Родительское собрание Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей
Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей.
«Дети никогда не поступают так, как мы велим поступать;
они поступают, как поступаем мы сами» (Л.Хей)
Воспитание детей зависит от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.
Многие родители, заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.
К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. На родительские собрания ходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает и в школе и в семье. Успех воспитания зависит в основном от семьи.
К сожалению, взрослые иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их.
Здесь налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.
«Доверяй, но проверяй» – гласит народная мудрость. Всем взрослым, а родителям особенно, важно подавать ребенку только положительные примеры, требуя от себя того же, что требуют от него.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.
Родители учащихся являются участниками образовательных правоотношений.
Родители (законные представители) несовершеннолетних детей при получения последними основного общего образования не только имеют права, но и несут юридические обязанности за их воспитание, образование и содержание.
Многие ученые убеждены, нарушая дисциплину, школьник осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из следующих целей (мотивов): привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Недисциплинированность школьников может быть вызвана проблемами, которые связаны с состоянием здоровья (в частности, нарушением нейродинамики нервных процессов при гиперактивности).
Синдром дефицита внимания и гиперактивности - одно из самых распространенных в мире психоневрологических заболеваний, встречается у 20-40% школьников. Школьники с СДВГ привлекают к себе внимание, прежде всего, постоянной двигательной активностью, как в школе, так и дома. Они не любят сидеть на одном месте, неорганизованны, их ответная реакция на какие-либо события может удивлять родителей и повергать в шок педагогов.
Кроме этого для них характерны:
невозможность сконцентрировать внимание;
импульсивность;
рассеянность;
вспыльчивость;
изменчивость настроения;
плохая успеваемость.
В группу риска по данному синдрому попадают мальчики, поскольку у них он встречается в полтора раза чаще, чем у девочек.
Необходимо внимательное отношения к таким детям, выработки особых требований по отношению к ним, использования комплексного подхода - медико-психологического.
В чем конкретно проявляется школьная дисциплина? Прежде всего она требует от учащихся аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках и во время перемен, четкого выполнения всех учебных поручений. Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение учеником требований и поручений педагогов.
Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил поведения в обществе.
Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Дисциплинарные проступки: нарушение устава образовательного учреждения, хулиганство, жульничество, неуважительное отношение к взрослым, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, предъявляемых к обучающимся. Федеральным законодательством за дисциплинарный проступок учащегося предусмотрено только одно взыскание: отчисление из учебного заведения за совершение противоправных действий.
Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.
Проблем у переходного возраста много: постепенно нарастает неуверенность в себе, проявляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного, непонятого», искать выход из трудных ситуаций неверными путями, порой опасными для здоровья. Порой у них возникают агрессивные спонтанные реакции защиты для себя даже в ситуации, когда угрозы-то никакой нет.
Каковы же причины вызывающего поведения подростков?
1. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. «Отстань!», «Не лезь!», «Не приставай!», «Надоел!» – часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.
2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности («Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием»), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.
3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.
4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.
Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.
По-настоящему агрессивное поведение подростка в реальной жизни – это симптом его внутреннего неблагополучия. Подростки часто уходят в виртуальный мир. У увлеченного жестокими играми подростка снижается уровень чувствительности к сценам унижения и насилия. Такие люди не способны проявлять чувства сострадания к окружающим, они равнодушны и не торопятся оказать помощь другим. Наоборот, стремятся подавлять волю слабых. Зачастую подростки по-настоящему верят в возможность остаться без наказания при проявлении любого злого поступка.
Прислушайтесь внимательно к моим словам; в Вашей семье происходит что-то подобное? Я не пытаюсь учить Вас жизни или давать советы, просто задумайтесь, найдите в себе силы признать, что необходимо как-то менять жизнь, делать так, чтобы Вашим детям было хорошо в Ваших семьях.
Счастлива та семья, где есть взаимопонимание. Только когда мы вместе ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.
Памятка для родителей
- Разговаривайте с ребенком.
- Говорите о своей любви.
- Доверяйте ребенку.
- Не сравнивайте ни с кем.
- Обратитесь к специалисту
- Развивайте чувство собственного достоинства.
- Используйте свой авторитет.