Обобщение опыта работы по теме: Развитие математической и конструкторской грамотности младших школьников на занятиях дополнительной математикой
Обобщение опыта по теме:
«Развитие математической и конструкторской грамотности младших школьников на занятиях дополнительной математикой»
В 2013 г. мною была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Математическая шкатулка», которая в настоящее время соответствует требованиям ФГОС системы дополнительного образования.
Программой предусматривается повышение качества обучения и развития учащихся, т.к. создаются условия для осуществления органического единства мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и взаимодействия: математические знания и мыслительная деятельность учащихся.
При реализации программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка. Программа предназначена для учащихся с разными стартовыми возможностями, степенью подготовки, поэтому осуществляется с дифференцированным подходом к обучению детей.
Целью программы является обеспечение высокого уровня математической и графической грамотности и развитие конструкторских умений и навыков у обучающихся.
Содержание программы представляет собой курс введения в мир элементарной математики и геометрии, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика, и соответствует познавательным возможностям младших школьников, а также предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию.
Определение объекта и предмета исследования
Целевой предмет – благоприятные условия для формирования математической и конструкторской грамотности обучающихся.
Целевой объект – развитие логического мышления и конструкторских навыков на занятиях объединения «Математическая шкатулка».
Цель исследования –система занятий дополнительной математикой, способствующих развитию познавательных процессов, логического и пространственного мышления, приобретению навыков конструирования и черчения.
Задачи:
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
формировать элементы конструкторского мышления;
прививать навыки черчения и конструирования;
формировать умение рассуждать как компонента логической грамотности;
воспитывать интерес к предмету.
Актуальность и перспективность опыта
Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала и в процессе обучения математике. При анализе ситуаций, описанных в логических задачах, младшие школьники овладевают умением искать и выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Немаловажным является так же привитие младшим школьникам начальных навыков черчения и конструирования, что способствует развитию мелкой моторики, а также пространственного мышления.
Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной. Психологи и педагоги отмечают, что конструирование плодотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Благодаря конструированию у младших школьников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и при дальнейшем обучении школе.
Установлено, что младшие школьники способны в процессе предметно-чувствительной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Эффективность обучения зависит от того, насколько педагог сумеет правильно использовать специфически детскую деятельность - игру, рисование, конструирование – и придать ей познавательный характер.
Как показывает ряд исследований, конструкторская деятельность, отвечая интересам и потребностям младших школьников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у детей формируются обобщённые способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач.
Конструкторская деятельность тесно связана с черчением. Данному виду деятельности на уроках математики в школе не уделяется должного внимания, а ведь черчение способствует развитию пространственных представлений школьников, технического мышления, логики, дает необходимые навыки в конструировании и моделировании, развивает у учащихся творческие начала. Этот пробел в образовательном процессе может быть восполнен силами дополнительного образования, а именно на занятиях дополнительной математикой.
Методы работы на занятиях объединения «Математическая шкатулка»:
словесные (беседа, рассказ),
наглядные (презентации, иллюстрации),
практические (карточки-задания, тесты, конструкторы),
исследовательские (наблюдения, опыты).
Для развития логического мышления использую различные задания, такие как: задачи в стихах, логические цепочки, магические квадраты, головоломки, ребусы, математические загадки, задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.
Для развития навыков черчения применимо использование заданий на штриховку, графические диктанты под диктовку педагога и по схемам, геометрические задачи с использованием специальных инструментов (линейки с делениями и без них, циркуля).
На занятиях применяю элементы конструирования: обучающиеся складывают модели по образцу из бумаги, изготавливают аппликации из частей головоломки «Танграм» или «Квадрат Пифагора», складывают оригами.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:
фронтальный – одновременная работа со всеми;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
В младшем школьном возрасте на дополнительных занятиях необходимо создавать следующие условия:
1) создание комфортной рабочей обстановки с благоприятными условиями для работы учащихся;
2) создание ситуации информационной и коммуникативной комфортности, когда значительно улучшаются условия восприятия новой информации и общения;
3) работа в группах из 12 - 13 обучающихся.
Таким образом, занятия дополнительной математикой позволяют учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. В результате многократных изменяющихся и усложняющихся упражнений, предлагаемых на занятиях, ум ребенка становится острее, а сам он – находчивее и сообразительнее. У детей меняется подход к решению задач. Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными, логичными, а речь – четкой, убедительной, аргументированной. Повышается интерес к предмету, формируется неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях.