня сформированности познавательных УУД
Мастер-класс
Тема: Проектирование диагностической работы по оценке уровня сформированности познавательных УУД.
Учитель начальных классов: Скрипник Ольга Петровна.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим перед учителем обозначена проблема разработки диагностики личностных и метапредметных результатов и оценки этих результатов как следствие.
Цель данного мастер – класса показать, как можно спроектировать диагностическую работу по проверке личностных и метапредметных результатов
Мастер-класс: Проектирование диагностической работы по оценке уровня сформированности познавательных УУД.
Добрый день коллеги, начинаем практическую часть по теме: «Проектирование диагностической работы по оценке уровня сформированности познавательных УУД».
Какие же сегодня предлагаются новые «средства учебной деятельности» и «способы усвоения знаний»? Очевидно, это и есть те самые универсальные учебные действия, без которых невозможна успешная учеба, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, становятся основой и залогом успеха ученика, выпускника.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
личностные ууд
регулятивные ууд
познавательные ууд
коммуникативные ууд
Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.
Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых обучающимся предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.
Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя как общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, так и логические действия. Они обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Поэтому я чуть подробнее хотела бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе. К познавательным УУД можно отнести: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.
Перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации.
Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. А к концу обучения в начальной школе дети должны не только уметь использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), но и уметь самостоятельно строить схемы, модели, таблицы, диаграммы и т. п.
Наиболее ярко это можно увидеть на уроках математики. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; обобщать и т.д. С 1-го класса начинается формирование моделирования как универсального учебного действия. Первые представления о взаимосвязи предметной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра». В дальнейшем дети знакомятся с двумя видами построения модели задачи: в виде схемы и в виде таблицы, которые используют при решении задач.
На уроках русского языка также используется моделирование. На этапе обучения грамоте это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении всего курса русского языка при изучении темы «Орфография». Очень хорошо помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и проведя исследовательскую работу изменить или уточнить данную схему.
Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение». Учебники содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду. Умение обосновывать свои суждения: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п.
При изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); Учащиеся приобретают навыки работы с информацией.
Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.
Для того, чтобы проверить как сформированы ууд можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика.
Диагностика – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Как вы думаете, что дают результаты диагностики учителю?
Результаты диагностики в первую очередь дают возможность учителю:
- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;
- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося.
- неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого обучающегося.
Цель нашего практического занятия: составить диагностическую работу уровня сформированности познавательных ууд.
Личностные и метапредметные результаты предлагается определять с помощью 4-х тестов:
- Тест 1. Познавательные УУД;
- Тест 2. Коммуникативные УУД;
- Тест 3. Регулятивные УУД;
- Тест 4. Личностные результаты.
Проводится в форме тестирования, диагностические материалы представляют собой тесты открытого и закрытого характера.
Каждый тест должен состоять из двух вариантов, одинаковых по трудности.
Разработка диагностики включает следующие этапы:
планирование итоговой работы;
разработка заданий;
конструирование проверочной работы;
разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом;
подготовка инструкций по проведению работы.
В рамках нашего практического занятия мы с вами остановимся на выборе заданий для диагностики познавательных УУД.
Задания для диагностики можно брать из разных источников: учебник, дидактический материал, интернет, придумать самостоятельно.
За основу для диагностики мы взяли диагностику метапредметных и личностных результатов начального образования по образовательной системе «Школа России».
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Исходя из этого ставим цель:
Проверить умение определять, какая информация нужна для решения задачи
Проверить умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.
Проверить умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций.
Проверить умение сравнивать и группировать факты и явления.
Проверить умение находить сходство и различие фактов и явлений.
Проверить умение определять причины явлений и событий.
Проверить умение делать выводы на основе обобщения знаний.
Проверить умение представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.
Приведем примеры различных заданий, исходя из поставленных целей.
(Дается задание, предлагается определить умение, которое проверяется)
1. Проверяем умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
На координатной плоскости отмечены точки А (2; 3), В (8; 11), С (14; 9). Достаточно ли у нас информации, чтобы построить четырёхугольник АВСD? Если нет, то какой информации не хватает?
2. Проверяем умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.
Прочитай текст:
«Бросим
друг другу
шпильки подсовывать,
Разведем
изысканный
словесный ажур.
А когда мне
товарищи
предоставят слово, –
Я это слово
и скажу»
(В. Маяковский)
Ты хочешь узнать, что означает слово «ажур» в этом стихотворении?
У тебя есть книги на выбор:
1. Орфографический словарь.
2. Альбом для рукодельниц «Ажурное вязание».
3. Словарь ударений.
4. Л. Успенский «Слово о словах».
5. Э. Д. Варданян «Путешествие в слово».
6. Словарь-пособие «Из истории русских слов».
7. Этимологический словарь.
8. С. И. Ожегов «Толковый словарь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
В каких из них ты сможешь найти нужную информацию? Заполни таблицу, указав номера книг.
Книги, в которых я скорее всего найду ответ
Нужно посмотреть содержание
Книги, в которых я скорее всего не найду ответ
3. Проверяем умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций
Прочитай текст.
Саванны - это тропические степи с высокой травой и отдельными деревьями. Встречаются огромные баобабы, живописные акации и пальмы. Летом наступает сезон дождей. Растения цветут и плодоносят, а звери и птицы приносят потомство. Змеи и ящерицы, наоборот, более активны зимой. Зима в саванне - сухой период, более жаркий, чем лето. В это время некоторые деревья сбрасывают листья. От засухи нередко бывают пожары.
Оцени приведённые ниже суждения и запиши буквы (А, Б, В) в квадратиках рядом с номерами суждений.
A. Верное суждение, и о нём есть информация в тексте.Б. Верное суждение, но о нём нет информации в тексте.
B. Неверное суждение, в тексте есть его опровержение.
В саваннах растут деревья.
Летом змеи и ящерицы более активны, чем зимой.
Зимой в саваннах прохладно.
Часть деревьев в саваннах сбрасывает листья зимой.
Летом растения в саванне цветут и плодоносят.
В полдень солнце в саваннах высоко поднимаетсянад горизонтом.
4. Проверяем умение сравнивать и группировать факты и явления.
Прочитай пословицы разных народов.
1) Осталось дело до завтра – считай, что застряло. (Армянская)
2) Не смейся над старым – сам состаришься. (Японская)
3) Если много таланта – не бойся, что сейчас не везёт. (Китайская)
4) За каждым вечером следует утро. (Турецкая)
5) Бесполезно носить дрова в лес. (Немецкая)
6) И в тихой воде есть крокодилы. (Малайская)
7) Как ты бьёшь в ладоши, так я и танцую. (Абхазская)
8) Много кормчих – корабль разбивается. (Китайская)
Вспомни русские пословицы, закончи их.
Ответ:
А) Сделал дело – __________________________________________________
Б) В тихом омуте черти _____________________________________________
В) Каков вопрос – таков _____________________________________________
Г) Решетом море не ________________________________________________
Д) Не рой яму другому – ____________________________________________
Е) Терпенье и труд _________________________________________________
Ж) У семи нянек дитя без ___________________________________________
З) Утро вечера ____________________________________________________
Постарайся найти для русской пословицы подходящую по смыслу пословицу других народов. Заполни таблицу: поставь соответствующие буквы и цифры.
Ответ:
Русская пословица
Пословица других народов
Проверяем умение находить сходства и различия.
Сравни дождь и снег и ответь на вопросы.
1) В какое время года чаще всего бывают эти осадки?
Дождь - ; снег - _______________
Что общего у этих осадков?
Как выглядит земля, на которую падают снег и дождь?
От дождя земля ; от снега земля __________
Какие из этих осадков используют для игры?______________
Откуда падают снег и дождь?
6. Проверяем умение определять причины явлений, событий.
Прочитай стихотворение Р.Сефа.
Я разбил сегодня вазу.
Но разбил её не сразу
Я вначале влез на стул
И буфет перевернул.
В этом стихотворении описаны события А: Разбил вазу Б. Влез на стул В. Перевернул буфет. Расположи эти события в нужной последовательности и запиши соответствующие буквы.
Первое событие ... Второе событие . Третье событие .
Найди причину и следствие события В, обозначив их буквами:
Причина события В _______________, следствие события В ________________
7. Проверяем умение делать выводы на основе обобщения знаний.
Пингвин считается жизнерадостным, если он умеет кататься на велосипеде, носит очки или ремень и обязательно носит шарфик. В таблице приведены описания пяти пингвинов. Что можно сказать об умении этих пингвинов кататься на велосипеде? Заполни первую колонку: вставь буквы А или Б.
А. Да, умеет. Б. Вывод об умении сделать нельзя.
Умеет ли кататься на велосипеде? (А,Б)
Пингвины
Описание
1.Котя
В очках, с ремнём, с мороженым.
2.Пуся
В очках, в шарфике, с клюшкой.
3.Лёлик
В шарфике, в шапочке, с велосипедом.
4.Муся
С ремнём, в шарфике, с сачком, с мороженым.
5.Туся
С ремнём, в шапочке, с мячом.
8. Проверить умение представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм. Заполни таблицу, используя рисунки. Дай название четвертой колонке таблицы.
Дома
Адрес
Число окон
Число труб
Лесная, д. 2 Ул. Дальняя, д. 7 Ул. Белая, д. 26
А теперь перейдём к практической части нашего мастер-класса и попробуем составить задания для проведения диагностической работы с целью проверки сформированности познавательных УУД.
Для выбора заданий познавательного характера мы выбрали различные дидактические материалы, так как использование только одного учебника на уроках и при подготовке, например, к итоговому тестированию в 4 классе недостаточно, а данные материалы обеспечивают образовательный результат в соответствии с ФГОС через систему упражнений по формированию универсальных учебных действий. (рекомендовано ФГОС)
1гр. Выбирает задания для 1 и 2 цели
2 гр. – для 3,4 цели
3гр. – для 5,6
4 гр. – для 7,8 цели.
Для анализа результатов предусмотрена своя схема (она лежит у вас на столах).
В первой строке каждой схемы анализа указаны номера заданий соответствующего теста, во второй строке - умения, проверяемые этими заданиями. В строках ниже фиксируются результаты выполнения соответствующего варианта теста, проставляется количество баллов, набранных учеником за выполнение заданий теста в соответствии с ключами оценивания заданий.
Последняя строка схемы анализа предназначены для подсчёта общих результатов класса. Вначале указывается максимальный балл, который ученик может получить за выполнение задания. Потом необходимо вписать число учеников, выполнявших тест, подсчитать сумму баллов, которую они могли набрать и которую реально набрали, и перевести её в проценты. Баллы, полученные каждым учеником, не переводятся в отметки и не выставляются в классный журнал. Для учителя и родителей они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ученика и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Увидеть уровень развития можно путём сопоставления результатов каждого ученика с его собственными предыдущими результатами.
- Итак, в результате проделанной работы у нас получилась диагностика по проверке познавательных универсальных учебных действий.
Приложение.
Памятка для учителя
Как помочь ученику освоить УУД?
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД делятся на четыре основные группы:
Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая саморегуляция.
Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Познавательные УУД:
1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)
2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний
3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Коммуникативные УУД: 1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «не стандартах уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.
3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.
4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;
6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Регулятивные УУД:
1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
3. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Рисунок 3Рисунок 4Заголовок 215