Технологическая карта урока русского языка по теме САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ (4 класс УМК Школа России)
Урок 36 Самостоятельные и служебные части речи.Морфологические признаки частей речи
Тип урока
Освоение нового материала
Педагогические задачи
Создать условия для ознакомления с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи; способствовать развитию умения находить самостоятельные и служебные части речи в тексте; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты
Познакомятся с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; научатся находить самостоятельные и слу-
жебные части речи в тексте; называть и определять морфологические признаки частей речи (имени существительного,
имени прилагательного, имени числительного, глагола, предлога, союза); подбирать по данным вопросам имена прилагательные, имена существительные, имена числительные, глаголы; рассказывать о частях речи по таблице и схеме
Метапредметные УУД
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результаты
Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
учащегося
1
2
3
4
I. Организация начала урока
Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ваши улыбки – пожелание удачной работы на уроке
Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)
Принимать и сохранять организационные задачи
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Выполняют звуко-буквенный разбор слова.
(См. РМ, Приложение 1.)
Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную
цель и задачу. Дополнять, уточнять выс-
Минутка чистописания.
Проводит минутку чистописания.
– Запишите буквосочетания.
– Какие звуки обозначают буквы «с», «е»?
– Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы.
Выполняют чистописание.
Весна красна цветами, осень – плодами, а зима – снегами.
Работа над словами с непроверяемым написанием
Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
– Прочитайте ребусы. Запишите словарные слова в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
одиннадцать
двенадцать
Записывают словарные слова в индивидуальный словарик.
к
о
д
и
н
н
а
д
ц
а
т
ь
л
е
с
я
т
ь
м
д
в
е
н
а
д
ц
а
т
ь
с
е
я
с
ц
я
е
т
в
ь
казанные мнения по существу полученного задания. Анализировать, находить
общее и различия, делать выводы
пятнадцать
п
п
я
т
н
а
д
ц
а
т
ь
т
е
ь
с
я
т
ь
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
Мы познакомимся с
Мы узнаем
Мы вспомним
Мы будем уметь
Мы сможем поразмышлять
– Вспомните, что вы знаете по этой теме. Что хотите еще узнать, чему хотите научиться?
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
Что знаем
Что хотим узнать
Какие части речи относятся к самостоятельным
и служебным;
почему они получили такое название;
каким словам противопоставлены служебные части речи
В чем существенное отличие служебных частей речи от самостоятельных;
какова функция служебных частей речи
Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Рассказывает дидактическую сказку.
– В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными. Другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным: помогали словам в предложении принять нужную форму, связывали слова в предложении и части предложения, вносили в предложение дополнительный смысл. А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.
– Вспомните, по какому принципу противопоставляются самостоятельные и служебные части речи. Для этого ответьте на вопросы: есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение? Могут ли изменяться самостоятельные и служебные части речи грамматически? Какие синтаксические функции выполняют самостоятельные и служебные части речи?
– Однажды в королевстве был парад, и Части речи должны были построиться в две колонны: Самостоятельные и Служебные. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые
Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-
нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Отвечают на вопросы и делают выводы.
У самостоятельных частей речи есть лексическое значение, оно зафиксировано в словаре, у служебных нет.
Самостоятельные частей речи преимущественно изменяются (у наречий и слов категории состояния это степени сравнения); служебные части речи не изменяются.
Самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения; служебные части речи не могут быть членами предложения – они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения.
Делят слова на две группы.
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Розы, играть, весело, красивый, они
На, а, у, без, но, и, по, к
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою
позицию. Планировать свое
действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять контроль
по результату
и нужные! Но части речи очень волновались: правильно ли они встали в колонны?
– Давайте поможем частям речи разделиться на две колоны: самостоятельные и служебные части речи.
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 111)
– Прочитайте. Назовите сказку. («Сказка о рыбаке
и рыбке» А. С. Пушкина.)
– Спишите. Укажите над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является.
– Найдите и подчеркните служебные слова. Скажите, какую роль они выполняют в предложении?
Списывают отрывок из сказки А. С. Пушкина. Указывают части речи. Объясняют значение устаревших слов. (См. РМ, Приложение 2.)
V. Первичное закрепление знаний.
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 112)
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте загадку. Какие слова пропущены?
(Союзы и предлоги.)
– Какую роль выполняют предлоги в русском языке?
– Какую роль выполняют союзы?
– Спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги и союзы. Запишите отгадку к загадке
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Списывают загадку, вставляя пропущенные предлоги и союзы. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «дуб». (См. РМ, Приложение 2.)
Согласовывать усилия по решению учебной задачи
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обоб-
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Вспомните по таблице «Самостоятельные части речи», что обозначают изученные части речи и на
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.
Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собе-
щению приобретенных знаний и умений.
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 113).
какие вопросы отвечают. Приведите свои примеры данных частей речи.
– На какие еще вопросы могут отвечать имена существительные?
– На какие еще вопросы могут отвечать имена прилагательные?
– На какие еще вопросы могут отвечать глаголы?
– Выпишите из толкового словаря учебника любое имя существительное и толкование этого слова.
Составляют схему «Части речи».
(См. РМ, Приложение 3.)
седника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою
точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Работа по карточкам
Организует работу по карточкам
– Прочитайте задание. Соедините линией названия частей речи и их определения.
– Подберите слова указанных частей речи. Запишите их, над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.
Выполняют задание.
(См. РМ, Приложение 4.)
– Прочитайте задание . Подберите и запишите имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, глаголы, которые отвечают на данные вопросы. Запишите известные вам местоимения и предлоги
Записывают части речи.
(См. РМ, Приложение 4.)
VII. Итог урока. Рефлексия
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что узнали на уроке, чему новому учились?
– Как можно разграничить самостоятельные и служебные части речи?
– Какие виды работ мы выполнили на уроке?
– Кто был активен на протяжении всего урока?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Изобразите свое настроение в улыбке солнышка, которое мне хотелось бы вам подарить за хорошую работу.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.
– Узнали, в чем существенное отличие служебных частей речи от самостоятельных: они не имеют обобщенного грамматического значения, морфологических признаков, самостоятельной синтаксической роли. Научились находить в тексте служебные части речи и определять их функции.
– Самостоятельные части речи имеют обобщенное грамматическое значение, служебные части речи не имеют обобщенного грамматического значения; самостоятельные части речи имеют морфологические признаки, служебные части речи не имеют морфологических признаков; самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения, служебные части речи не могут быть членами предложения, они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения.
Получают изображение солнышка и дорисовывают улыбку: радостную или грустную. Учитель может судить о настроении учеников и в свою очередь дарит детям свое солнышко с улыбкой
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
– Сегодня вы узнали много нового и очень порадовали меня. Спасибо вам за работу!
Домашнее
задание
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить упражнение 114 в учебнике
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 515