Разработка урока по литературному чтению на тему: К.И.Чуковский Федорино горе
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: К.И Чуковский «Федорино горе»
Цель:
продолжить знакомство с жизнью и творчеством К.И.Чуковского,
познакомить с произведением “Федорино горе”
Задачи:
дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения;
развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;
развивать образное мышление и творческое воображение учащихся;
обогащение словарного запаса;
воспитывать интерес к чтению, чувство любви, добра и радости общения на основе произведений автора; ответственное отношение к труду.
Оборудование:
выставка книг К. И. Чуковского, портрет автора, аудиозапись сказки “Федорино горе”,
презентация к уроку,
карточки с отрывками из произведений К. И. Чуковского
СЛАЙД 1
Организационный момент.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение.
2. Скороговорка
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами –
Помогали нашей маме!
- Прочитайте медленно, весело, быстро.
2. Постановка темы и цели урока. ( Слайд 2)
- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью называли его ласковым именем “Чукоша”.
- Назовите имя этого человека?
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями замечательного детского поэта К.И.Чуковского.
СЛАЙД 3
3. Проверка дом.задания- А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком?
(Родился 31 марта 1882г в Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков. В этом году исполняется 130 л. со дня рождения поэта. Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”. Отличался большим трудолюбием)
СЛАЙД 4
- Посмотрите на выставку книг писателя. Многие из них вам уже знакомы.
- Какие виды жанров встречаются в произведениях К.И.Чуковского? (сказки, стихи, песенки, загадки)
- Чему учат книги К.И.Чуковского? (доброте, любви, весёлому настроению, радости общения друг с другом)
- С какими произведениями вы познакомились на прошлых уроках?
- Д/з было: выразительно читать стих-е “Радость”
Проверка (несколько человек)
4. Продолжение работы над темой урока
- К.И.Чуковский одарил всех нас просто сказочной щедростью, хотя детским поэтом и сказочником стал случайно.
Помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.
- Какие ещё сказки К.И. вы знаете?
- Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете произведения Чуковского?
РАЗМИНКА
Как звали командира мочалок? (Мойдодыр) - МойдодырКто посмел украсть солнце? (Крокодил) - Краденое солнце
На чем ехали комарики? (на воздушном шарике) - ТараканищеКто поджег море? (лисички)-Путаница
Как звали кровожадного и беспощадного персонажа? (Бармалей)
Кто спрятался от паука под мосток? - (кузнечик) - Муха-Цокотуха
Что просил крокодил по телефону? (калоши) - Телефон
Кто потушил пожар? (бабочка) - Путаница
Работа в парах. Составить строчки из сказок (разрезаны на отдельные слова), узнать из каких произведений эти отрывки. Проверка:
СЛАЙД 5
1) Ох, не лёгкая эта работа -из болота тащить бегемота. (Телефон)
СЛАЙД 6
2) Надо, надо, умываться по утрам и вечерам,А нечистым трубочистам стыд и срам! (Мойдодыр)
СЛАЙД 7
3) Пошла муха на базарИ купила самовар (Муха-Цокотуха)
СЛАЙД 8
4) Приходи к нему лечитсяИ корова, и волчица (Доктор Айболит)
СЛАЙД 9
5) Долго-долго крокодилМоре синее тушил (Путаница)
СЛАЙД 10
6) Ехали медведи на велосипеде,А за ними кот задом наперёд (Тараканище)
ФИЗМИНУТКА5. Знакомство со стихотворением Чуковского “Федорино горе”
- Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой.
Расшифруйте ( 22, 6, 5,16,18,10, 15,16 4,16,18, 6) “Федорино горе”.
Слайд 11
Словарная работа (Слайд 12,13)
Сито – предмет с сеткой для просеивания муки
Кочерга - …
Кадушка - ...
Расфуфырили хвосты - ...
Кишеть, кишат - Беспорядочно двигаться в различных направлениях (о множестве людей, животных). Быть переполненным множеством живых существ.
- Внимательно послушайте сказку и скажите, какое горе случилось с Федорой?
Звучит аудиозапись в исполнении автора
6. Анализ содержания.
- Какое же горе случилось с Федорой?
- Почему это произошло?
(В сказке посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)
- Для кого была написана эта сказка?
- Для чего она была написана, как вы думаете?
(Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире. Для детей. автор хочет показать, что получается, если кругом грязно.)
- А почему это стихотворение названо сказкой?
- Назовите главных персонажей в этой сказке?
(Федора, посуда.)
- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.
стр. 13.
- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).
- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.
- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).
А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14
- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [л] ?Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.
- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?
- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?
- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?
(ленивая, неряшливая – заботливая)
- Жалко ли вам Федору?
- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)
- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)
- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”
(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)
- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?
(Шутливая, но есть и серьезный смысл).
- Чему учит писатель?
(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).
Работа с иллюстрациями.
- Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать. А кто помогает их увидеть? (Художник).
- К каким строкам можно отнести данные иллюстрации?
6. Рефлексия Слайд 14
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
Сегодня я сумел…
7. Итог урока
- Понравилась ли вам сказка? Что вы взяли для себя?
- Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы снова продолжим работать над стихотворением "Федорино горе".
8. Дом. задание
С.13-22 выразительное чтение сказки, в тетрадь выписать слова и названия посуды, которые вам непонятны, попробовать их объяснить.
- Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого до конца урока сохранилось замечательное настроение.
- Спасибо всем за урок!