«Учебно — исследовательская деятельность в УДО, как средство развития личностных качеств обучающихся»

МБУДО
"Станция юных натуралистов"
АГО






Методическая разработка
занятие к теме:
«Учебно - исследовательская деятельность
в УДО, как средство развития личностных качеств обучающихся»









Исполнитель:
педагог дополнительного образования
МБУДО СЮН
Бабенкова Алёна Ивановна
1 квалификационная категория







Асбест
2015 г.
«Учебно - исследовательская деятельность в УДО, как средство развития личностных качеств школьников»

«Исследование и образование почти не отделимы друг от друга и чаще всего страдают от взаимной разобщенности.
исследование питают преподавание, а преподавание
необходимо для того, чтобы факел науки переходил
от предыдущего поколения к последующему»
Луи де Бройль, физик, лауреат Нобелевской премии
Стратегическая цель дополнительного образования –создание условий для личностного развития детей и подростков, развития их творческих и коммуникативных способностей, самостоятельности и самоопределения, социальной адаптации и компетентности в современных социально- экономических условиях. Педагогам дополнительного образования - необходимо реализовать эти цели как можно более качественно, а это возможно только при наличии постоянного контингента воспитанников. Перед каждым педагогом встаёт проблема сохранения контингента и каждый её решает по своему.
В детское объединение ребёнок идёт по одной из следующих причин: 1)интерес, 2) любимое дело, 3) любимый коллектив, 4) любимый учитель, 5) возможность самореализации. Такая возможность предоставляется воспитанникам через участие в конкурсах фестивальных движений, внутристанционных, городских и областных. Как правило, это конкурсы рисунков, поделок, проектов, учебно – исследовательских работ. Необходимо с первых же дней появления ребёнка в коллективе занять его помимо учёбы, важным и интересным делом. Даже небольшие результаты окрыляют ребят.
Яркие положительные эмоции оставляют след в душе ребёнка на многие месяцы, а там уже и к коллективу привык, и педагог полюбился, и интерес к растениям или животным развился. У младших школьников существует масса проблем личностного развития: недостаточный уровень сформированности таких качеств, как ответственность, трудолюбие, самостоятельность, целеустремлённость, толерантность.
Проектные методы обучения дают возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Занимаясь учебно – исследовательской деятельностью на постоянной основе, можно отметить, что именно эта деятельность развивает чувство ответственности, ведёт к самооценке личностных качеств, как способствующих успеху (целеустремлённость, трудолюбие, порядочность, общительность, терпимость, образованность), так и мешающих достичь успеха в выстраивании жизненных планов (лень, инертность, безынициативность, нетерпимость и т.д.) Исследовательские методы в обучении дают возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. 
Исследование - это не просто экспериментирование, оно включает в себя гораздо больше составляющих. Кроме собственно экспериментирования, сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать, то есть работать на теоретическом уровне.
Исследование предполагает постановку проблемы, выдвижение гипотезы, ее проверку и анализ результатов. Кроме того, исследовательская деятельность требует от исследователя корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Я считаю, чем раньше начинаешь учить детей организовывать свою исследовательскую деятельность, тем выше будут их результаты. Даже младшие школьники способны формулировать проблемы и строить гипотезы. Почему же нет? Проблема это только звучит страшно. А вдуматься: что лежит в основе постановки проблемы? Умение задавать вопросы. Вопросы «почему?» очень непродуктивные вопросы. Они могут задаваться на итоговом этапе исследовательской работы. Поэтому такие вопросы не предполагают творческого поиска и заведомо примитивизируют ответ. Необходимо учить ребят задавать вопросы, которые начинаются со слов «как?», «что?», «где?», «откуда?». Задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Могут ли дети 10 – 12 лет строить гипотезы?
Я в работе с детьми стимулирую их к созданию гипотез по принципу «чем больше, тем лучше». Здесь годятся фантастические идеи, и даже провокационные гипотезы. Во-первых, я рассказываю детям, что есть такое слово «гипотеза». Объясняю, что оно значит. Затем они запоминают: гипотеза обычно начинается с определенных слов: может быть, а что если, допустим, предположим. Умение выдвигать гипотезы, тесно связано с умением ставить вопросы и искать на них ответы различными способами. Так что с детьми 10 – 12 лет с можно заниматься исследовательской деятельностью и она не будет отличаться от той схемы, по которой обычно действует взрослый ученый.
Исследование - это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний. Многие до сих пор полагают, что исследователем человек может стать только тогда, когда «обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество». Но в том-то и секрет, что способность к исследовательской деятельности скорее не возникает с годами, а исчезает. Вообще такая способность для человека является врожденной. Высокий уровень поисковой активности это видовое отличие человечества как вида. Оно базируется на рефлексе. И животным в природе свойственна поисковая активность. Но у них она связана с удовлетворением потребности в пище и в продолжении рода. А у человека эта потребность реализуется странным образом избыточно.
Когда потребности в пище, в безопасности, в продолжении рода удовлетворены, у человека, в отличие от животных, поисковая активность не исчезает. Она продолжает искать для себя выхода. И реализуется в том, что мы называем творчеством. Творчество квинтэссенция исследовательской деятельности, ее ядро. Исследователь, безусловно, творец. И не имеет значения, что именно он исследует: движение небесных светил, особенности прорастания семян или эффекты от смешивания красок. У разных людей потребность к исследовательской деятельности обладает различной степенью выраженности. И не последнюю роль здесь играют окружающая среда и условия развития в детстве.
Содержание программ дополнительного образования: "Юные кактусоводы", "Зелёная архитектура", которые я реализую в своём творческом объединении, направлено на экологическое воспитание личности, её всестороннее развитие. Исследовательская деятельность в кружке начинается с первых дней занятий и продолжается в течение всего учебного года. Так уже с первых дней записи в кружок, когда проводятся ознакомительные экскурсии, ребёнок попадает в новую среду, которую надо обследовать и исследовать. Это и само здание станции юннатов, и теплица, и кабинет творческого объединения.
В кабинете ребёнок продолжает исследование: это и коллекция кактусов и суккулентов, и библиотека книг о растениях и дидактические и раздаточные карточки, специализированные игры. Всё для него ново и необычно. Многие темы программы «Юные кактусоводы» я направляю на исследовательскую деятельность. При изучении такой темы, как «Содержание суккулентных растений в коллекции», предлагаю воспитанникам исследование их квартиры. Ребятам становится необходимым определить: экспозицию окон в квартире по отношению к сторонам света, ширину подоконников, длину светового дня, затеняющие факторы, температуру на подоконнике днём и ночью, примерную влажность воздуха. Затем по таблице они сами определяют ассортимент растений, которые могут себе позволить. Тема «Сроки вегетации и покоя» предопределяет сезонную расстановку растений в коллекции по требованиям к освещению и температурам. Воспитанники делают эскизы и рационализаторские предложения по защитным экранам для суккулентов от тёплого воздуха помещений в зимнее время. Готовых решений я им не даю, поэтому, вид материала, его размеры, крепление, изготовление и установка экранов являются настоящей проектно-исследовательской деятельностью.
По прохождению темы «Обзор флоры суккулентов различных географических районов», я предлагаю обучающимся нарисовать и заполнить карту: «Распространение суккулентных растений». Эта работа требует обобщения всех полученных знаний, умения работать в команде, целеустремлённость.
При изучении темы «Краткие сведения о систематике растений» мои воспитанники делают справочную картотеку по видам каждого семейства, кто-то находит в книгах описание, иллюстрации, кто–то пишет, кто–то делает рисунок. В процессе этой исследовательской деятельности я диагностирую деятельностные предпочтения воспитанников.
Тема «Вредители и болезни комнатных растений» начинается с поиска детьми больных и угнетённых растений в теплице СЮН среди сотен коллекционных растений. Вооружившись лупами, ребята чувствуют себя настоящими исследователями природы. В дальнейшем выбранные детьми растения исследуются и лечатся. Мы с ребятами применяем экологически безопасные методы борьбы с вредителями: механический – с помощью воды и щёток и обработку настоями таких растений, как лук, чеснок, ромашка. Всё это развивает такие личностные качества, как ответственность и трудолюбие.
Такая практическая деятельность, как: работа с микроскопом, с географическими картами, книгами, определителями, словарями, гербариями, является настоящей исследовательской работой.
У нас достаточно много конкурсов и проектных работ, посвященных природе родного края и приятно, что дети изучают климат нашего района даже применительно к культуре суккулентных растений. Например, выполняется сегодня достаточно интересная работа, посвященная культуре кактусов, переносящих зимовку с отрицательными температурами.
Педагог – это прежде всего организатор и консультант процесса активного освоения воспитанником новых исследовательских компетенций. Я помогаю познавательный интерес ученика перевести в проектную технологическую плоскость. Организую совместное обсуждение проблемы, консультирую по выбору методологического аппарата исследования и методам его проведения. Всё остальное воспитанник делает сам, проявляя целеустремлённость, ответственность, предприимчивость.
Педагогически целесообразный подход в организации учебно-исследовательской деятельности, как социально-значимой и практико-ориентированной позволяет учащимся реализовать возможности социальной адаптации. Это и человеческие отношение между учителем и учащимся на основе духа партнёрства, свободы выбора, это и тесные контакты с родителями и социальной средой. Это и отношения со сверстниками на основе общности интересов, терпимости, взаимопомощи, а также воспитание в духе общности и социальной ответственности, самовоспитание, оптимистический настрой, переживание успеха, радости. Система включения учеников в исследовательскую деятельность построена таким образом, что постепенно год за годом ребята осваивают коммуникативные умения.
Научно–практические конференции предопределяют воспитанникам средних классов презентовать результаты своих учебно – исследовательских работ, в виде публичных пристендовых защит. В каких только социальных и деятельностных ролях не приходится побывать юннатам в процессе работы над проектом: разработчик, аналитик, оратор, наблюдатель, экспериментатор, исследователь, технолог, эксперт, собеседник, слушатель, критик, оформитель, художник, писатель, библиограф, биолог, эколог, географ, натуралист, докладчик.
В моём детском объединении в исследовательскую работу вовлекаются ученики, начиная с первого года обучения. Хочу заметить, что воспитанники младших и средних классов охотно берутся за проекты, отличаются незаурядностью в выборе тем исследования, смелостью в методах решения поставленных задач и формулировке выводов. У младших школьников формируются представления о различных источниках информации. Когда мы обсуждаем какую-нибудь тему в исследовательской группе, мы используем все возможные источники: книги, журналы и энциклопедии, видеоматериалы, компьютер и интернет. Ну а главный источник информации для ребенка, конечно, взрослые, ребята обычно говорят: «Я могу спросить у родителей или знакомых». Задание было собрать как можно больше исходного материала, который потом был изучен и найдена единственная оптимальная по всем параметрам идея.
Всё это, я считаю, оказывает влияние на коммуникативный потенциал личности, который оценивается степенью общительности и ответственности не только за себя, но и за своих товарищей.
Выявление уровня развития и особенностей личности - задача диагностики. Диагностика для педагога - это один из наиболее эффективных способов получения объективных знаний об индивидуальных особенностях учащихся, позволяющих оптимально решить задачи воспитания и обучения. Основными формами и методами диагностики личностных качеств обучающихся в условиях УДО является наблюдение, опросные методы- устные и письменные: беседа, анкетирование, тестирование, творческие, интеллектуальные, психологические игры.
Так на первом этапе формирования групп, проводится входная диагностика сформированности экологической культуры (Моисеева Р.В. Колтунова И.Р. «Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников). Эта диагностика показала, кроме того, такие личностные качества, как: любознательность, сочувствие, самостоятельность, гражданскую ответственность, аналитические способности. Результат определил средний уровень сформированности экологических отношений у воспитанников и недостаток развития таких личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, трудолюбие. В конце учебного года вновь проведена подобная диагностика для оценки полученного образования и воспитания. Я пронаблюдала за обучающимися, активно участвующими в исследовательской деятельности. Это творческая группа из десяти человек. посещающими творческое объединение более трёх лет. Контроль за этой группой проводился в течение года, как текущий систематическая проверка знаний, умений и навыков, подразумевающая оценивание результатов обучения и воспитания на каждом занятии, так и периодический оценка знаний по итогам изучения крупных разделов программы. Развитие качеств личности контролировалось через анкетирование и тестирование. Так «Диагностика уровня сформированности трудолюбия и ответственности» показала у этой группы воспитанников высокий 3 уровень развития этих качеств. Также « Диагностика потребности в общении» показала уровень развития этих качеств – «выше среднего».
Также результатом наполнения образовательной программы учебно – исследовательской деятельностью стало повышение сохранения контингента. Так среди тех, кто непосредственно занимается исследовательскими проектами сохранность составляет -100%, среди остального контингента – 65%.
Таким образом, исходя из результатов мониторинга, учебно – исследовательская деятельность является школой социального общения и личностного развития, это школа культуры интеллектуального труда, которая способствует актуализации интереса к процессу познания; развитию у воспитанников представлений о различных областях знаний и деятельности; развитию творческой, коммуникативной, интеллектуальной инициативы; обучению новым информационным технологиям и средствам коммуникации; созданию предпосылок для развития научно – практического образа мышления; формированию реального авторитета преподавателя; развитию языковой культуры и культуры общения; профессиональному, личностному, социальному самоопределению.








Литература:
Гуров В.Н. Селюкова Л.Я. Социализация личности. – Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993.
Дополнительное экологическое образование: пути социализации личности ребёнка/ Сборник тезисов докладов – Екатеринбург: Объединение «Дворец молодёжи», 2002..
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: ИЦ «Академия», 1996.
Ильина Е.Я., Стерлигова Е.И. Комнатные растения и их использование в интерьере. – Свердловск: изд-во ун-та, 1991.
Кравченко А.И. Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. С-Петербург: Питер, 2003.
Могильникова В.М. Цветовод–декоратор /учебная программа. – Екатеринбург: Объединение «Дворец молодёжи», 1998.
Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. – М.: Просвещение, 1983.
Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. – М: Просвещение, 1975.
Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515