Методическая разработка «Интеракивные формы работы педагога-психолога с педагогами»


«Интеракивные формы работы педагога-психолога с педагогами»
Педагог-психолог: Г.П.КотанянВ связи с введением ФГОС и в процессе индивидуализации, особенно остро стоит вопрос психологического здоровья и повышение психологической культуры педагогов.
О необходимости работы психолога с педагогами говорят очень много. Формулируя основные задачи школьного психолога, одно из мест занимает «повышение психологической культуры учителей». Однако еще и сегодня работа с педагогами является одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога.
Действительно, если проанализировать тематику многочисленных конференций, круглых столов, семинаров школьных психологов, то несложно заметить, как мало внимания уделяется проблеме взаимодействия психолога и педагогов. Причин этому немало, и одна из них, по мнению многих психологов, связана с тем, что некоторые педагоги довольно активно сопротивляются любым предлагаемым им способам психологической работы с их профессиональными и личностными проблемами. Таким педагогам чаще всего свойственны частая смена настроения, утомляемость и раздражительность, эмоциональная холодность, сверхконтроль, нерешительность и тревожная мнительность, высокая деловая направленность личности.
И передо мной встает вопрос: как организовать и заинтересовать педагогов? Какие формы можно использовать?
Я считаю, что активизация деятельности психолога и педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные формы работы.
Аким образом Цель моего выступления: актуализация темы «Интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами»
Задачи:
ознакомить с эффективными методами работы психолога с педагогами
пополнить методическую копилку новыми интерактивными методами /техниками
опробовать предложенные интерактивные методики/техники на себе
развить социальные навыки группового сплочения
Интерактивные образовано из 2 анг слов - inter (взаимный), act (действовать). Процесс работы осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников. Использование интерактивных форм работы предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование упражнений, игр, совместное решение проблем.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Отсюда, интерактив – это прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:
        это специальная форма организации, с комфортными условиями, при которых педагог чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;
        процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс обсуждения;
        диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;
        исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;
        формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;
        формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
        участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;
        участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;
        каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;
удовлетворенность членов группы совместной деятельностью, производительность труда группы (ее продуктивность), это и есть   показатель эффективности групповой деятельности
Цели «интерактива» могут быть различными:
        обмен опытом;
        выработка общего мнения;
        формирование умений, навыков;
        создание условия для диалога;
        группового сплочения;
        изменения психологической атмосферы.
Интерактивные формы работы  - это такая организация процесса взаимодействия, в котором невозможно неучастие педагога в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса совместной работы.
Технологий «интерактива» существует огромное количество.
Каждый может самостоятельно придумать новые формы работы с педагогами. Часто используют работу в группах, работу в парах,
Очень нравится такая форма работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно, а внутреннее – подвижное, через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
Технология Аквариум заключается в том, что несколько человек
разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Броуновское движение предполагает движение по всему пространству комнаты с целью сбора информации по предложенной теме..Иногда используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и участники высказываются о разных аспектах.
Интерактивное творчество безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных целей
Залогом успешной работы психолога с педагогами является применение таких форм, когда педагоги сами имеют возможность принимать активное участие. Важной помнить, целью интерактивных методик является создание комфортных условий, при которых педагог чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс взаимодейсвия.
Психологическое занятие с элементами тренинга
«Я - само совершенство»
Цель:
активизация процесса самопознания у педагогов; формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний; развитие коммуникативных навыков групповой сплоченности.
Задачи:
создание благоприятных условий для работы
углубление процесса самопознания
снятие внутреннего напряжения
формирование позитивного отношения к себе и другим
Оборудование: доска, мел, мячик, бланки со шкалами для самооценивания (не подписанные), лист ватмана, карандаши, зеркало, музыка для релаксацииПлан занятия:
Приветствие. Диагностика эмоционального состояния. Знакомство. Упражнение «Карусель»
Правила группы
Постановка проблемы
Разминка. Упражнение «Ассоциации»
Упражнение «Имя-качество»
Работа в подгруппах по выявлению качеств совершенного педагога с различных точек зрения.
Работа в объединенной подгруппе
Самооценивание по выбранным критериям и определение уровня притязаний каждого участника
Обсуждение полученных результатов.
Арт-терапевтическое упражнение «Рисунок по очереди»
Анализ полученного изображения, вербализация чувств.
Релаксация. Упражнение «Посещение зоопарка»
Упражнение «Комплимент»
Упражнение «Волшебное зеркало»
Диагностика эмоционального состояния
Завершение занятия. Прощание.
Психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю вам показать с помощью большого пальца правой руки, в каком настроении вы пришли на занятие. Если настроение радостное, бодрое - палец поднят вверх, грустное, подавленное – опущен вниз, а если нейтральное – палец находится в горизонтальном положении.
Для начала, чтобы лучше узнать друг друга и познакомиться по ближе, я предлагаю вам вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение.
Упражнение «Карусель»
Цель: формирование быстрого реагирования при вступлении в контакт, развитие эмпатии, рефлексии в процессе общения
В упражнении осуществляется серия встреч причем каждый раз с новым человеком.
Задание: легко войти в контакт.
Члены группы встают по принципу «карусель», т.е лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. После выполнения ситуации участники по сигналу ведущего передвигаются к следующему участнику.
Ситуации:
Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели..Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним
Перед вами сильно расстроенный человек. Подойдите к нему и успокойте…
После длительной разлуки вы встречаете любимого человека…
Рефлексия: Какие трудности вы испытывали? Какие эмоции вы ощущали при выполнении эого упражнения?
Для работы в группе нам необходимо принять правила.
Правила группы:
доброжелательное отношение друг к другу
Принцип «здесь и сейчас» - говорим о том, что нас волнует именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит здесь в группе
Говорим от своего имени: «Я считаю…», «Я думаю…»
Конфиденциальность
Активно участвуем, не забываем про юмор
Психолог: Многим из нас свойственно стремление к самосовершенствованию. Что же такое совершенство? На сегодняшней встрече хотелось бы приблизиться к осознанию этого понятия с профессиональной точки зрения. Давайте для разминки по кругу назовем ассоциации со словом «Совершенство».
Участники называют, например: идеал, образец, что-то неживое, застывшее, памятник, что-то прекрасное, но далекое и др.Психолог: В толковом словаре Ожегова есть определение: совершенство — это «полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства)».
- Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, пусть несовершенные, но ярко выраженные положительные качества. Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту своего характера, которая помогает в работе.
Услышали ли мы друг друга? Давайте вспомним, что сказал каждый участник.
(Участники повторяют имена и высказывания коллег.)
- Первые черты совершенного педагога у нас уже есть, раскрываем тему дальше. Давайте посмотрим на себя глазами наших учеников. Для этого нам нужно разделиться на две подгруппы.
Первая подгруппа — это ученики начальной школы, вторая — старшеклассники. Сядьте удобнее, расслабьтесь, руки свободно лежат на коленях, почувствуйте опору под ногами, на стуле, закройте глаза, представьте себя ребенком в соответствующем возрасте. Какой бы вам хотелось видеть свою учительницу?
По окончании упражнения участники обсуждают свои мысли с коллегами.
Затем каждая группа формулирует и записывает на листочке 4 качества идеального, с их точки зрения, педагога.
Результаты работы подгруппы «младших школьников» могут быть следующие: учительница должна быть добрая, красивая, веселая, справедливая.
Подгруппа «старшеклассников» может назвать такие качества, как профессионализм (знание предмета, доступность изложения), организованность, современность, строгость.Психолог: На следующем этапе вы уже не дети, вы снова стали собой — взрослыми людьми, опытными педагогами. Сейчас вы объединитесь в одну группу и уже с вашей позиции предложите 4 качества совершенного педагога. Мы запишем их на доске.
( например: справедливость, профессионализм, энергичность, чуткость.)
- Теперь мы с вами попробуем оценить себя по предложенным критериям. Самооценивание проводится анонимно, вы подписываете только шкалы на бланках. Уровень развития каждого выбранного вами качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самую низкую степень развития, а верхняя — наивысшую.Задание: На каждой линии чертой отметьте, как вы оцениваете у себя развитие этого качества, стороны вашей личности в настоящий момент. После этого крестиком отметьте, какой уровень развития этих качеств был бы для вас желательным.
(После выполнения этого этапа задания психолог обращает внимание на местонахождение точек самооценки и уровня притязаний.)
Психолог: Если на ваших шкалах эти две точки совпадают или находятся близко друг от друга, то я вас поздравляю! Вам удалось приблизиться к вашему идеалу. Если же между ними есть расстояние — замечательно, вам есть к чему стремиться, это ваш потенциал, руководство к действию. И чем больше расхождение, тем интереснее задача!
(Результаты остаются у участников для самоанализа.)
Психолог: А теперь мы в буквальном смысле сделаем штрихи к портрету нашего замечательного педагога.
Участники выполняют арт-терапевтическое упражнение «Рисунок по кругу». Каждый подходит к листу ватмана, прикрепленного на доске, и делает несколько штрихов. И так до тех пор, пока у участников не появится ощущение завершенности портрета. Далее следует обсуждение полученного результата. Можно оценить новоявленного «педагога» по приведенным выше критериям, можно с осторожностью и юмором применить принципы оценки рисуночных тестов.
Психолог: И в заключение — обмен впечатлениями и чувствами по поводу процесса и результата совместного творчества.
Обычно эта часть проходит очень весело и живо. Вот некоторые высказывания: «Рисовали идеального педагога, а получилось… как всегда»; «Посмотрите, как она губки поджала и ручки сложила, прямо как я у доски!»; «Разве в таком виде можно на урок идти? Только на дискотеку» и др.
Как тут не вспомнить афоризм В. Вишневского: «Не доводи меня до совершенства!»
Педагог-совершенство должен обязательно владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое неизбежно возникает в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только педагога, но и учеников. Существуют разные способы снятия стресса.
Релаксация. Зажигается аромолампа. Упражнение «Очищение от тревоги»
Психолог: Наша встреча подходит к концу. Давайте сейчас к нашему портрету добавим несколько словесных штрихов. Назовите, пожалуйста, друг другу те сильные стороны и достоинства личности педагога, которые проявились сегодня.
Участники выполняют упражнение «Комплименты» в любой модификации.
Психолог:  Наше занятие завершается. Если вернуться к теме, то ведь и понятие «совершенство» — это тоже что-то завершенное, свершившееся, законченное. Но ведь наш путь не завершен, мы-то с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет предела!
Упражнение «Волшебное зеркало»
Сейчас я предлагаю вам с чувством, произнеси волшебные слова, глядя в волшебное зеркальце. «Я возможно не совершенство, но достаточно хороша!» Повторяйте их каждое утро.
Я желаю вам успехов на вашем жизненном пути!
Рефлексия:
Участники заполняют анкету:
Литература:
Журнал «Школьный психолог» № 5,6 2008 г
Н.В. Самоукина. Практический психолог в школе:лекции, консультирование, тренинги.- М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003
Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения.- СПб.:КАРО, 2003
Рефлексия:
Участники заполняют анкету:
Ф.И.О., должность, место работы _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Больше всего мне понравилось (не понравилось)__________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Самым полезным для меня было_______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Во время занятия я поняла_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Актуальным на занятии для меня было__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________