Урок по литературному чтению на тему К.Чуковский Федорино горе
Учитель: И.В.Кузьмина
Класс: 2
Тема: К. И. Чуковский. «Федорино горе»
Цель: продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского; формировать умение анализировать развитие действия, учить устанавливать последовательность действий в произведении; дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения; развивать способность анализировать текст произведения, сопоставлять иллюстрации с соответствующим отрывком произведения; продолжить работу над выразительным чтением и развитием речи; учить детей чувствовать образный язык художественного произведения; развивать образное мышление и творческое воображение учащихся, интерес к художественной литературе; тренировать навык осмысленного и выразительного чтения; прививать любовь к чтению; воспитывать бережное отношение к домашней утвари и чистоплотность.
Оборудование: портрет писателя, запись оперы «Мойдодыр», иллюстрации к сказке, выставка из сказок К. Чуковского
Тип урока: комбинированный
Ход урока
І.Организационный момент
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Будем руки поднимать
Чётко, бойко отвечать.
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1.Проверка домашнего задания
Конкурс чтецов
2.Речевая разминка
Та-та-та-в нашем классе чистота.
Ят-ят-ят-парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют-очень любим мы уют.
ІІІ.Мотивация учебной деятельности
- Ребята, о чём нам рассказывает чистоговорка?
1.Отгадывание загадок
(Звучит увертюра к опере «Мойдодыр». На ее фоне учитель читает строки из сказки)
а) Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперед.
б) Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.
в) Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
· Ребята, вам знакомы эти строки? Кто их автор?
- Как вы думаете, какая будет сегодня тема нашего урока?
2.Сообщение темы и цели урока
-Сегодня мы с вами будем работать над сказкой Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе», учиться выразительно читать, давать оценку персонажам, отвечать на вопросы, решать тест.
ІV. Изучение нового материала
1.Знакомство с творчеством писателя
· А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком?
(Родился 31 марта 1882г в Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков. Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхгаузена”. Отличался большим трудолюбием)
Ираклий Андроников писал: “Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”.
Послушайте, как возникла сказка К.И.Чуковского "Федорино горе". Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".
2.Физкультминутка
В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят.
3.Работа над сказкой «Федорино горе»
· Сейчас мы с вами тоже прочитаем об одной бабушке, про которую поведал нам Корней Чуковский.
1)Словарная работа
Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей. Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи. Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем. Ушат - небольшая кадка с ушами.
2)Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми
3)Беседа по содержанию сказки
· Понравилась ли вам сказка?
· Что особенно запомнилось?
· Что было смешного?
· А что грустно?
· Жалко ли вам Федору? Почему?
- Какое же горе случилось с Федорой?
- Почему это произошло?
- Для кого была написана эта сказка?
- Для чего она была написана, как вы думаете?
- А почему это стихотворение названо сказкой?
- Назовите главных персонажей в этой сказке?
- Зачем сказочник превращает стаканы, чайники, кофейники в живые существа?
-Зачем он вводит в сказку такие слова: «дзынь – ля – ля!», «бу – бу –бу!»?
- С какого эпизода начинаются события в сказке?
- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?
4)Метод «Ассоциации»
- Какой Федора была в начале сказки и какой стала в конце сказки? Чем закончилась сказка?
Начало
неряшливая
ленивая
злая
Конец
заботливая
ласковая
добрая
5)Выборочное чтение
-Найдите и прочитайте строки, в которых содержится ответ на вопрос:
-Почему Федору постигло горе?
5. Игра «Вставь пропущенное слово»
И сказала скалка:
«Мне Федору жалко»
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка»
И сказали блюдца:
«Надо бывернуться»
И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги»
4.Физкультминутка для глаз «Любопытная Варвара», «Бабочки»
5.Работа в группе. Чтение сказки по ролям (каждой группе даётся отрывок, распределение ролей и чтение)
6.Дыхательная гимнастика
- Тяжело было бежать посуде, устала давайте сделаем остановочку и отдохнём.
Представьте, что вы в гостях перед вами стоит празднично – накрытый стол, красивая посуда посреди стола торт со свечами. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечей. (3 раза). А нашей посуде захочется убежать из класса?
V. Закрепление нового материала
Тест.
1. Как звали главную героиню сказки?
А) Мария Николаевна
Б) Федора Егоровна
В) Елизавета Васильевна
2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?
А) Корова
Б) Коза
В) Свинья
3. Как скакали тарелки?
А) как зайцы
Б) как белки
В) как кенгуру
4. Кто остался в доме у Федоры?
А) кошки
Б) тараканы
В) попугай
5. Что делала Федора, когда звала посуду домой?
А) читала стихи
Б) пела тихую песню
6. На чем стоял самовар в конце сказки?
А) на столе с белой скатертью
Б) на подоконнике
В) на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке
VI. Итог урока. Приём «Микрофон»
- Говорят: сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
- Какой урок можно вынести из этой истории?
- Что вы делаете для того, чтобы у вас в доме был порядок.
-Наше знакомство со сказкой не закончилось. Мы продолжим работу над стихотворением «Федорино горе». Девиз следующего урока: «Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе, надо порядок поддерживать в доме».
VII. Домашнее задание
Выразительное чтение сказки.
Написать Федоре Егоровне письмо, в котором вы выскажите своё отношение к её поступку.
Дорогая Федора! Пишет тебе ____________
15