Рабочая программа по дисциплине ОП. 06 Эффективное поведение на рынке труда для лиц, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.03 Автомеханик
Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Губернский техникум м.р. Кошкинский»
Рабочая программа по дисциплине
ОП. 06 Эффективное поведение на рынке труда
для лиц, обучающихся по программам
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии 23.01.03 Автомеханик
Составила преподаватель Якимова Э.К. на
основе методических рекомендаций ЦПО
« Формирование общих компетенций обучающихся
по программам довузовского
профессионального образования»
Самара, 2011г
с. Кошки 2016/2017 уч. год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе методических рекомендаций ЦПО « Формирование общих компетенций обучающихся по программам довузовского профессионального образования», Самара, 2011г, для лиц, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по
профессии: 23.01.03 Автомеханик
Организация - разработчики: ГБПОУ « ГТ мр К»
Якимова Эльвира Константиновна – преподаватель, ГБПОУ « ГТ мр К»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применениярабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для лиц, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по
профессии: 23.01.03 Автомеханик
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и в программах повышенной квалификации, переподготовки и профессиональной подготовке по рабочим профессиям.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессионаоьный цикл.
Обучающийся владеет общими универсальными технологиями деятельности, позволяющими осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру.
В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются компетенции:
ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ( социально – трудовые)
ОК 2: Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения , определяемых руководителем выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество(познавательной компетентности) .
ОК 3: Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности за результаты своей работы, принимать решения в стондартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ( учебно- познавательные).
ОК 4: Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач профессионального и личностного развития ( личностное самосовершенствование).
ОК 5: Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности( информационные).
ОК 7: Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( общекультурные).
Учебной дисциплиной формирование профессиональных компетенций (ПК) не предусмотрено.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;
- аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поисков работы;
- задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;
- составлять структуру заметок для фиксации взоимодействия с потенциальными работодателями;
- состовлять резюме с учетом специфики работодателя;
- применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;
- корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;
- оперировать понятиями «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера»;
- объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;
- анализировать (формулировать)запро на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении;
- давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника и произвольнозаданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- источники информации и их особенности;
- как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации;
- возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации;
- обобщенный алгоритм решения различных проблем;
- как происходит процесс доказательства;
- выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения;
- способы представления практических результатов;
- выбор оптимальных способов презентаций полученных результатов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей рограммы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
практические занятия
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
Итоговая аттестация в форме: зачета
.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
Раздел 1. Общая информация о социально- экономическом положении Самарской области. Поиск потенциальной работы.
Тема 1.
Анализ современого рынка труда
Содержание учебного материала
5
2
1
Определение понятия «рынок труда», структура современного рынка
труда РФ. Региональные особенности рынка труда.
3
2
Занятость населения как показатель баланса спроса и предложений
рабочей силы.
Высвобождение рабочей силы, его причины в регионе
3
Аргументированная оценка степени востребованности специальности на региональном рынке труда.
Практическое занятие № 1
1
Разработка творческого коллажа по теме: «Я и моя профессия»
Самостоятельная работа
Провести анализ востребованности рынка труда по професии.
1
Тема 2.
Тенденция развития мира профессий
Содержание учебного материала
6
2
1
Возможные ошибки при сборе информации и спосбы их минимизации
2
Определение понятия «профессия», современный мир професий,
тенденции в его развитии, классификация профессий. Основные виды
профессий, их характеристика
3
Проанализировать запрос внутренних ресурсов для профессионального ростав
заданном направлении.
4
Анализ профессиональной пригодности. Определение готовности к
профессиональной деятельности с использованием методик: «Мотивы выбора професии»
Самостоятельная работа
Проведение анализа рейтинга самых популярных мужских и женских профессий.
2
Раздел 2. Профессиональное построение карьеры.
Тема 3.
Понятие карьеры и карьерная стратегия
Содержание учебного материала.
6
1
Понятие карьеры в узком и широком смысле
Карьера и личностное самоопределение карьеры (вертикальная,
горизонтальная, профессиональная, должностная и др.)
3
2
Этапы карьеры и мотивы карьерного роста.
3
Объяснить причины, побужающие работника к построению карьеры.
2
Практическое занятие № 2
1
Обсуждение офоризмов и высказываний о жизни, карьере, успехе в жизни профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа
Составление мультимедиа презентации по теме «Иллюстрации к професии», по которой студенты заканчивают обучение.
2
Тема 4.
Проектирование карьеры
Содержание учебного материала
6
2
1
Понятие проект и проектирование карьеры.
Карьерный рост и личностное развитие как предмет проектирования
самого себя.
4
2
Этапы проектирования.
Замысел проекта и личностное самоопределение автора проекта.
3
Планирование своей профессиональной карьеры. Самоанализ умений и способностей
4
Определение вариантов построения своей карьеры. Упражнение «Мои достижения на фактический момент времени». Упражнение «Цели карьеры».
Самостоятельная работа.
Формулирование запросов на свои внутренние резервы для построения профессиональной карьеры. Проведение самооценкисвоих сильных и слабых сторон. Составление шкалы своих умений и склонностей. Составление проекта «Проектирование профессиональной карьеры».
2
Тема 5.
Принятие решения о поиске роаботы
Содержание учебного материала.
6
2
1
Проблемы, стоящие перед соискателем.
Этапы поиска работы. Эффективные способы поиска работы.
3
2
Каналы распростронения сведений о себе: объявление, помощь
знакомых, электронные СМИ, работа на сайте, печатные СМИ,
распростронение по каналам профессиональных и общественных
организаций, массовая (веерная рассылка) собственными силами.
3
Анализ информации для принятия решения о поступлении на работу.
Практическое занятие № 3
1
Составление своей характеристики.
Просмотр и обсуждение видеофильма «Как найти работу», «Трудоустройство молодежи»
Самостоятельная работа
Составление своей характеристики в качестве ресурса будующего молодого специалиста
2
Тема 6.
Правила составления резюме
Содержание учебного материала
6
2
1
Цели написания резюме. Виды и сруктура резюме. Ошибки при
составлении резюме.
Правила составления сопроводительных писем.
4
2
Предварительные телефонные переговоры с потенциальном
работодателем.
3
Анализ готовых резюме. Составление собственного резюме с учетом специфики работодателя.
4
Обсуждение полученных результатов. Телефонные переговоры с потенциальным работодателем в модельной сетуации.
Самостоятельная работа
Составление сопроводительного письма и заметки по предварительному телефонному разговору с потенциальным работодателем.
2
Тема 7.
Посредники на рынке труда
Содержание учебного материала
6
2
1
Государственная служба занятостинаселения (пособие по безработице,
профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий на бирже
труда).
3
2
Типы кадровых агенств. Составление объявлений о поиске работы.
3
Составление аналитической таблицы по систематизации информации об источниках информации о работе и потенциальных работодателях.
Практическое занятие № 4
1
Самостоятельно задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу.
Самостоятельная работа
2
Сбор и анализ информации о вакансиях рабочих мест в регионе по специальности.
Составление списка потенциальных работодателей. Привести не менее трех аргументов целесобразности использования элементов инфраструктуры рынка труда для поиска работы.
Тема 8.
Прохождение собеседования
Содержание учебного материала
5
2
1
Характеристика собеседований. Виды собеседований. Подготовка к
собеседованию. Поведение на собеседовании. Вопросы, которые могут
задавать на собеседовании. Типичные ошибки, допускаемые при собеседовании.
2
2
Самопрезентация. Основные способы самопрезентации. Препятствия для эффективнойсамопрезентации.
Практическое занятие № 5
1
Просмотр и обсуждение видеофильма «Как пройти собеседование». Деловая игра «Самопрезентация» - проведение диалога с работодателем в модельных условиях (ответы на «неудобные вопросы»)
Самостоятельная работа.
Составление самопрезентации, подготовка к деловой игре.
2
Тема 9.
Правовые аспекты трудоустройства и увольнения
Содержание учебного материала
4
2
Порядок приема на работу. Понятие, содержание и подписание трудового договора (контракта).
Основные правила и бязанности работника и работодателя при приеме на работу.
Особенности прохождения испытательного срока.
1
Процедура увольнения. Причины увольнения. Правовые аспекты увольнения с работы.
Практическое занятие № 6
1
Дать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника а произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами. Определение общих прав и обязанностей работодателя и работника в соответстрии с Трудовым кодексом РФ. Оценка законности действия работодателя и работника при приеме на работу и увольнение (решение ситуативных задач).
Самостоятельная работа
Изучение Трудового кодекса РФ
2
Зачет
1
Всего
34 ч.(ауд),17 ч. ( сам.)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия стандартного учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя; ученическая доска;
учебно – методический комплекс преподавателя (рабочая программа, тематическое планирование, конспекты лекций, диагностические методики, раздаточный материал для практических занятий;
учебные презентации и видеоматериалы).
Технические средства обучения:
компьютер в комплекте
.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Голубь Г.Б. Перелыгина Е.А. «Введение в профессию: общие компетенции профессионала». «Эффективное поведение на рынке труда». «Основы предпринимательства», «Гиды для преподавателей». – Самара ЦПО, 2011г
Перелыгина Е.А. «Эффективное поведение на рынке труда» рабочая тетрадь/ Парыгина Е.А. – Самара ЦПО 2011г.
Л.Н.Череданова. Основы экономики и предпринимательства. Москва. Академия. 2010г
Интернет-ресурсы
http://www.ihtik.lib.ru Библиотека «Ихтика», раздел «Учебные материалы». В списке 1261 файлов по всем предметам.
http://www.polbu.ru Раздел: Бизнес и экономика, менеджмент, маркетинг на сайте «Полка Букиниста». Всего 120 книг. Библиотека очень удобная, можно читать на месте или скачать в html с удобной навигацией.
http://president.kremlin.ru/ Президент России
http://president.kremlin.ru/administration.shtml Администрация Президента
http://www.duma.gov.ru/ Государственная Дума
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Настоящая рабочая программа предусматривает зачёт во 2-м семестре обучения.
Критерий оценки на зачёте складывается из следующих показателей:
- уровень усвоения теоретических знаний, показанный при ответе на вопросы во
время зачёта;
- уровень практических навыков при работе в течение семестра.
«Зачтено» - выставляется студенту:
- который твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет
применять полученные знания на практике, но допускает в ответе некоторые
неточности;
- который показал всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной
программы дисциплины, знакомство с дополнительной литературой; за
способность студента уверенно применять полученные знания при планировании
своей текущей или будущей профессиональной деятельности.
«Незачтено» - выставляется студенту:
- показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно
правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической
последовательности в изложении программного материала, допускающему в ответе
или в решении задач грубые ошибки;
- который, не знает большей части основного содержания учебной программы
дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий
дисциплины и не умеет использовать полученные знания при планировании своей
профессиональной деятельности.
4.2.
Раздел программы
(тема)
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели результатов подготовки
Формы и место контроля и оценки результатов обучения
Тема 1
Анализ современного рынка труда
- источники информации и их особенности
- процессы получения, преобразования и передачи информации
дает аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда
тестирование
оценка практической работы № 1
оценка самостоятельной работы
Тема 2
Тенденция развития мира профессий
- определение понятия «профессия»
- современный мир профессий, тенденция в его развитии
- классификацию профессий, основные типы профессий и их характеристики
- анализирует (формулирует) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста
- определяет готовность к профессиональной деятельности
тестирование
оценка самостоятельной работы
Тема 3
Понятие карьеры и карьерная стратегия
- понятие «карьера» в узком и широком смысле
- причины побуждающие работника к построению карьеры
- процессы получения, преобразования и передачи информации
- объясняет причины , побуждающие работника к построению карьеры
- составляет мультимедиа презентации по профессии
-планирует профессиональную карьеру
- проводит самооцку своих сильных и слабых сторон
Тестирование
оценка практической работы № 2
оценка самостоятельной работы
Тема №4
Проектирование карьеры
- карьерный рост и личностное развитие как предмет проектирования самого себя
- этапы проектирования
- составляет шкалу своих умений и склонностей
оценка самостоятельной работы
Тема №5
Принятие решения о поиске работы
- источники информации и их особенности
- обобщенный алгоритм решения различных проблем
- этапы поиска работы, эффективные способы поиска работы
- определяет критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу
- составляет свою характеристику
тестирование
оценка практической работы № 3
оценка самостоятельной работы
Тема №6
Правила составления резюме
- цели написания резюме
- виды и структура резюме
- правила составления сопроводительных писем
- составляет резюме с учетом специфики работодателя
- составляет собственное резюме
тестирование
оценка самостоятельной работы
Тема 7
Посредники на рынке труда
- государственные службы занятости населения
- элементы инфроструктуры рынка труда для поиска работы
- собирает и анализирует информацию о вакансиях рабочих мест в регионе по специальности
- составляет аналетическую таблицу по систематизации информации об источниках информации о работе и потенциальных работодателях
тестирование
оценка практической работы № 4
оценка самостоятельной работы
Тема 8
Прохождение собеседования
- виды собеседований
- основные правила ведения диалога с работодателем
- корректные ответы на «неудобные вопросы» потенциального работодателя
- составляет самопрезентацию
- применяет основные правила ведения диалога с работодателем
тестирование
оценка практической работы № 5
оценка самостоятельной работы
Тема 9
Правовые аспекты трудоустройства и увольнения
- порядок приема на работу
- понятие, содержание и подписание трудового договора
- основные права и обязанности работника и работодателя при приеме на работу
- особенности испытательного срока
- процедура увольнения, правила увольнения
- правовые аспекты увольнения с работы
-Трудовой кодекс РФ и нормативные трудовые акты
- определяет общие права и обязанности работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ
Определяет законность действий работодателя и работника при приеме на работу и увольнении
- анализирует типичные ошибки при ведении кадровой документации
тестирование
оценка практической работы № 6
оценка самостоятельной работы
Заголовок 115