Разработка урока по теме Зачем живым организмам запасать питательные вещества? 5 класс
Тема урока: Зачем живым организмам запасать питательные вещества?
Цель: Сформировать у учащихся представление о роли запасных питательных веществ для живых организмов.
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о значении питательных веществ, которые запасают живые организмы; сформировать представление о связи деления клеток и роста организма.
Развивающие: научить школьников анализировать и систематизировать информацию, сравнивать объекты, развивать умение делать выводы.
Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения, формировать познавательные интересы направленные на изучение живой природы.
Планируемые результаты:
Предметные:
– сформировать понимание роли запасных питательных веществ для живых организмов;
– сформировать представление о способах запаса питательных веществ у различных видов живых организмов;
– сформировать представления о превращении запасных питательных веществ в энергию, необходимую для жизнедеятельности всего живого.
Метапредметные:
Личностные УУД
Сформировать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
Сформировать желание выполнять учебные действия.
Познавательные УУД
Сформировать способность структурирования собственных знаний;
Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Сформировать умение владеть смысловым чтением (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
Коммуникативные УУД
Сформировать умение слушать и понимать речь других людей;
Сформировать умение работать в парах.
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Сформировать умение осуществлять контроль в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном, осуществлять коррекцию, самооценку.
Тип урока – урок изучение нового (традиционный урок)
Форма урока – парная, индивидуальная
Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые, аудиальные (беседа, рассказ), визуальные (работа с учебником).
Этапы урока:
Организационный момент (3 мин)
Актуализация знаний (7 мин)
Совместное открытие знаний (18 мин)
Самостоятельное применение знаний(5 мин)
Рефлексия (3 мин)
Подведение итогов (2 мин)
Постановка домашнего задания (2 мин)
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, видеоролики (из сети интернета) активного и пассивного отдыха людей, мультимедийная презентация, минусовка ритмичной музыки для проведения физминутки, конверты с названиями изученных тем, документ-камера, сообщение учащегося.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1.Организа-ционный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать в этом светлом, от лучей солнца, кабинете. На дворе весна, и я хочу, чтобы у вас было прекрасное настроение. Давайте улыбнемся друг другу, и с позитивными эмоциями начнем наш урок.
Отметка отсутствующих.
Учитель знакомит учащихся с планом урока, который записан на доске:
1.Проверка изученного материала (письменный и устный опрос)
2.Изучение новой темы
3.Закрепление
4.Оценка работы на уроке
5.Подведение итогов
6.Домашнее задание
Организация рабочих мест, приветствие
Личностные УУД:
-формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
-формирование желания выполнять учебные действия.
2.Актуализация знаний
1.Письменный контроль знаний. На слайдах обозначены вопросы по вариантам, учащиеся записывают только ответ, не переписывая вопроса. (Слайды 1-6) (Приложение 1)
Учитель: А теперь, обменяйтесь тетрадями, и проверьте, как ваш одноклассник выполнил работу. Если ответ верный, на ваш взгляд, то рядом с ответом поставьте «+», если не верный – то «-» (Слайд со всеми вопросами для 1 и 2 варианта) (Слайд 7)
Учитель: Посмотрите на слайд (Слайд 8) и оцените работу одноклассника (0 ошибок – оценка «5», 1-2 ошибки – оценка «4», 3 ошибки – оценка «3», 2-1 ошибки – оценка «2»).
Организуется взаимопроверка работ, исправление ошибок, выставление оценок. Учитель производит контроль оценивания.
Устный блиц-опрос «Вспомним изученное» (учитель в быстром темпе задает пять вопросов ученику, ученик сразу же, без раздумывания, отвечает)
Первый ученик
1.Какие органы у растения являются вегетативными?
2.Какие организмы называют автотрофами?
3.Как называются организмы, которые питаются другими организмами?
4.Какие вещества дает лист растению?
5.Какое вещество содержится в растительных клетках, которое играет важную роль в процессе фотосинтеза?
Второй ученик
1.Какие органы растения являются генеративными?
2.Что корень дает растению?
3. Кто такие паразиты?
4.Какие растения называют голосеменными?
5.Для чего нужны растения на Земле?
Третий ученик
1.Из каких органов состоит побег?
2.Какие организмы называют гетеротрофами?
3.Орган почвенного питания растения и воздушного питания?
4.К какой группе организмов относится паук?
5.Какова роль фотосинтеза на Земле?
- Учащийся составляет схему фотосинтеза
Углекислый газ + вода свет и хлорофилл органическое вещество + кислород
Опрос «Ты мне – я тебе». Учитель выбирает двух учеников. Предлагает им на выбор конверт, в котором записаны темы. Выбрав тему, ученики в парах задают вопросы друг другу по очереди. (Приложение 2) В этом виде опроса задействованы три пары учеников.
Индивидуальная работа учащиеся. Знакомятся с вопросами со слайда и записывают ответы в тетрадь.
Взаимная проверка выполненной работы.
Устные ответы учащихся
Ученик на доске записывает схему фотосинтеза и комментирует ее.
Ученики, по выбранным темам, задают вопросы друг другу.
Познавательные УУД:
-формирование способности к структурированию собственных знаний.
Регулятивные УУД:
-формирование умения осуществлять контроль в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном, осуществлять коррекцию, самооценку.
3. Совместное открытие знаний
Учитель: Ребята, давайте просмотрим два видеоролика.
Учитель демонстрирует учащимся два видеоролика из сети интернет (первый – активный отдых людей, второй – пассивный отдых людей.
Учитель: Как вы думаете, когда ребята энергии тратят больше? Откуда человек берет эту энергию?
Учитель: Конечно же, когда мы ведем подвижный образ жизни, энергии тратится больше. А если человек двигается мало, то питательные вещества откладываются про запас. Вот сегодня на уроке мы и поговорим о том, зачем же живым организмам запасать питательные вещества?
Тема урока: Зачем живым организмам запасать питательные вещества?
Учитель: Сегодня на уроке нам необходимо (цель и задачи урока) (слайд 9)
Цель: Сформировать представление о роли запасных питательных веществ для живых организмов.
Задачи:
1.Понять, способны ли живые организмы запасать питательные вещества.
2.Определить роль питательных веществ для жизни живых организмов.
3.Определить, куда расходуются питательные вещества в процессе жизнедеятельности живых организмов.
Учитель: Итак, способность запасать питательные вещества человек получил в наследство от животных. Как вы думаете, почему именно от животных?
Учитель: Действительно, бывает, что не каждый день животное может добыть пищу. Вот тогда и нужен запас питательных веществ.
Давайте вспомним, что такое питательные вещества?
Учитель: Действительно это источник энергии. При получении из них энергии, необходимой для движения организма, питательные вещества расходуются. Чем больше двигается организм, тем больше тратиться энергии, а следовательно и расходуется питательных веществ.
Как вы думаете, а если живой организм не движется, у него расходуется энергия, и если расходуется, то на что?
Учитель: какие примеры временного покоя у животных или растений вы можете привести?
Учитель: Давайте немного отдохнем (физминутка)
Играет ритмичная музыка.
Учитель: Так же живые организмы запасают питательные вещества для своего потомства. Посмотрите на рисунок 94 в учебнике на стр. 102, сделайте вывод.
Учитель: Какой вывод можно сделать проанализировав это рисунок?
Учитель: Из зародыша развивается новый организм. Давайте посмотрим по рисунку как это происходит. С помощью документ-камеры учитель демонстрирует рисунок «Развитие нового организма».
Учитель: Новый организм растет, увеличивается в размерах. За счет чего это происходит? Давайте прослушает небольшое сообщение «Рост живых организмов», из которого мы поймем, как осуществляется рост, и почему одни живые организмы растут быстрее, а другие медленнее.
Учитель: Рост живых организмов обеспечивается за счет деления клеток. Но, у одних организмов клетки делятся быстрее, у других медленнее. Поэтому одни существа растут быстрее другие медленнее.
Учитель: Зная все о роли запасных питательных веществах для организмов, сформулируйте и запишите в тетрадь, для чего живые существа запасают питательные вещества. Помогите в выполнении этой работы друг другу, вы можете общаться с соседом по парте.
Учитель: Давайте проверим, что вы записали.
Просмотр учениками видео роликов
Ответы учеников.
Ученики записывают в тетрадь тему урока.
Предположения учеников.
Ответ учеников: Питательные вещества – это источник энергии.
Ответы учеников: энергия расходуется на процессы жизнедеятельности организма, работу органов.
Ответы учеников: Медведь во время зимнего сна не двигается, но работаю его сердце, органы дыхания. Для этого нужна энергия. Растениям нужен запас веществ в зимний период (период покоя), для развития весной новых побегов и почек.
Под руководством ученика (физкультсектора) ребята выполняют физические упражнения.
Ученики по рисунку объясняют роль питательных веществ в семени фасоли, в икринке рыбы, в яйце курицы.
Ученики формулируют вывод: живые организмы запасают питательные вещества, чтобы обеспечить ими развивающийся из зародыша новый организм.
Коллективный анализ рисунка.
Сообщение ученика на тему «Рост живых организмов».
Работа учеников в парах.
Несколько учеников зачитывают записи в тетрадях.
Познавательные УУД:
-формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;
-формирование умения анализировать, сравнивать, классифици-ровать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
- формирование умения владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуаль-ную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
Коммуникативные УУД:
-формирование умения слушать и понимать речь других людей;
-формирование умения работать в парах.
Регулятивные УУД
-формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
-формирование умениея в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
4. Самостоятель-ное применение знаний
Учитель: В качестве закрепления полученных на сегодняшнем уроке знаний, я хочу предложить вам следующее задание. На слайдах (слайды 10, 11, 12) вы увидите предложения, которые необходимо закончить.(Приложение 3)
Ученики, подняв руку, выполняют задания по слайдам.
Познавательные УУД:
-формирование способности к структурированию собственных знаний
5. Рефлексия
На доске записаны теги, которые ученики дополняют (устно, вслух)
Сегодня я узнал
Было трудно
Я понял, что
Я научился
Я смог
Было интересно узнать, что
Меня удивило
Мне захотелось
Каждый ученик выбирает по одному, два предложения и заканчивает их.
Регулятивные УУД:
-формирование умения осуществлять самооценку.
6. Подведение итогов
Анализ работы учащихся на уроке. Учитель озвучивает оценки за урок и комментирует их.
Ученики участвуют в этом процессе, комментируют работу одноклассников на уроке.
Регулятивные УУД:
-формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7.Домашнее задание
1.Параграф 27, проанализировать рисунок 96, стр. 104. Ответить на вопрос на стр. 105.
2.Подготовить сообщение о том, как человек может использовать в повседневной жизни знания о том, что растения запасают питательные вещества. (Это задание учащиеся выполняют по желанию).
Записывают домашнее задание в дневник.
Приложение 1 «Письменный контроль знаний» (вопросы на слайдах)
Вариант 1
Вариант 2
1.Ухудшение работы органов пищеварения, свидетельствует о том, что в организме человека нехватка солей
2.Опыт, с нагревание семян в пробирке и появлением капелек воды на стекле пробирки, говорит о
3. Откуда получают энергию животные?
4.В результате фотосинтеза образуется кислород и
5. Какой орган растения называют «фабрикой органических веществ»?
6.О чем свидетельствует этот опыт: в стакан с водой поместим кусочек почвы, размешаем. Каплю жидкости из стакана поместим на предметное стекло и нагреем. На стекле останется белый налет.
1.Обязательным условием, для протекания процесса фотосинтеза, является наличие хлорофилла и
2. Опыт, с обильным поливом растения, закрытием побега полиэтиленом, и нагревом под лампой с появлением капелек воды на пакете, говорит о
3. Откуда получают энергию растения?
4. Плохой рост скелета человека, свидетельствует о нехватке в организма солей
5. Растение к передвижению не способно, двигаются отдельные его органы. Назовите эти органы?
6. Как называются структуры растительной клетки, которые выделяют вещество –хлорофилл.
Ответы:
Вариант 1
Вариант2
1.магния
2.наличие воды в семенах
3. из пищи
4.органическое вещество
5.лист
6. обнаружение минеральных солей в почве
1.света
2.испарении воды листьями
3. из солнца
4.кальция
5. стебель с листьями, корень
6.хлоропласты
Приложение 2 Темы для опроса «Ты мне – я тебе»
1.Роль минеральных солей для живых организмов.
2.Роль воды в жизни живых существ.
3.Значение питательных веществ для животных и человека.
Приложение 3 Закончи предложения
1.Источником энергии для живых существ являются (питательные вещества)
2.Из питательных веществ, в процессе жизнедеятельности, живые организмы получают (энергию)
3.Для растений запас питательных веществ нужен для (жизнедеятельности всех органов, в период покоя, для развития весной побегов)
4.Питательные вещества для зародыша в семени фасоли сосредоточены в (семядолях)
5. Рост живых организмов обеспечивается за счет ( деления клеток)
6.Одни живые существа растут быстрее, другие медленнее, потому что (у одних организмов клетки делятся быстрее, а других медленнее).
15