Творчество учащихся и исследовательская деятельность на уроках литературы — средство (инструмент) выявления, развития одарённых детей.


Учитель русского языка и литературы
МКОУ Целинная СОШ Коченёвского района
Запольская Татьяна Сергеевна
Май, 2016 год
Творчество  учащихся и исследовательская деятельность на уроках литературы  - средство (инструмент) выявления, развития одарённых детей.
Стимулирование детского творчества является одной из приоритетных задач личностного развития современного школьника. Осознание значения русской литературы, как средства постижения мира, себя в современном обществе, влияние образов литературных героев и сценариев художественных произведений на становление гражданина России – позиции, которые актуальны для меня, как учителя словесности в целом.
Если говорить о фундаменте, на котором строятся уроки литературы, для формирования именно такой личности, то здесь следует обратить внимание на:
Реализацию системно-деятельностного подхода, который предполагает постепенное становление ученика в позициях слушателя, читателя, исследователя, активизацию познавательной деятельности каждого учащегося, формирование мотивации к достижению учебных результатов.
Реализацию личностного подхода, когда ученик проявляет себя в учете возрастных и индивидуальных особенностей.
Духовно-нравственное воспитание (та основа, на мой взгляд, которая способна сыграть решающую роль в становлении личности) направлено на усвоение учащимися понятий нравственного содержания, осознание нравственной проблематики гуманитарного знания; формирование эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 портрет выпускника был прописан следующими подпунктами в пункте 6, на которые нам, учителям литературы следует, на мой взгляд, обратить особое внимание, несмотря на вводимые постоянно изменения. Кроме того, хотелось бы прокомментировать моё понимание изложенного, а также проговорить то, как мы реализуем со школьниками данные подпункты, тем самым раскрывая ребят (их внутренний мир, способности) добиваемся поставленных целей.
Итак, в портрете выпускника прописано:
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.
Т. е. ученик, который усвоил раздел фольклора и устного народного творчества на уроках литературы, кроме того на внеклассном чтении заинтересовался поэтами и писателями своего края, и возможно, провёл исследовательскую работу в этой области. Кроме того, при необходимости, может включиться в любую традиционное русское празднование, согласно культурно – обрядовой традиции и являться носителем этих традиций для следующих поколений.
Что мы делаем на уроках литературы, к чему стремимся, и каким образом получили уже некоторые результаты для реализации данного пункта?
Конечно же, как и все по программе мы изучаем разделы и произведения, работающие на это положение о выпускнике. Но! В данном случае мы много работаем интерактивно: включение игр с ребятами в урок, обязательно с предварительным мини-исследованием, выполнение Smart тестов с взаимопроверкой и самопроверкой. Класс всегда получает кроме общего задания, которое обязательно для исполнения, дополнительное индивидуальное, например, прочитать выдержки по психологии, для объяснения поведения одноклассников во время инсценировки. Вне зависимости от класса, 5 или старше, мы рисуем. (С собой привезу несколько холстов, картин старшеклассников). Создание рисунков, картин, репродукций – чаще всего тоже индивидуальное задание, выдаётся заранее. Литературные вечера особенно яркими становятся по фольклорной тематике. (Фото, видеоролики) Так, во время происходящего на уроках, мы выявили школьников, готовых и занимающихся теперь исследовательскими работами по фольклору. В этом году ученица 8 класса МКОУ Целинной СОШ заняла 3 место на очной XVII Всероссийской конференции для старшеклассников в городе Томске. Более того, после конференции детям даны были советы для дальнейшего развития теми членами жюри - профессорами, старшими преподавателями ВУЗов г. Томска в гуманитарной области, культурологи и психологии. Таким образом, учащиеся ещё больше утвердились в своём желании работать в данном направлении. А результаты всероссийского уровня вдохновили ребят других классов для занятия исследовательской деятельностью. Для этого мы проводим пресс – конференции, на которых ученики делятся опытом выступлений, своими внутренними чувствами и эмоциями об участии в подобных мероприятиях, начиная со слов, например: «В три часа ночи мы сели в такси. Так началось наше путешествие, за время которого произошло множество открытий…»
Ещё один из подпунктов, современный выпускник - это человек, осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.
Ценность человеческой жизни на уроках литературы, чаще всего проговаривается через произведения о войне. И здесь, очень важны встречи с живыми людьми, либо, хочу предложить ещё один из вариантов осознания. В прошлом году мы с ребятами создали цикл газет на тему: «Война и дети». Каждому классу была дан определённый раздел, например, «Дети –партизаны», «Молодая гвардия». Мы создали небольшую выставку из получившихся газет и фотографий, экскурсоводами были ребята – представители от классов. Учащиеся на переменах проводили экскурсии. Так мы выявили ребят, которые бы хотели заняться журналистикой и писать о ценностях в человеческой жизни и восприятия этих ценностей школьниками. Хотелось бы отметить, что о «Молодой гвардии» ребята рассказывали так, что на глазах слушателей наворачивались слёзы. На мой взгляд, только таким образом, пропустив горе и счастье через себя, приходит осознание ценностей жизни. Важным результатом подобной работы стало и то, что желание попробовать себя в роли журналиста и участие в отборочном этапе «Ломоносовского обоза – 2016» помогло ученице 9 класса МКОУ Целинной СОШ войти в 100 лучших учеников России, по мнению жюри МГУ им. Ломоносова. Девушка написала эссе, и, пройдя отборочный тур, почти из 6000 заявок получила право на путешествие из Архангельска в Москву с 1 по 13 апреля, представляя Новосибирскую область в образовательном проекте. Её поездка была поддержана отделом образования Кочёневского района, мэрией г. Новосибирска и Администрацией Новосибирской области. Ученице и сопровождающему была оплачена дорога до Москвы и обратно. Всё последующее путешествие оплачивала принимающая сторона (МГУ).
Думаю, что после подобных примеров, о приёмах работы с детьми на уроках литературы последующие пункты будут рассматриваться, как естественно реализуемые.
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
Особо хочу отметить слово Отечество в последнем пункте. В этом году, ученица 11 класса, участвуя в конкурсе «Ученик года» рассказала зрителям и жюри о 5 произведениях, изменивших её жизнь, инсценируя каждый отрывок. На мой вопрос, почему именно эти строки выбрала девушка (из А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Л. Н. Толстого «Война и мир», Е. Евтушенко «Цветы и пули», С. Есенина «Чёрный человек», В. Высоцкого «Песня о друге») она ответила просто: «Потому что в них я, мои друзья, мои предки, моя родина и наше Отечество». На мой взгляд, очень важно, что выпускница в данном случае это самое слово, понятие «Отечество» произнёсла не для пафоса и значимости своего ответа, а просто потому, что теперь это её составляющая как личности, которая осознаёт себя русской.