Технологическая карта по литературному чтению на тему К.И. Чуковский «Федорино горе» (2 класс)
Схема технологической карты урока
Дата проведения: 25.01.2017
Класс: 2 «а»
Образовательная программа: Школа России
Тема: К.И. Чуковский «Федорино горе»
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий (изучение нового материала)
Планируемые предметные результаты:
Цель:
Продолжать знакомство учащихся с творчеством К.И. Чуковского.
Формировать читательский кругозор учащихся, навыки осмысленного и выразительного чтения.
Развивать образное и ассоциативное мышление.
Формировать внимательное отношение к слову, уметь подтверждать свое мнение выдержками из текста.
Воспитывать на примере произведения К.И. Чуковского ответственность, аккуратность, стремление к чистоте и порядку.
Задачи:
1. Познавательная: познакомить учащихся с авторской сказкой «Федорино горе», совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность.
2. Развивающая: развивать и обогащать речь учащихся, развивать образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения, рассуждать о прочитанном.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви, добра и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: умение характеризовать героя, используя антонимы, объяснять лексическое значение некоторых слов , умение прогнозировать содержание произведения по его названию, умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы.
Коммуникативные: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения, умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывания партнера.
Планируемые личностные результаты:
1. Развить интерес к урокам литературного чтения.
2. Уметь формировать свои эмоционально-оценочные суждения, воспитывать нравственное сознание и чувство сопереживания.
3. Бережно относиться к окружающим нас вещам, аккуратности.
Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.
Используемые ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, аудио- и видеозаписи сказки. № п/п Этап урока
Время Цель этапа Деятельность Формируемые УУД
Учителя Обучающихся 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
приветствие, фиксация отсутствующих;
- проверка подготовленности классного помещения;
- организация внимания шк-ов; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения
Давайте проверим все ли у вас готово к уроку. Здравствуйте, ребята, меня зовут Кристина Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте сегодня на уроке будем активными, будем открывать новые тайны с большим желанием. А сейчас я попрошу вас посмотреть друг на друга и поприветствовать улыбкой. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения. Проверяют готовность.
Приветствуют учителя.
Личностные УУД: Самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание.
РегулятивныеУУД(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
2 ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.
2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения
3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы
На прошлом уроке вы изучили стихотворение Корнея Ивановича Чуковского «Радость» , и сейчас мы с вами ответим на вопросы по этому стихотворению.
Как вы думаете, почему стихотворение названо радость?
Какое слово повторяется несколько раз?
Какое настроение оно создает?
Давайте посмотрим на стихотворение и попробуем найти созвучия в конце стихотворных слов (н-р, березы-розы)
Ребята, для вас я подготовила слова, (сл. 1) а вы должны будете к этим словам придумать пары слов с повторяющимися звуками на конце. Запишите пожалуйста эти слова к себе на листочки, а после того, как вы все сделаете, мы вместе с вами проверим кто какие пары слов подобрал.
Молодцы ребята, вы справились с заданием, а теперь я проверю, как вы выучили это стихотворение наизусть. Я буду вызывать вас по одному человеку, а остальные вместе со мной будут слушать и оценивать выступающего.
Ребята, чье выступление вам больше всего понравилось и почему? К. Чуковский так назвал своё стихотворение, потому что все события, происходящие в нём, происходят от радости. И само стихотворение не просто весёлое, оно радостное.
В данном стихотворении несколько раз повторяется слово «рады»
Это слово создает радостное настроение.
3 ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА
1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока
2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношенийРебята, перед вами портрет детского поэта,(сл. 2)с его произведением мы будем знакомиться сегодня на уроке, а кто этот поэт мы с вами узнаем, отгадав строки из произведений.
Угадайте произведение
(слайд 3,4)
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче ___________
Именинница! (Муха-Цокотуха)
(слайд 5,6)
И прибежала зайчиха
И закричала: "Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай! (Айболит)
(слайд 7,8)
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили. (Путаница)
(слайд 9, 10)
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист. (Мойдодыр)
Кто автор этих произведений? (сл. 11)
Молодцы ребята!
Скажите, а какие произведения Корнея Ивановича Чуковского вы уже читали? А какие их произведения вам больше всего понравились? Почему?
Автор этих произведений К.И. Чуковский Познавательные УУД: выявлять существенное:
осознавать познавательную задачу;
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Личностные УУД: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Комммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
4. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ .Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала:
-существенных признаков понятий, знаков, теорий и др.;
-правил и построенных на их основе алгоритмов.
2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)
3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.
Корней Иванович Чуковский родился 19 марта 1882 года. Поэт и сказочник Корней Иванович Чуковский. Это его имя - не настоящее, он выбрал его себе как поэт. А на самом деле его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Сам Корней Иванович был счастливым человеком! Ведь он любил детей, и дети любили его. Когда Чуковский состарился, дети стали называть его дедушка Корней! И он радовался этому и шутил: «Деду скоро триста лет, а он такой же пистолет!»
2. Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением К.И. Чуковского
Послушайте, как возникла сказка К.И. Чуковского "Федорино горе". Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".
А сейчас я прочитаю вам сказку , а вы послушаете внимательно и потом скажите, почему называется сказка «Федорино горе»
Я начну читать, а вы следите и обратите внимание на те слова, которые вам будут непонятны .ЛичностныеУУД(Самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание).
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем).
5. ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО
1.Установить правильность и осознанность изученного материала
2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся
3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
И так, мы с вами прочитали сказу, надеюсь, вы все внимательно меня слушали и сможете ответить на мои вопросы.
Скажите, о чем была эта сказка, почему эта сказка так названа?
А как вы думаете, для кого была написана эта сказка?
Для чего она была написана, как вы думаете?
А сейчас мы с вами разберем те слова, которые оказались вам непонятны. Какие незнакомые слова вам встретились в тексте?
Кочерга- толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;
Ушат-ведро;
Сито-приспособление для просеивания муки;
Прусак- рыжий таракан;
Корыто- Большой продолговатый открытый сосуд для стирки;
Расфуфырили-широко раскрыли;
Кадушка – деревянная бочка, стянутая металлическими обручами;
Кишат-– множество тараканов шевелится;
Побежали во всю прыть – очень быстро, изо всех сил. О том, как убежала посуда.
О том, как бабушка не мыла посуду и она от нее убежала.
О том, как бабушка уговаривала посуду вернуться и посуда все-таки вернулась
Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду.
Для всех, кто не любит убираться в квартире.
Для детей.
Автор хочет показать, что получается, если кругом грязно.
Личностные УУД: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Позновательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем.
Комммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
6. ФизминуткаИ так ребята, а сейчас мы с вами проведем небольшую игру. я буду показывать вам картинки, если на картинке изображена посуда, то вы хлопаете в ладоши, а если изображены предметы быта, то вы топаете ногами.
Молодцы ребята, вы все справились с заданием. 6. ЭТАП
ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
Повторное чтение учениками.
А сейчас мы с вами еще раз прочитаем сказку для того, чтобы ответить на вопросы.
Скажите, почему посуда убежала от Федоры?
Найдите в тексте какие виды посуды убежали?
Давайте найдем и прочитаем строки, в которых содержится ответ на вопрос: какой
Федора была в самом начале, почему Федору постигло горе?
Какой вы себе ее представили?
А теперь найдите в тексте, какой она стала в конце сказки, как она изменилась? Почему посуда к ней вернулась?
Ребята, посмотрите на стр. 13 и скажите, что изображено на этой иллюстрации? Найдите фрагмент в тексте подходящий к этой иллюстрации.
Теперь посмотрите на стр. 14-15, что изображено на этих иллюстрациях? Найдите фрагмент в тексте подходящий к этой иллюстрации.
Теперь посмотрите на стр. 16, что изображено на этих иллюстрациях? Найдите фрагмент в тексте подходящий к этой иллюстрации.
Теперь посмотрите на стр. 19, что изображено на этих иллюстрациях? Найдите фрагмент в тексте подходящий к этой иллюстрации.
Молодцы!
Просмотр мультфильма.
Ребята, у меня есть мультфильм, который снят по этой сказке, сейчас мы с вами его просмотрим, а вы потом скажите, похожа ли иллюстрация Федоры из сказки на Федору из мультфильма. Давайте сравним Федору из сказки и из мультика. Чем они похожи и чем отличаются?
Мы такой представляли Федору в сказке, а в мультфильме совсем другая Федора. Когда автор пишет произведение , он так представляет своих героев, у него свое представление о героях, а когда художник-иллюстратор рисует иллюстрацию, у него свое представление о героях, когда вы читаете произведение, у вас свое представление о герое, когда режиссер снимает фильм, у него свое представление, поэтому всегда произведение независимо от того, смотрели вы фильм или мультфильм, всегда произведение лучше прочитать, чтобы получить свое представление о герое, вот тогда будет все понятно.
Ребята, я предлагаю вам прочитать пословицу на стр. 22,
А как вы понимаете смысл этой пословицы?
Подходит ли эта пословица к сказке «Федорино горе»? Докажите свое мнение.
Посуда убежала от Федоры, потому что, она не мыла посуду, разбивала ее.
Кастрюля, чайник, кофейник, блюдца, стаканы, сковорода, вилки, ложки, чашки, самовар.
«Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
«Ой вы, бедные сиротки мои,Утюги и сковородки мои!Вы подите-ка, немытые, домой,Я водою вас умою ключевой.Я почищу вас песочком,Окачу вас кипяточком,И вы будете опять,Словно солнышко, сиять,А поганых тараканов я повыведу,Прусаков и пауков я повымету!»
Скачет сито по полям,А корыто по лугам.За лопатою метлаВдоль по улице пошла.Топоры-то, топорыТак и сыплются с горы.Испугалася коза,Растопырила глаза:.Изображены коты
Тут Федорины котыРасфуфырили хвосты,Побежали во всю прыть.Чтоб посуду воротить:
Изображена курица.
Мимо курица бежалаИ посуду увидала:"Куд-куда! Куд-куда!Вы откуда и куда?
Изображена Федора.
И видят: за ними из тёмного бораИдёт-ковыляет Федора.
Похожи тем, что обе были неряхи. Отличаются внешностью, одеждой и т.д.
Смысл пословицы в том, что если
Душа-это то, что отражает состояние человека. И по состоянию души можно узнать, что происходит с человеком. Каждого из нас окружает много разных дел, и от того, как мы с ними справляемся, зависит результат этих дел. Если в делах будет порядок, нет беспорядка, то все быстро получается. Любое дело нужно доводить до конца. Ребята, приучайте себя к порядку и пусть Федора послужит вам примером, как нужно себя вести, как нужно себя вести, чтобы и дела и душа были в порядке.
ЛичностныеУУД(Самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание).
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем).
РегулятивныеУУД(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
7. ИТОГ УРОКА. 1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий
2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся
3.Установить причины выявленных недостатков
4.Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Чему учит нас эта сказка?
Скажите, какое настроение у вас вызвала сказка ?Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не попадать в такую неприятную ситуацию?
Конечно ребята, нужно всегда следить за собой, чтобы быть чистоплотными и опрятными, а также за своими вещами. Сказка нас учит тому, что нужно всегда следить за собой и за своими вещами, нужно держать все в чистоте и опрятности.
Нужно следить за своими вещами, содержать их в чистоте.
Личностные УУД: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Позновательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем.
Комммуникативные УУД: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.
8. ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ 1.Информи-
ровать о Д/ЗСтр. 13-22, выразительное чтение. Позновательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем.
Рефлексия
1.Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы Ребята, а сейчас поднимите руки те, кто сегодня на уроке справился со всеми заданиями.
Молодцы ребята.
А теперь поднимите руки те, у кого сегодня были затруднения на уроке?
Ничего страшного, в следующий раз будет лучше.
Кто сегодня на уроке на ваш взгляд работал активно?
А что бы вы посоветовали тем ученикам, которые работали не активно?
РегулятивныеУУД(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).