Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме Алфавит

Ф.И.О. Вишнёва НадеждаМихайловна
Предмет: Русский язык
Класс: 1 «А»
Тип урока: Получение новых знаний и выработка умений.

Технологическая карта изучения темы

Тема

Алфавит.

Цель урока

Осознание необходимости знания алфавита и формирование умений им пользоваться


Задачи урока
Образовательные: формировать умение располагать слова в алфавитном порядке, познакомить детей со словарем, новым словарным словом. Развивающие:
Развивать инициативность и самостоятельность, умение управлять своей деятельностью,
навыки взаимопонимания. Воспитательные: прививать чувство товарищества, взаимовыручки и сотрудничества, реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью.

Планируемые результаты обучения
Предметные умения: Правильно называть буквы русского языка; располагать буквы и слова по алфавиту.
Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач. Правильно (в соответствии с нормами) произносить слова. Находить орфограммы, применять правила переноса слов, списывать и писать под диктовку. Писать освоенные «словарные» слова.
Унивесальные учебные действия
Познавательные:
-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;
-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;
-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку;
- адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.
Коммуникативные
- содействовать развитию у детей умению общаться; распределять роли и очередность действий при работе в паре.
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
Предполагаемые результаты:
осознают необходимость знания алфавита
умеют называть буквы в алфавитном порядке
приобрели первый опыт обращения к словарям
повышение активности и самостоятельности на уроке


Основные понятия
 Алфавит, слова с непроверяемым написанием, собственные имена

Межпредметные связи
 Связь с литературным чтением


Ресурсы:


Таблица «Алфавит». Презентация. Орфографические словари. УМК «Школа России»


Организация пространства
Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технологии
 личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода.














Дидактическая структура урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Планируемые результаты




Предметные умения
УУД

Организационный момент
Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Слайд 2


Проверка готовности к уроку, правила посадки.
Включение в деловой ритм: организует, уточняет.


Регулятивные: волевая саморегуляция.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока.
Слайд 3.
Слайд 4.
Тема нашего урока – Алфавит

3.Актуализация опорных знаний
Цели:
1) Организовать актуализацию изученных способов действий
2) Мотивировать к учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).
Слайды 5.
Слайд 6



Отгадывают загадку, располагают буквы, чтобы получилось слово. Определяют тему урока.





Дети, опираясь на имеющиеся знания, дают определения.

Алфавит – это буквы.
Выходит, алфавит – это все буквы.
Это все буквы, расположенные в установленном порядке.
Ученики называют.
Исполняют песню «Азбука»

Мотивация уч-ся к учебной деятельности. Используя приём «яркое пятно», создаёт ситуацию для выявления темы урока.





Организует актуализацию мыслительных операций.
Составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.











Вдумываться в лексическое значение слова, понимать его.
Познавательные: осмысливать заглавие темы урока, высказывать на этой основе предположения о содержании нового знания.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.







Личностные: оценивать свои достижения, осознавать границу знания – незнания, стремиться преодолеть этот разрыв
Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать своё мнение, отвечать на вопросы, дополнять друг друга.


4.Упражнения на освоение алфавита
Цели: 1)развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний; 2)организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями.
Слайд 7
Игра «доктор»

Работа в парах.
Встречались ли вам книги, при работе с которыми нужно знание алфавита?
(Словарь, телефонный справочник, детская энциклопедия...)






Слайд 8.
Отгадайте ребусы!
Встретились слова с одинаковой первой буквой!



Работают в тетради на печатной основе











Поиск решения, выдвижение и проверка гипотез, вариантов и способов:
-Чтобы мы быстрее находили нужные нам слова.
-Слова располагаются в алфавитном порядке.
-Чтобы найти слово, смотрим на его первую букву.
-Если первые буквы одинаковы, то слова располагают по второй.


Организует игры.








Побуждает уч-ся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в парах. Побуждает к анализу собственных действий.









Создаёт проблемную ситуацию, побуждает к действиям её решения, выхода из затруднения.

Правильно называть буквы русского языка; располагать буквы и слова по алфавиту.
Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач. Находить нужную информацию в материалах учебника, в словарях.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция.
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.


Коммуникативные:
Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, договариваться и приходить к общему решению; строить небольшие монологи.
Личностные:
Учебно-познавательный интерес, желание учиться.

5.Музыкальная физкультминутка.

Цель: профилактика утомления

Активно участвуют в физкультминутке, ориентируются на здоровый образ жизни,повторяют танцевальные движения.








Регулятивные: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений.

6.Этап применения полученных знаний.
Слайд 9.
Работа в группах.
Цель:
- проверить умение принять учебную задачу и включиться в деятельность на личностно-значимом уровне.

. Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке. Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке по адресам и фамилиям. Вот как важен алфавит!

Дети делятся на группы и выполняют полученные задания:
1задание- расставить фамилия писателей в алфавитном порядке.
2задание – составить слова из цифр.
Ответственные в группах выходят к доске и показывают правильный порядок слов и аргументируют свою позицию.

Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний.






Формирование умения пользоваться алфавитом на практике; повторить правописание имен собственных.

Регулятивные: планирование свои действия для реализации заданий.
Познавательные: наблюдение, умение характеризовать, исследовать; сравнивать; умения формулировать ответы на вопросы учителя;  
Коммуникативные:                      Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Личностные: развитие  нравственных чувств, способность к самооценке; освоение личностного смысла учения.


7.Индивидуальная работа на закрепление.
Цели: Установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока
Выполняют задания.
Взаимопроверка. Дети ставят ! или ? друг другу за работу.

Организует самостоятельную работу детей, оказывает индивидуальную помощь.
Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач.
Познавательные: Анализировать, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; обобщать языковой материал по заданным критериям.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Слайд 11
Цель:
Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
Я знаю, что такое алфавит и сколько в нём букв.
Я запомнил название букв и их порядок в алфавите.
Я смог быстро найти слово в словаре, зная алфавит. Смог расположить слова в алфавитном порядке.
Даёт возможность каждому ребёнку оценить полученные знания. Создаёт ситуацию, связанную с
ощущением собственной компетентности, самоуважения, чувством удовлетворения от работы.
Систематизация и обобщение знаний алфавита.
Личностные:
Умение оценивать свои достижения.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8. Поведение итогов.
Слайд 12.
Спасибо всем за работу.

Дети оценивают свои возможности и показывают соответствующий знак.
Учитель следит за настроением детей. Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.










13PAGE 15


13PAGE 14115




15