Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОП.14 «Профессиональная этика»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические указания
по выполнению внеаудиторнойсамостоятельной работы
по дисциплине ОП.14 «Профессиональная этика»
Для студентов специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Составитель Сарпова Ирина Вадимовна
г.Перевоз
2015 г.
Составители: Сарпова Ирина Вадимовна
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Профессиональная этика». Для 40.02.02 Правоохранительная деятельность, Перевозский строительный колледж; Сост.:И.В.Сарпова .- Перевоз, 2015.- 22 с.
Самостоятельная работа студентов по закреплению знаний, полученных при изучении теоретического материала по курсу «Профессиональная этика» представляется в виде работы с нормативно-правовой базой в области семейного законодательства с применением информационных технологий. Методические указания содержат __ заданий.
Учебное пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, рекомендовано для специальности юридического профиля.
Рецензент: Тельнова Н.А. – зав. кафедрой социального и правового направления ГБПОУ «Перевозский строительный колледж».
© Перевозский строительный
колледж, 2015
Рассмотрено на заседании кафедры
Социального и правового направления
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Заведующий кафедрой
_________________ Тельнова Н.А. Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Начальник ОИО и СО_________________ Курикова Г.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……..……………………………………………….……………………………...4
Цель и задачи освоения Профессиональная этика……………… ……...……………………………………………………………………...5
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ……………………………………………………………………………………..7
Алгоритм внеаудиторной самостоятельной работе………………………………….………………………………………………………....8
Содержание практических заданий внеаудиторной самостоятельной работе………………………………………………………..…………………………….……..9
Список рекомендуемых источников……………….……………………………………...21
Введение
В результате самостоятельной работы студенты приобретают навык самостоятельно обдумывать и принимать решения. Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение студентами системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы учебного предмета играет приобретение конкретных практических умений и закрепление при внеаудиторной самостоятельной работе студента.
Для внеаудиторной самостоятельной работы определены: алгоритм выполнения, тема, примеры выполнения конкретного задания
Цели и задачи Профессиональная этика – требования к результатам освоения дисциплины
Цель: формирование знаний и навыков, представляющих собой необходимое условие профессиональной деятельности в сфере профессиональной этики; содействие формирования у студентов профессионального видения мира; формирование у студентов мотива усвоения знаний по профессиональной этике, способствовать процессу профессионального самоопределения будущих специалистов и личностной рефлексии студентов.
Задачи:
формирование представления о современной концепции профессиональной этики специалиста;
изучение нравственных принципов профессиональной деятельности специалиста;
усвоение основных понятий профессиональной этики; изучение нравственных норм, регулирующих профессиональную деятельность специалиста, а также правил установления фактических и юридических оснований для принятия правовых решений;
формирование представления об оптимальной модели принятия этического решения;
изучение специфики применения норм этики в отдельных сферах профессиональной деятельности;
формирование навыков применения приобретенных знаний для разрешения практических ситуаций;
формирование навыка изучения, осмысления и анализа юридической практики с точки зрения соответствия этическим стандартам;
формирование умения вести аргументированную дискуссию по проблемам профессиональной этики;
выработка осознания значимости своей будущей профессии, достаточный уровень профессионального сознания;
формирование нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительное отношение к закону и праву.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;
- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных профессиональных ситуациях;
- оценивать свою профессиональную деятельность с точки зрения норм этики и морали;
- выявлять коррупционное поведение и содействовать его пресечению;
- действовать в соответствии с профессиональной культурой поведения;
- уметь работать в единой команде, коллективе;
- использовать основные положения и методы этики при решении социальных и профессиональных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные профессиональные этические понятия и категории;
- содержание и особенности профессиональной этики в градостроительной и кадастровой деятельности;
- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;
- сущность профессионально-нравственной деформации и пути преодоления; - понятие делового этикета, его роль в профессиональной деятельности;
- особенности делового этикета, его основные формы и функции;
- правила поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами делового этикета;
- структуру анализа социально значимых проблем и процессов с точки зрения этических ценностей и норм;
Цели и задачи выполнения практического задания:
оно признано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности
умение находить и анализировать нормативно-правовые акты по поисковой системе Консультант +, Гарант и применять их при решении поставленных задач
результаты освоения Профессиональной этики
Результатом освоения Профессиональная этика является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности организация социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
КодНаименование компетенции
ПК 1.1.Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4. Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.5. Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.6. Применять меры административного пресечения правонарушений, включая применение физической силы и специальных средств.
ПК 1.7. Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.8. Осуществлять технико-криминалистическое и специальное техническое обеспечение оперативно-служебной деятельности.
ПК 1.9.Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь.
ПК 1.10. Использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты и документы по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.
ПК 1.11. Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.
ПК 1.12. Осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
ПК 2.1. Осуществлять организационно-управленческие функции в рамках малых групп, как в условиях повседневной служебной деятельности, так и в нестандартных условиях, экстремальных ситуациях.
ПК 2.2. Осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности.
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
КодНаименование компетенции
ОК 1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы.
ОК 3Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 9Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10.Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
ОК 14.Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.
Алгоритм выполнения
Решать самостоятельные практические задания необходимо в следующей последовательности:
внимательно прочитать задания, сущность вопроса, все обстоятельства дела, проанализировать данные вопросы
если в задании приведено ситуационная задача необходимо ее решить используя нормативные акты, регулирующие данные отношения, и объяснить, почему именно их следует применять в указанных случаях.
на основе подробного анализа сделать вывод по каждому практическому заданию
Методические указания к решению ситуационных задач
Внимательно прочитайте задание. Уясните ее содержание и поставленные вопросы. Определите обстоятельства, которые являются решающими для принятия основанного на законодательстве решения. Прежде чем ответить на поставленные вопросы, следует осмыслить все понятия, необходимые для решения задания: выяснять, какие правоотношения существуют между сторонами, какие юридические факты (события, активное или пассивное действие) лежат в их основе, каковы субъекты и объект правоотношения, каковы права и обязанности сторон (содержание правоотношения).
Определив характер правоотношения, необходимо установить, какими законодательными нормами оно регулируется и, рассуждая, дать полные и аргументированные ответы на поставленные в задаче вопросы с обязательной ссылкой на нормативно-правовые акты касающиеся данного вопроса.
Тема № 1 Понятие, предмет и система этики. Понятие и признаки морали
Цель и задачи занятия:
Найдите материал о специфике профессиональной этики вашей будущей профессии
2. Изучите данный вопрос по учебным пособиям, в том числе электронным.
3. Подготовьте сообщение «История профессиональной этики»
Вид контроля : опрос
Тема № 2 Предмет и система профессиональной этики.
Цель и задачи занятия:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, электронным учебным пособиям)
Подготовить сообщение «Профессиональная этика в правоохранительной деятельности», «Психологические особенности деловой культуры юриста»
3. Подготовка к практическому занятию с использование методических рекомендаций преподавателя, выполнение практических заданий, оформление практического занятия.
Вид контроля: опрос
Тема № 3 Нравственное содержание профессиональной этики
Цель и задачи занятия:
Начните подготовку практикоориентированной работа проблемного характера по темам, согласованным с преподавателем
Разработайте план работы, распределите обязанности между участниками творческой рабочей группы
Определите объект исследования. Продумайте методы, необходимые для решения задач и достижения целей работы. Проанализируйте, как нужно будет организовать экспериментальную часть работы?
Начните составление библиографии и анализ источников работы
5. Подготовьте сообщение по теме «Права человека в Советском Союзе»
Вид контроля: опрос
Тема №4 Нравственные основы профессиональной деятельности
Цель и задачи занятия:
Проведите сбор информации по практикоориентированному проекту проблемного характера
Организуйте экспериментальную часть работы
Начните оформление экспериментальной части проекта
Оформите практическое занятие в соответствии с требованиями в методических рекомендациях к практическим занятиям
Вид контроля: опрос
Тема № 5 Культура профессиональной деятельности
Цель и задачи занятия:
Составьте краткий план защиты практикоориентированного проекта проблемного характера.
Проведите окончательную проверку научной работы.
3. Начните составление и оформление презентации проекта. Четко проследите соответствие времени, отведенного на защиту, и вашему выступлению.
Вид контроля: опрос
Тема № 6 Основные правила деловой культуры специалиста социальной сферы (деловой этикет)
Цель и задачи занятия:
Подготовить сообщение, используя материал дополнительных электронных источников и электронного учебного пособия, на темы «Средства делового общения», «Корпоративный имидж», «Особенности делового этикета»
Составьте план ответа по теме «Деловой этикет специалиста правоохранительной сферы»
3. Подготовка к практическому занятию с использование методических рекомендаций преподавателя, выполнение практических заданий, оформление практического занятия.
Вид контроля: опрос
Тема № 7 Культура речи как часть профессиональной этики
Цель и задачи занятия:
Подготовьтесь к контрольной работе по теме «Нравственные и культурные аспекты профессиональной этики»
Составьте глоссарий ключевых терминов по разделу.
3. Проанализируйте тему «Культура речи как часть профессиональной этики» и составьте план ответа
Вид контроля: опрос
Тема № 8 Психологические аспекты профессиональной этики
Цель и задачи занятия:
Проверьте правильность выступления для защиты вашего проекта. Соответствует ли выступление целям проекта?
Проверьте составление и оформление презентации проекта.
Четко проследите соответствие времени, отведенного на защиту, и вашему выступлению.
4. Распределите функции каждого участника творческой рабочей группы во время выступления (выступающие, ответственный за технику и слайды, ответственный за звуковое оформление, ответственный за показ экспериментальной части, ответственный за работу с аудиторией)Вид контроля: опрос
Тема № 9 Решение конфликтов как функциональный аспект профессиональной этики
Цель и задачи занятия:
Проведите опрос среди студентов группы «Конфликты – можно ли их избежать?»
Разработайте вопросы для проведения тестирования по типам и причинам конфликтов.
Составьте презентацию по одной из тем «Пути преодоления конфликтов», «Пути борьбы со стрессом», Причины конфликтов», «Элементы конфликта» и др.
Подготовьте сообщение по одной из названных тем. Вы можете определить тему выступления самостоятельно.
5. Подготовьтесь к итоговой контрольной работе по дисциплине.
Вид контроля: опрос
Тема № 10 Профессиональная этика: успешность карьерного роста
Цель и задачи занятия:
Подготовьтесь к итоговой контрольной работе по курсу
Проверьте тетради для лекционных и практических занятий. Проверьте наличие записей всех занятий
Проверьте полноту объема рабочей папки «Профессиональная этика»: материалы электронного учебного пособия, ваши рефераты, презентации, анкеты, опросники, алгоритмы
Проверьте полноту объема вашего порт-фолио по дисциплине: выполнение контрольных работ, самостоятельных работ, творческих заданий, рефератов, презентаций.
5. Используйте собранный материал при изучении учебных дисциплин и подготовки к государственной итоговой аттестации.
Вид контроля: опрос
Тема № 11 Итоговое занятие по курсу «Профессиональная этика»
Цель и задачи занятия:
Проверьте полноту объема рабочей папки «Профессиональная этика»: материалы электронного учебного пособия, ваши рефераты, презентации, анкеты, опросники, алгоритмы
Проверьте полноту объема вашего порт-фолио по дисциплине: выполнение контрольных работ, самостоятельных работ, творческих заданий, рефератов, презентаций.
3. Используйте собранный материал при изучении учебных дисциплин и подготовки к государственной итоговой аттестации.
Нормативная литература:
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2.Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (с изм. и доп. на 13 июля 2015 г.)
1.Медведева Г.П. Деловая культура: учебник для сред. проф. образования / Г.П.Медведева. – М., Издательский цент «Академия», 2011
2.Борисов В.К., Панина Е. М., Панов М.И. и др. Этика деловых отношений: учебник. - М.: ИД « ФОРУМ», ИНФРА-М, 2011
Литература дополнительная
1.Деловое общение. Деловой этикет: Учебное пособие / автор-составитель И.Н.Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2011
Интернет-ресурсы:
1.http://www.garant.ru/ - Гарант
2.http://www.consultant.ru/ - Консультант плюс