Локальные нормативные акты образовательной организации, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Локальные нормативные акты образовательной организации, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения Статья 30 Ф едерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ((далее – Федеральный закон) предоставляет образовател ьным организациям право издания, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Фед ерации в порядке, установленном ее уставом, локальных нормативных актов, регулирующих образовательные отношения. Л окальный нормативный акт представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников организации и (или) обучающихся, их родителей (законных представителей), рассчитанный на неоднократ ное применение. Функция локального нормативного акта - детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, правовой нормы применительно к условиям данной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики образователь ного процесса и иных условий. В силу статей 3 , 28 Федерального закона образовательная организация самостоятельна в установлении необходимого количества , ф ормы локальных нормативных актов, порядка их разработки и принятия. В то же время, Федеральный з акон содержит перечень локальных нормативных актов , разработка и утверждение которых образовательной организацией обязательна : Локальный нормативный акт Основ ания разработки и принятия Примечания 1. Правила приема обучающихся Статья 30 Правила приема обучающихся по основным образовательным программам разрабатываются образовательной организацией в соответствии с порядком приема на обучение по образовательным пр ограммам каждого уровня образования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому ре гулированию в сфере образования Правила приема в конкретную организацию, о существляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно ( статья 55 Федерал ьного закона). 2. Режим занятий обучающихся Статья 30 Режим занятий обучающихся должен соответствовать соответствующим Санитарно - эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения. 3. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успевае мости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся Статья 30 Статья 28 Федерального закона относит к компетенции образовательной организации осуществление текущего контроля успеваемости и про межуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения . В связи с этим требует закрепления локальным актом образовательной организации и система оценивания как при текущем контроле успеваемости, так и при промежуточной аттестации в различных формах. С целью достижения объективности оценки необходима разработка и утверждение критериев оценивания обучающихся по предмету 4. Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной о рганизацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся Статья 30 Общие нормы оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родит елями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся изложены в статьях 55 - 62 Федерального закона , локальный акт детализ ирует их , применительно к условиям данной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовате льного процесса и иных условий, при этом не должен содержать норм, ухудшающие положение обучающихся или работников общеобразовательной организации по сравнению с нормами, установленным законодательством об образовании. 5. Порядок обучения по индивидуальн ому учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы Статья 34 индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потреб ностей конкретного обучающегося ( статья 2 Федерального закона). в пределах осваиваемой образовательной программы Введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуально го учебного плана рассматривается как одно из основных направлений, способствующих реализации стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования Подобный гибкий подход учитывает своеобразие личностных качеств и индивидуальных спосо бностей каждого обучающегося, позволит обучающимся более свободно их реализовывать. 6. Порядок участия обучающегося в формировании содержания своего профессионального образования Статья 34 указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении 7. Порядок пользования лечебно - оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации Статья 34 Обращаем внимание, что установление данного порядка, в том числе установление бесплатного или платного по льзования указанной инфраструктурой Федеральным законом отнесено к исключительной компетенции образовательной организации. 8. Порядок освоения наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых др угих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Статья 34 Локальный акт устанавливает порядок освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из числа преподаваемых в образовательной организации. Освоение предметов, курсов, дисциплин (модулей) преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность,. одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ осуществляется с учетом требований статьи 13 Федерального закона и Порядк а организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направлен ности или по соответствующему виду образования 9. Порядок зачета результатов освоения Статья 34 Устанавливается образовательной организацией обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную де ятельность самостоятельно, с учетом требований статей 13 и 15 Федерального закона и Порядк а организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования 10. Порядок посещения по своему выбору мероприятий , которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом Статья 34 При разработке локального акта следует обратить внимание, что данный акт устанавливает только порядок посещения мероприятий, и не д олжен содержать норм обязывающих обучающихся посещать мероприятия. 11. Правила внутреннего распорядка Статья 30 Правила внутренн его трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых о тношений у данного работодателя ( статья 189 Трудового кодекса Российской Федерации). Порядок утверждения правил внутреннего трудового ра спорядка установлен статьей 190 ТК РФ. При разработке правил внутреннего распорядка необходимо учитывать, что д ля педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю ( ст атья 333 ТК РФ). Аналогичная норма относительно рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений содержится в ст. 55 Закона об образовании. В пределах сокращенной продолжительности рабочего времени рабочее время различных категорий педагогических работников ди фференцируется с учетом специфики их труда. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных организаций установлены приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 г. № 2075. 12. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения Статья 45 Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликт а интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Порядок создания и функцион и рования указанных комиссий установлен пунктом 2 статьи 45 Федерального зако на. К о миссии создаются из равного числа представителей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Решения ук а занных комиссий являются обязательными д ля всех участников образов а тельных отношений в данной образовательной организации, но их можно обжаловать в установленном законами порядке. 13. Порядок доступа педагогических работников к информационно - телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально - техническим средствам обеспечения образовательной Статья 47 В соответствии со статье й 47 Федерального закона педагогические работники образовательной организации имеют право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами , а также к информационно - телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материал ам, музейным фондам, материально - техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности деятельности. Порядок использования данных ресурсов устанавливаетс я образовательной организацией, с учетом выполнения установленных законодательством о защите персональных д анных правовых, организационных и технических мер для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправ омерных действий в отношении персональных данных. 14. Нормы профессиональной этики педагогических работников Статья 47 Пункт 4 статьи 47 Федерального закона предписывает образовательной организации закрепить в локальных актах нормы профессиональной этики педагогических работников. Целесообразно, при разработке локального акта использовать р екомендации ЮНЕСКО "О положении учителей" (принятой 05.10.1966 г. Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей), Декларации профессиональн ой этики Всемирной организации учителей и преподавателей (принятой на третьем международном конгрессе Всемирной организации учителей и преподавателей (Education International) состоявшемся 25 - 29 июля 2001г в Йомтиене, Тайланд). 15. Соотношение учебной (п реподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника Ста т ья 47 Пунктом 6 статьи 47 предусмотрен локальный нормативный акт образовате льной организации определяющий соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника. При разработке локальног о акта необходимо руководствоваться требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей , установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования ( приказ Минобрнауки России от 27.03.2006 г. № 2075). 1 6 . Порядок и формы проведения итоговой аттестации по освоению основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования Статья 59 Необходимость разработки локального нормативного акта образовательной организации наступает в том случае, если федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования не опреде лены формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программа м . 17 . Порядок оформления документов об образовании и (или) о квалификации на иностранном языке Статья 60 Обращаем внимание, что данная норма не может быть применена к документам об образовании и документам об образовании и о квалификации выдаваемым лицам , успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию. В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Федерального закона, данной категории выпускников выдаются документы об образовании и документы об образовании и квалификации установленного соответствующим феде ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования, здравоохранения и культуры образца. 18 . Установление образцов документов об образовании и (или) о квалификации, лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, справок об обучении Статья 60 Образовательная организация вправе самостоятельно установить образцы документов об образовании и (или) квалификации по программам по которым не предусмотрено провед ение государственной итоговой аттестации. Форма (образец) справки об обучении или о периоде обучения выдаваемой л ицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть об разовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливается образовательной организацией самостоятельно Локальный акт образовательной организации представляет собой основанный на законодательс тве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регул ир ующий отношения в рамках данной образовательной организации . Локальный акт образовательной организации - это официальн ый правовой документ, изданный в письменной форме и содержащий необходимые реквизиты: а) наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание; б) дату издания; в) порядковый (регистрационный) номер; г) подпись уполномоченного должностного лица ; д) в необходимых случаях визы согласования и печать образовательной организации . При этом следует отметить, что в настоящее время нет обязательных требований к оформлению локальных актов. Требования ГОСТ Р 6.30 - 2003 «Унифицированные системы документац ии. Унифицированная система организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов» являются рекомендуемыми. Локальный акт образовательной организации должен быть основан на законодательстве - совокупности нормативных правовых акт ов, регулирующих установленную сферу деятельности образовательной организации . Н еобходимо помнить, что правовое обеспечение деятельности образовательной организации носит многоуровневый характер. Деятельность образовательной организации регулируется федера льными нормативными актами, нормативными актами органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, которые находятся в иерархическом соподчинении, причем, как между уровнями (законы субъектов РФ не могут про тиворечить федеральным законам ), так и внутри каждого уровня (нормативные акты регионального органа управления образованием не мог ут противоречить закону субъекта РФ, регулирующему сферу образования). Локальные акты образовательной организации образуют низший уровень правового регулир ования деятельности образовательной организации . При этом изменение правового регулирования вопросов образования, например, на федеральном уровне в лечет за собой цепную реакцию изменений на всех других уровнях, в том числе и на уровне образовательной орган изации . 3. Чтобы быть правомочным, локальный акт образовательной организации должен быть не только официальным правовым актом, соответствующим (не противоречащим) законодательству, но и актом, принятым компетентным органом упра вления образовательной орга низации . Разграничение полномочий между руководителем образовательной организации и органами самоуправления определяется уставом образовательной организации . Локальные акты образовательной организации дей ствуют только в пределах самой образовательной орган изации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне ее . Так, администрация образовательной организации не вправе регулировать любые аспекты поведения обучающихся, складывающиеся дома, в учреждениях дополнительного образования детей и т.д. Таким об разом, документы образовательной организации , у которых отсутствуют какие - либо признаки из числа перечисленных выше (документы без официальных реквизитов, принятые некомпетентным должностным лицом либо с нарушен ием предусмотренного порядка, противоречащие законодательству, регулирующие отношения, складывающиеся вне образовательной организации ), не могут считаться локальными актами и тем самым не могут регулировать поведение участников образовательного процесса.